Инфраструктура товарного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество оп¬ределений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами про-исходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Разви¬тое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
1. Понятие и сущность инфраструктуры товарного рынка……………
2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………... 3

Работа содержит 1 файл

Инфраструктура товарного рынка.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

3

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………..

1. Понятие и сущность инфраструктуры товарного рынка……………

2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………...

3

5

 

8

16

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффектив­но функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономи­ческих проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рын­ка в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты про­изводятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных инди­видов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность то­варопроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъ­екта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

Историческая практика показала, что обеспечению первого условия в наиболь­шей степени адекватен правовой режим частной собственности (хотя это не означа­ет, что экономическая самостоятельность производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам ре­шает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют сво­бода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.

Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество оп­ределений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами про­исходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Разви­тое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность инфраструктуры товарного рынка

 

Впервые термин инфраструктура был использован в экономи­ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе­чивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, су­ществуют различные трактовки этого понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систе­му обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставле­нии услуг производству и населению, в обслуживании производ­ства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему произ­водственного обслуживания в виде ее назначения в создании об­щих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструк­тура составляет накопленное материальное богатство, как совокуп­ность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали пони­мать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функци­онирование материального производства.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целост­ной экономической системы и подсистемы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных по­требностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструкту­ре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь след­ствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инф­раструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным при­знаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении произ­водства.

Инфраструктура товарного рынкаэто совокупность правовых форм, опос­редствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспече­нию нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного товарного рынка яв­ляются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их орга­низационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не­биржевого посредничества;

3) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

4) коммёрческо-выставочные комплексы;

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эко­номики и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, го­сударственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирова­ния рынка.

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры товарного рынка.

В литературе к инфраструктуре отно­сят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (эле­ваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструк­тура рынка имела расширительное толкование.

Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе полу­чивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:

супермаркеты магазины самообслуживания с преимуществен­но продовольственным ассортиментом;

суперонтер перспективный магазин по торговле скоропортя­щимися товарами, расположен чаще всего вне города;

конвинненс онтор небольшой магазин с ограниченным чис­лом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к круп­ным магазинам);

супертриадо новая модель крупного магазина, имеющая со­временный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;

драгонтер розничное предприятие с высокой степенью авто­матизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;

магазин-дискаунт магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

Широкое распространение получают розничные конгломератыкорпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предпри­ятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределе­ния и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клу­бы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20—30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара.

 

2.   Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка

На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товар­ными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информа­цию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое простран­ство между производителями и потребителями; ее функциониро­вание обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потре­бителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует условиям свободного дви­жения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товаро­движения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимо­связи, увеличилась звенность в процессе реализации товаров, возросли из­держки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуще­ствляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.

Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холо­дильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потреби­тели, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотно­шения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.

В настоящее время в России насчитывается около 20 тыс. посредниче­ских организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями оптовой торговли в общем объеме отгружаемой из­готовителями продукции составляет около 25%. Два года назад она не пре­вышала 10%, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфра­структур и численность занятых в них в несколько раз больше. В Германии доля реализации товаров через оптовых посредни­ков составляет 40%.

Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий и организаций, и прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предпри­ятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Цен­тральном - 24. Западно-Сибирском - около 14, Поволжском и Уральском -более 11. Северо-Кавказском - 10%.

Основная часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные - вновь об­разованные.[1]

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйст­вования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные част­ные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм.[2]

Предприятия оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и емкость холодильников - 12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуаль­ное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.

Складские площади загружены на 40-60%, остальная часть сдается в аренду, используется на условиях кооперации или продается промышлен­ным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на на­личие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных ус­луг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.

По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребле­ния. В настоящее время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество товарных бирж - на начало 2002 г. их было всего 78.

Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые ба­зы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).

Не отвечает объективным требованиям и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и доста­точная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету. Норма­тивные акты не согласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функ­ционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффектив­ность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не опреде­ляется.

Недостаточно развито и производство тароупаковочной продукции. Ее выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) - картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.

Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют в 12-14 млн. руб. в год.

Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она фор­мируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузодвижение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном. отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев - и непосредст­венного участия государства. Поэтому она должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на ближайшую перспективу доля реализации продук­ции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 5-8% в год. По мере развития сети эффективных посредни­ков и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.

Структура объемов закупок товаров в наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других го­сударствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.

В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организа­ций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30%, а в закупках товаров - 30-40%.

По мере развития логистических функций возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, измене­ния их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посред­ников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодей­ствие складских предприятий оптовых посредников с транспортными тер­миналами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная ор­ганизация товародвижения через места складирования. Предполагается со­кращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции.

Из новых посреднических организаций комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного об­служивания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых цен­тров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслу­живании заказчиков по контрактам возможно образование на местах спе­циализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказа­нию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться в большинстве органи­заций. Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского об­служивания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.

Становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без формирования системы организованных сельскохозяйст­венных рынков. Предстоит сформировать необходимое количество регио­нальных. межрегиональных специализированных и универсальных агробирж в крупных товарных центрах сельскохозяйственного производства (торгующих зерном, маслосеменами и растительным маслом, сахаром и другими продуктами), производящих операции с форвардными и фьючерс­ными контрактами на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Эти биржи должны осуществлять котировку цен и страхование уча­стников торгов от чрезмерного колебания цен.

Возможно развитие аукционной торговли шерстью, льноволокном и племенным скотом. Широкое распространение должны получить постоянно действующие ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оптовые универсальные продо­вольственные плодоовощные, мясные рынки, рынки живого скота и морепродуктов (особенно в местах их массового производства). Для развития оптовых продовольственных рынков требуется экономическое стимулиро­вание сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, оздоровления со­циально-экономической ситуации в АПК.

Учитывая ограниченность капитальных вложений, при формировании товаропроводящей сети и создании ее рыночной инфраструктуры на район­ном, городском, региональном, межрегиональном уровне необходимо мак­симально полно использовать имеющуюся материально-техническую базу (холодильники, общетоварные склады, плодоовощные базы и другие оптово-складские предприятия инфраструктуры).

Прогнозируется развитие информационного обеспечения на основе создания системы единого информационного пространства и расширения возможностей получения всеми участниками рынка наиболее качественной и полной информации обзорного, рекомендательного и прогнозного характе­ра о состоянии товарных, особенно - внутренних, рынков (спрос, предложе­ние, запасы, цены, тарифы, технико-экономические характеристики про­дукции и условия ее поставки - партии, сроки, виды оплаты и т.п.). Эта система будет обслуживать как постоянных клиентов, так и хозяйствующих субъектов, нуждающихся в эпизодической информации.

В рамках Комплексной программы были созданы региональные и головной информационно-маркетинговые центры, сформированы соответствующие банки данных, разработаны методическое и программное обеспечение функциональных задач, механизмы информационного обмена между производителями информации, а также производителям, потребите­лями и посредниками. При совершенствовании нормативно-правовой базы предполагается привести в соответствие друг другу положения, регламентирующие правила розничной и оптовой торговли, права потребителей, права и обязанности производителей и государства. Новые общие принци­пы и положения должны обеспечивать единую направленность норм и ак­тов создание четкой логической схемы регулирования отношений.

Прогнозируется совершенствование тароупаковочного производства, что будет способствовать повышению эффективности продвижения россий­ской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сохранению качества и уменьшению потерь товаров, обеспечению требований мировых стандартов по экологической и санитарной безопасности, улучшению конкурентоспособности российских товаров.

Будет продолжено формирование условий для создания эффективных региональных систем грузодвижения, основанных на терминальной техно­логии перевозочного процесса. Это позволит сократить транспортные из­держки и сроки доставки, уменьшить потери и порчу грузов. В ближайшее время предстоит создать и развить транспортные мощности и средства для обеспечения непрерывности торгово-складских и сбытовых процессов, а также для погрузочно-разгрузочных операций, организовать торгово-транспортные фирмы и транспортные терминалы, которые будут осуществ­лять комплексное обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, предоставлять складские помещения, развесочные, расфасо­вочные цехи, торговые площади, тароупаковочные средства и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целост­ной системы и подсистемы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Без инфраструктуры товарный рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции. Она является фундаментом рыночной системы любого государства.

Иными словами, инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.             Вольф В.Ю. Основы хозяйственного права. – М., 2003.

2.             Ершова В.И. Предпринимательское право: учебное пособие. – М., 2004.

3.             Коммерческое (торговое) право: Учебник /под ред.
Ю.Я. Булатецкого, В.А. Язева. – М., 2005.

4.             Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М., 2003.

5.             инфраструктура товарного рынка // Экономика 2001 № 10.


[1] инфраструктура товарного рынка // Экономика 2001 № 10 С. 43

[2] инфраструктура товарного рынка // Экономика 2001 № 10 С. 44

Информация о работе Инфраструктура товарного рынка