Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа
Раночная инфраструктура: понятие, содержание, элементы.
Введение
1. Понятие инфраструктуры рынка
1.1 Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка
1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
2. Основные элементы рыночной инфраструктуры в России
3. Проблемы формирования инфраструктуры рыночной экономики России и пути их решения
Заключение
Список литературы
2
Оглавление
Введение
1. Понятие инфраструктуры рынка
1.1 Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка
1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
2. Основные элементы рыночной инфраструктуры в России
3. Проблемы формирования инфраструктуры рыночной экономики России и пути их решения
Заключение
Список литературы
Российская экономика в настоящее время общепризнанно является рыночной. В переходный к рыночной системе период возникла, формировалась и эволюционно развивалась рыночная инфраструктура, способствовавшая функционированию хозяйствующих субъектов в новых условиях в различных секторах экономики. На современном этапе национального развития рыночная инфраструктура превратилась в широко разветвленную сеть организаций (компаний, фирм, предприятий), выполняющих разнообразные работы и услуги, востребованные рыночной системой хозяйствования и институциональными преобразованиями.
Происходящие в последние годы в отечественной экономике процессы структурной перестройки и диверсификации, активизации инновационной и инвестиционной деятельности обуславливают необходимость интенсивного развития различных звеньев, элементов и продуктов инфраструктуры рынка.
Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.
Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить:
- обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;
- распределение товарных потоков по отраслям, регионам;
- формирование рыночной конъюнктуры;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- достижение сбалансированности рынка.
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.
В настоящее время в промышленно развитых странах все больше и больше получают развитие такие институты рыночной инфраструктуры, как аудиторские компании, консалтинговые фирмы, рекламные агентства.
Цель работы – исследование путей и проблем формирования рыночной инфраструктуры в России.
Задачами работы являются:
- изучение понятия инфраструктуры и основных факторов, влияющих на ее формирование;
- выявление роли государства в формировании рыночной инфраструктуры;
- изучение основных элементов рыночной инфраструктуры;
- выявление проблем формирования рыночной инфраструктуры и ее перспектив в России.
Предмет исследования – рыночная инфраструктура, объект исследования – пути и проблемы ее формирования.
Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает собственной инфраструктурой, при этом рыночные отношения ведут к возрастанию роли хозяйствующих субъектов в обеспечении инфраструктурных преобразований.
В экономической литературе бывшего СССР изучение проблем инфраструктуры началось в 70-е гг. прошлого века, видимо, поэтому в этимологическом словаре русского языка М. Фасмера, переведенного с немецкого языка и изданного в 1967 г., этот термин отсутствует.
Обзор экономической литературы показал, что в период 80-х гг. XX в. инфраструктуру экономисты, как правило, рассматривали или как комплекс отраслей общего пользования, целью функционирования которых являлось создание необходимых условий для развития различных хозяйствующих субъектов, или как совокупность инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих на определенной территории бесперебойное движение материальных потоков, людей, энергии, информации, т.е. такие материально-технические условия, без которых невозможно успешное функционирование хозяйствующих субъектов любых форм собственности. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между хозяйствующими субъектами рынка.
Ряд исследователей отмечает многогранность термина «инфраструктура»: от «решения задач тылового обеспечения» до «услуги, предоставляемой производственно-хозяйственными единицами специальным, совокупным многоотраслевым комплексом», обеспечивающим нормальное функционирование потоковых процессов.
При этом все исследователи пришли к единому мнению, считая, что инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы.
Рыночная инфраструктура, как сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде, должны обеспечивать необходимые условия формирования развитых рыночных отношений и могут быть классифицированы по признакам, представленным в таблице 1. [14, с. 23]
Таблица 1
Классификация рыночной инфраструктуры по признакам
В последнее время ряд ведущих специалистов отождествляют инфраструктуру с логистикой, отмечая, что «логистика — некоторая производственная инфраструктура экономики, основанная на четком взаимодействии спроса, снабжения производства, транспорта и распределения продукции».
Несмотря на наличие достаточно связанных и взаимообусловленных элементов, смешивать, а тем более подменять, эти категории не следует.
Инфраструктура рынка способствует росту деловой активности, предоставляет дополнительные рабочие места, активизирует кругооборот капитала. В развитых странах вложение в инфраструктуру рынка составляет 65—80 % всех капиталовложений. Рыночная инфраструктура объединяет в единый хозяйственный механизм экономику страны, образуя огромное количество организаций.
Рыночная инфраструктура | ||||
|
|
|
|
|
Совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих непрерывное движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы |
| Совокупность организационно-правовых норм, которые опосредуют отношения между продавцами и покупателями, увязывая их в единый хозяйственный механизм | ||
|
|
|
|
|
Фундамент рынка |
Рисунок 1 – Рыночная инфраструктура
Для формирующейся рыночной системы России отдельные высказывания западных исследователей, касающиеся вопроса о месте и функциях инфраструктуры, могут иметь особое значение. Определение функций раскрывает специфику инфраструктурной деятельности, служит отправной точкой при отделении отрасли инфраструктуры от прочих отраслей народного хозяйства. Вместе с тем, до сих пор, как на теоретическом, так и на практическом уровне продолжаются дискуссии вокруг термина «инфраструктура». К сожалению, большая часть бытующих в настоящее время дефиниций не отвечает этому требованию. Определяя границы инфраструктуры и выделяя ее из общей экономической системы, следует иметь в виду, что ее нельзя рассматривать как совокупность обслуживающих экономику отраслей, выделенных в соответствии с существующими методами классификации отраслей народного хозяйства. Выделение инфраструктуры приобретает самостоятельное значение лишь в том случае, если эти отрасли в совокупности выполняют единую миссию в процессе общественного производства. Только комплекс отраслей и видов деятельности, имеющих единое функциональное назначение и обладающих определенными общими признаками, может считаться инфраструктурой. Такой подход имеет прямое отношение к потребительскому рынку с его многогранной структурой, в числе основных составляющих которой особо выделяется инфраструктура.
В экономической категории инфраструктуры содержится довольно широкий спектр мнений относительно тех производственных отношений, которые раскрывают сущность данной категории. Рассмотрение производственных отношений с точки зрения отношений собственности в самом общем виде дает представление об экономической природе инфраструктуры.
Однако его явно недостаточно для анализа специфики объекта в рамках некоторой собственности на средства производства. Вся функциональная деятельность инфраструктуры прежде всего должна быть направлена на удовлетворение определенных потребностей.
Однако для того чтобы инфраструктура была представлена как обусловленная экономическими процессами объективность, требуются достаточно зрелые экономические отношения. И если на ряде этапов развития рынка генезис инфраструктуры обусловливается лишь производственными процессами, то в последующем на нее оказывают влияние и такие составляющие, как структурное изменение территориальной организации производства, освоение новых видов деятельности, ограниченность ресурсов и их разведка, формирование социальной базы инфраструктуры и др. Данное положение в первую очередь распространяется на понятие «инфраструктура рынка».
Необходимо также отметить, что выделение инфраструктурного обеспечения в самостоятельную сферу деятельности непосредственно связано с необходимостью корпоративных, согласованных действий многих субъектов рынка. Решить большинство проблем инфраструктурного обеспечения, требующих огромных капитальных вложений и предполагающих минимум прямого эффекта для инвестора, невозможно без координации и кооперации нескольких (если не всех) субъектов рынка.
Инфраструктура рынка представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между хозяйствующими субъектами рынка. Инфраструктура, как сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде, должна обеспечивать необходимые условия формирования развитых рыночных отношений.
Инфраструктура имеет ряд объективно присущих ей признаков:
• она есть продукт развития производительных сил;
• выступает как результат процесса производства материальных благ;
• ее содержание определяется внутренним экономическим единством формирующих ее отраслей и видов деятельности;
• является отражением экономических отношений, сложившихся на данном этапе рыночного развития или присущих определенному рынку;
• виды деятельности формирующих инфраструктуру отраслей обусловливаются теми функциональными назначениями или приоритетами, которые складываются на определенном рыночном пространстве.
Основные функции инфраструктуры представлены на рисунке 2.
Основные функции рыночной инфраструктуры | |||
|
|
|
|
Способствование улучшению материально-технического обеспечения и реализации продукции предприятий |
|
| Создание необходимых условий для деловых отношений предпринимателей |
|
| ||
|
|
|
|
Осуществление правового и экономического консультирования предпринимателей |
|
| Осуществление маркетингового, информационного и рекламного обслуживания |
|
| ||
|
|
|
|
Регулирование движения рабочей силы |
|
| Обеспечение финансовой поддержки предприятий |
|