Инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:10, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования. Становление новой
экономической системы в России предполагает формирование новой упорядоченной системы связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Упорядочение частной собственности, развитие предпринимательства свидетельствуют о развитии товарно-денежных отношений. В этих, условиях рынок становится той объективн

Работа содержит 1 файл

диссертация.docx

— 25.19 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ  
Актуальность темы исследования. Становление новой  
экономической системы в России предполагает формирование новой упорядоченной системы связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Упорядочение частной собственности, развитие предпринимательства свидетельствуют о развитии товарно-денежных отношений. В этих, условиях рынок становится той объективной необходимостью, без которой вопрос о стабилизации производства и выходе из кризиса становится проблематичным. Россия в силу своих экономических особенностей стоит перед необходимостью создания такого рынка который включает множественность региональных рынков.  
Современное положение рынков обуславливается наличием хорошо организованной их инфраструктуры. Недостаточные капиталовложения в развитие инфраструктуры, отсутствие должной поддержки со стороны местных властей и государства, наконец, отсутствие органов управления рыночной инфраструктурой способствуют накоплению отрицательных сдвигов, формируют механизмы торможения в формировании рынка, а это в свою очередь, сказывается на замедлении экономических реформ в России. Однако, стремление России быстрее освоить рыночные механизмы осталось прежним, а поэтому интерес в экономической жизни к вопросам рынка, к рыночной теории растет.  
Становление инфраструктуры рынка имеет свои особенности, вытекающие из возрастающей роли региона в хозяйственном развитии, степени их экономической самостоятельности, обеспеченности этой самостоятельности нормативно-правовой и материальной базой. Каждый региона является составной частью единого народно-хозяйственного комплекса страны, поэтому  
меры по развитию регионального хозяйства и рыночных структур его должны соотносится с ролью, которую играют регионы в едином хозяйственном процессе.  
Одним из серьезных факторов торможения процесса формирования рыночной инфраструктуры является недостаточное осознание той истины, что по мере принятия правительством и законодательными органами новых законов и постановлений вся тяжесть практических решений формирования новых рыночных и инфраструктурных структур перемещается на региональный уровень. Не в правительстве и не в парламенте, а на территории регионов, где живет основная масса населения и сосредоточены главные ресурсы, решается вопрос: быть или не быть рыночной экономике. Россия - это огромная территория с разнообразием и природных условий, и национальных особенностей, традиций. Россию нельзя переделать и преобразовать вообще, в целом, потому что люди живут в разных условиях и по разному. Сейчас все зависит от того как поддержит рыночные преобразования население и как отнесутся к ним местные органы власти и управления. А это в свою очередь определяется тем, в какой мере правительственные решения учитывают региональные особенности и потребности. От этого зависит насколько успешным станет процесс формирования региональной рыночной инфраструктуры.  
Исследование становления рыночной инфраструктуры требует обозначенных методологических подходов, основанных на диалектике и системности в процессе анализа. Теория становления рыночной инфраструктуры является составной частью теории рынка, поэтому новые исследования рыночной инфраструктуры будут дальнейшей разработкой теории рынка в целом.  
Проблема рыночной инфраструктуры многосложна, она постоянно пополняется новыми знаниями, дает осмысление новых процессов реальной жизни.  
Разработанность проблемы. 6 экономической литературе выдвигаются различные точки зрения по вопросам становления рыночной инфраструктуры порой высказываются обоснованные предложения по ее развитию. Однако предложения этой по большей своей части формируются на основе обобщения практики хозяйствования, опыта становления различных рыночных институтов1 .Очень мало работ, где бы предложения по развитию региональной рыночной инфраструктуры формировались на основе глубокого анализа экономических процессов становления инфраструктуры и объективных экономических законов, на основе которых эти процессы становления осуществляются.  
Понимание проблемы становления инфраструктуры требует глубоких теоретических обобщений, среди которых важное значение отводится обоснованию экономического содержания инфраструктуры определению общественного ее предназначения, формированию функций через которые это предназначение реализуется и выявлению противоречий, которые при этом возникают. Опираясь на научное познание всех этих и других проблем можно будет определить факторы, влияющие на становление региональной рыночной инфраструктуры и выделить направления этого становления в соответствии с его объективными экономическими закономерностями.  
Все это свидетельствует о том, что изучение проблем становления рыночной инфраструктуры на современном этапе приобретает весьма важное теоретическое и практическое значение и становится одним из активных направлений политико-экономического исследования.  
Приоритетное развитие рыночной инфраструктуры необходимо для решения таких социально-экономических задач, как ликвидация .механизмов торможения в развитии рыночной экономики, придание завершенности  
'Формирование рыночной инфраструктуры //Проблемы теории и практики управления.-1991.- № 3.- С.118.; Резин О.М. Формирование инфраструктуры рынка на Дальнем Востоке //Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. - 1992.- № 5-6.- С.37.  
формированию рынка, развитие экономически слабо развитых регионов, ускорение процессов обмена, а значит оборачиваемости основных и оборотных средств, максимизации прибыли, стимулирование развития рыночных институтов, решение проблемы занятости и др.  
Несмотря на теоретическую и практическую значимость проблемы становления рыночной инфраструктуры внимание ученых к этой проблеме проявилось лишь в последние годы. Среди ученых, стоявших у истоков создания отечественной теории рынка, разработки теоретических проблем сферы обращения, методологических подходов к исследованию рыночной инфраструктуры следует назвать ФАКрутикова, А.И.Левина, В.Е.Малевича, ШХМаслова, ВХНефедова, А.В.Орлова, Б.А. Соловьева, Р.И.Шнипера, В.В.Швыркова и других. Различные аспекты развития рынка и рыночной инфраструктуры исследованы в работах А.И.Абалкина, Г.Г.Абрамишвили, А.Г.АганбегянауА.Р.Бернвальда, А.И.Баксина, А.Г.Гранберга, А.А.Горячева, М.П.Гордона, Е.П.Голубкова, И.Н.Герчиковой, В.Е.Демидова, П.С.Завьялова, СМЗагладиной, С.Л. Комлева, Д.И.Костюхина, Н.Е.Капустиной, И.И.Кретова, Ф.М.Левпшна, Е.Б.Мухановой, СП. Никитина, Л.П.Наговициной, В.И.Одесса, Л.А.Самсонова, А.А.Хондруева и др.  
Первые идеи по формированию рыночной инфраструктуры были высказаны в работах американских экономистов А.Шоу, Д.Уэнда, ПЛериштона, а их дальнейшее развитие получило воплощение в трудах Р.Кокса, У.Андерсона, ТЛевитта, О.Уильямсона, Г.Элиассона, Л.Буклина, Дж.Хескетта, Д.Ревзана, ТБекмана, НЭнгла, Р.Чиста, Р.Снайдера, Ф.Котлера и ДР2  
2 Jochhiffisen R Theorie der Infrastruktur. Jubingen, 1966. S.99.Simonis U. Infrastruktur. Theoris and Praxis. Kiel, 1972. S.10., Stan J.,ed Public Infrastructure and Monning Management Newbury Park, 1988. P.22.,Ford R. Infrastructure and Private-Sector Productivity .Paris,1991.,Conred K.,Seits H. The Economic Benefits of Public Infrastructure //Applied Economics. Apr. 1994. V.26.-4.-P.303.  
Однако , при наличии большого числа публикаций по макроэкономическим проблемам развития рыночной инфраструктуры в развитых индустриальных странах, исследования проблем формирования рыночной инфраструктуры в условиях перехода от планово-распределительной к рыночной системе хозяйствования, особенно на региональном уровне, представлены лишь отдельными публикациями, изучаются частные аспекты товарных рынков, а также связанные с ними вопросы развития отдельных элементов инфраструктуры. И то первые работы были посвящзены общим проблемам инфраструктуры. Это были статьи в журналах 3., отдельные главы в учебных пособиях и учебниках 4. Появились достаточно интересные работы по формированию и развитию инфраструктуры рынка в регионе Козельской И.Н. 5., Новоселова А.С.6 Козельская И.Н. придерживается мнинения, что посредническая деятельность, определяющая сущность функционировавания инфраструктуры рынка, является неотъемлемой составной частью процесса воспроизводства в условиях рыночной экономики. Вследствие этого использование регионального воспроизводственного подхода является необходимым условием исследования проблем формирования рыночной инфраструктуры. Автор, вполне осознает, что книга не исчерпывает всего  
3 Киселева Г. Инфраструктура рыночного хозяйства //Российский экономический журналю1994.№ 3.,Уильяме А.Нисханек «Мягкая инфраструктура» рыночной экономики //Проблемы теории и практики управления. 1991.№2, Кокарев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры //Вопросы экономики. 1998. № 4. Экономическая теория (политэкономия) Учебник/Под общей ред. Акад.В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой.-М.ИНФРА.-М., 1999-560 с; Основы экономической теории и практики.Волгоград, 1994.  
4 Тоскунова Г.М. Роль производственной инфраструктуры и решений продовольственной проблемы.Алма-Ата, 1989, Яктов В.А.Особенности формирования производственной инфраструктуры как элемента регионального развития.Екатеринбург,1993.;Махненко С.И.Рыночная инфраструктура: проблемы системного становления.Ростов-на-Дону,1999. Огурцов В.Д. Становление инвестиционной инфраструктуры в переходной экономике. Саратов, 1998.  
5 Козельская И.Н. Формирование и развитие инфраструктуры рынка в регионе.Издательский центр Саратовской государственной экономической академии., 1995. 14S с.  
6 Новоселов А.С. Рыночная инфраструктура региона. Проблемы формирования и развития.Новосибирск, 1996.- 288 с.  
многообразия проблем формирования и развития региональной рыночной инфраструктуры.  
Некоторые из рассмотренных проблем представлены лишь в порядке постановки вопроса и нуждается в дальнейшем углубленном исследовании.  
Работы Новоселова А.С. представляют собой исследование проблем формирования и развития рыночной инфраструктуры на региональном уровне как единой системы» взаимодействующей с региональным воспроизводственным процессом и обслуживающими его региональными рынками, а также проблем разработки новой модели формирования рыночной инфраструктуры на региональном уровне и принципов экономического механизма управления процессами ее развития. В работе исследуются проблемы формирования системы инфраструктуры рынков в регионе во взаимодействии и различными хозяйствующими субъектами региональной экономики, изучаются экономические предпосылки и условия создания новых элементов рыночной инфраструктуры. Проблемы развития рыночной инфраструктуры рассматриваются с позиций согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов различных форм собственности, действующих в рамках регионального воспроизводственного процесса. Фундаментальные работы по инфраструктуре отсутствуют до сих пор. Стали появляться диссертационные работы по региональной инфраструктуре, но они посвящены исследованию производственной инфраструктуре 7, становлению инвестиционной инфраструктуры 8. Наиболее полно проблема формирования концепции инфраструктуры была поставлена Журавлевой 9, где в основу выделения инфраструктуры как крупной сферы народного хозяйства положены различия между особенными и общими условиями производства.  
7 Экономическая теория (политэкономия) Учебник./Под ред. Акад.В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой.М.ИНФРА, М.: 1999.-560 с.  
8 Иванова Б. Инвестиционная инфрасгруктура.//Российский экономический журнал. 1993.-№12.  
9 Инфраструктура Российского рынка. Экономики-статистический обзор. М.,1995.  
Инфраструктура подразделяется на производственную и социально-бытовую, раскрываются специфические признаки и показывается ее воздействие на экономический рост. Важно подчеркнуть, что концепция инфраструктуры как сферы народного хозяйства включает постановку проблемы региональной инфраструктуры.  
Справедливости ради отметим, что проблема региональной рыночной инфраструктуры еще не стала предметом серьезного анализа ученых-экономистов. Есть лишь подходы к вопросам этой проблемы. В работах, которые так или иначе касаются этой темы, чаще всего рассматривается инфраструктура отдельных рынков. Причем анализ идет с точки зрения характеристики субъектов или материально-вещественных ее элементов. Так анализ инфраструктуры финансового рынка сводится к анализу деятельности коммерческих банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, аудита, биржи и т.д. Анализ инфраструктуры товарных рынков - к анализу оптово-посреднических предприятий, федеральной контрактной корпорации, выставок, ярмарок. Анализ информационной инфраструктуры включает рассмотрение роли рекламы, информационных технологий и телекоммуникаций и т.д.10 Это свидетельствует по существу об отраслевом подходе к анализу рыночной инфраструктуры и совершенно не позволяет раскрыть сущность рыночной инфраструктуры, выявить противоречия, обозначить тенденции их движения и возможности разрешения.  
Отдельные проблемы формирования инфраструктуры рынка в регионе так или иначе затрагивались в работах, посвященных региональным проблемам и. Достаточно активно разрабатывались проблемы становления  
10 Региональные рынки средств производства.Новосибирск,ИЭиОПП СО РАН, 1992;  
11 Шнипер Р.И.,Новоселов А.С. Проблемы рынкообразования в районах Севера-Новосибирск, ИЭиОППСО РАН, 1994; Шнипер Р.И..Новоселов АС. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект..Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская фирма, 1993.  
10  
бюджетно-налоговых отношений в регионе , проблемы формирования рынка труда 13 и др. Однако вовсе неставились вопросы о становлении институтов в регионе, управляющих риском, не решены вопросы формирования системы кредитно-финансового обеспечения в регионе. Далеко не все ясно с созданием информационной системы рынка в регионе.  
Цель и задачи исследования. Исследование отношений становления инфраструктуры рынка в переходный период.  
Для достижения цели диссертации решаются следующие задачи: исследовать рыночную инфраструктуру как систему отношений и ее структуру;  
определить функции рыночной инфраструктуры переходной экономики;  
- раскрыть противоречия присущие рыночной инфраструктуре переходного периода;  
- исследовать факторы, влияющие на становление рыночной инфраструктуры;  
- изучить основные направления становления рыночной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях переходной экономики и их взаимодействие.  
Предмет и объект исследования.  
Предметом исследования являются отношения по поводу становления рыночной инфраструктуры в переходной экономике.  
Объектом исследования является рыночная инфраструктура отечественной экономики.  
12 Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвеспщий.М.,1993.  
11  
Методологическая и информационная база исследования.  
Методологической, теоретической и информационной основами послужили труды классиков экономической теории, решения и постановления Законодательной и исполнительской властей по вопросам развития производства. Финансовой политики, банковскому и биржевому делу, региональным вопросам, фундаментальные монографии по товарно-денежным отношениям, по теории труда, работы философов по концепции развития, использованию системного подхода в анализе, статьи в периодической печати. Использованы данные Госкомстата страны, статистические материалы, опубликованные в периодической печати, фактические данные, собранные автором.  
Научная новизна исследования  
1. Обосновано, что рыночная инфраструктура - это единство отношений - организационно-экономических и социально-экономических. Рыночная инфраструктура как организационно-экономические отношения представляет собой упорядочение товарных, денежных и информационных потоков рынка. Рыночная инфраструктура как социально-экономические отношения это -хозяйственные отношения контактов реальных и потенциальных участников рынка;  
2. Дано авторское понимание функций рыночной инфраструктуры: предъявление товара и денег, противоречия товаров и денег, удовлетворения информационных и иных потребностей участников рынка, определения динамики количественной величины эквивалента обмена;  
12  
3. Впервые выделены основные и особые противоречия становления рыночной инфраструктуры в переходной экономики. Основные противоречия - это противоречия существования инфраструктуры как федеральные, общегосударственные. Особые противоречия представлены как противоречия становления региональной рыночной инфраструктуры;  
4. Уточнены этапы становления рыночной инфраструктуры в переходной экономике (формирование, трансформация институтов региональной рыночной инфраструктуры и координация их с потребностями участников рынка);  
5. Конкретизировано, что формирование финансово-кредитной составляющей рыночной инфраструктуры соотносится в современных условиях с наличием теневого рынка спекулятивных денег, фетишизацией, движения капитала, обслуживанием теневой инфраструктуры этих процессов;  
6. Доказана двойственная роль информации как составляющей рыночной инфраструктуры в переходной экономике: 1) информация существует как товар и сама, обслуживается рыночной инфраструктурой, 2) информация как потоки связывающие воедино систему элементов рыночной инфраструктуры. Особую роль при этом в современной рыночной инфраструктуре начинает играть ГИС технологии (географические информационные системы);  
7. Введено в научный оборот понятие объективного экономического закона соответствия рыночной инфраструктуры уровню развития рынка и обосновано, что в составе инфраструктуры рынка создается система обслуживания риска как возможность управления им. При этом развиваются институты рыночной  
13  
инфраструктуры позволяющие управлять рисками: аудит, синдикаты, контрактные системы и т.д.  
Диссертационное исследование выполнено в рамках единой научной работы кафедры экономической теории и национальной экономики.  
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и обобщения развивают теорию рыночной инфраструктуры, способствуют более глубокому пониманию экономической сущности отношений рыночной инфраструктуры.  
Практическая значимость исследования определяется потребностью создания теоретико-экономической базы для дальнейшей разработки институтов законодательства по формированию и становлению рыночной инфраструктуры. Концептуальные основы становления рыночной инфраструктуры, предложенные в диссертации, могут использоваться в законотворческой деятельности органов государственного и местного управления, корректирования экономической политики.  
Материалы диссертации целесообразно использовать в преподавании учебных курсов. 


Информация о работе Инфраструктура рынка