Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:27, реферат
Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество оп¬ределений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами про-исходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Разви¬тое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров.
Введение…………………………………………………………………..
1. Понятие и сущность инфраструктуры товарного рынка……………
2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………... 3
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… 1. Понятие и сущность инфраструктуры товарного рынка…………… 2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка………………………………………………………………… Заключение…………………………………………………… Список используемой литературы……………………………………... | 3 5
8 16 17 |
Введение.
Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка — в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.
Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность товаропроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.
Историческая практика показала, что обеспечению первого условия в наибольшей степени адекватен правовой режим частной собственности (хотя это не означает, что экономическая самостоятельность производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам решает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют свобода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.
Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров.
1. Понятие и сущность инфраструктуры товарного рынка
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде ее назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.
В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Инфраструктура товарного рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного товарного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
3) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
4) коммёрческо-выставочные комплексы;
Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:
• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
• повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
• организационное оформление рыночных отношений;
• облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;
• подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры товарного рынка.
В литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.
Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:
супермаркеты — магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
суперонтер — перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;
конвинненс онтор — небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);
супертриадо — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;
драгонтер — розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;
магазин-дискаунт — магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространение получают розничные конгломераты — корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20—30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара.
2. Характеристика основных элементов инфраструктуры товарного рынка
На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; ее функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.
В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличилась звенность в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.
Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.
В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.
В настоящее время в России насчитывается около 20 тыс. посреднических организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25%. Два года назад она не превышала 10%, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых в них в несколько раз больше. В Германии доля реализации товаров через оптовых посредников составляет 40%.
Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий и организаций, и прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предприятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном - 24. Западно-Сибирском - около 14, Поволжском и Уральском -более 11. Северо-Кавказском - 10%.
Основная часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные - вновь образованные.[1]
Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм.[2]
Предприятия оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и емкость холодильников - 12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуальное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.
Складские площади загружены на 40-60%, остальная часть сдается в аренду, используется на условиях кооперации или продается промышленным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на наличие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных услуг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.
По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления. В настоящее время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество товарных бирж - на начало 2002 г. их было всего 78.
Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).
Не отвечает объективным требованиям и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и достаточная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету. Нормативные акты не согласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не определяется.
Недостаточно развито и производство тароупаковочной продукции. Ее выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) - картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.
Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют в 12-14 млн. руб. в год.
Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузодвижение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.
Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном. отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев - и непосредственного участия государства. Поэтому она должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.
В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на ближайшую перспективу доля реализации продукции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 5-8% в год. По мере развития сети эффективных посредников и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.
Структура объемов закупок товаров в наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других государствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.
В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организаций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30%, а в закупках товаров - 30-40%.
По мере развития логистических функций возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посредников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодействие складских предприятий оптовых посредников с транспортными терминалами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная организация товародвижения через места складирования. Предполагается сокращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции.
Из новых посреднических организаций комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного обслуживания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых центров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслуживании заказчиков по контрактам возможно образование на местах специализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказанию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться в большинстве организаций. Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского обслуживания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.
Становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без формирования системы организованных сельскохозяйственных рынков. Предстоит сформировать необходимое количество региональных. межрегиональных специализированных и универсальных агробирж в крупных товарных центрах сельскохозяйственного производства (торгующих зерном, маслосеменами и растительным маслом, сахаром и другими продуктами), производящих операции с форвардными и фьючерсными контрактами на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Эти биржи должны осуществлять котировку цен и страхование участников торгов от чрезмерного колебания цен.
Возможно развитие аукционной торговли шерстью, льноволокном и племенным скотом. Широкое распространение должны получить постоянно действующие ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оптовые универсальные продовольственные плодоовощные, мясные рынки, рынки живого скота и морепродуктов (особенно в местах их массового производства). Для развития оптовых продовольственных рынков требуется экономическое стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, оздоровления социально-экономической ситуации в АПК.
Учитывая ограниченность капитальных вложений, при формировании товаропроводящей сети и создании ее рыночной инфраструктуры на районном, городском, региональном, межрегиональном уровне необходимо максимально полно использовать имеющуюся материально-техническую базу (холодильники, общетоварные склады, плодоовощные базы и другие оптово-складские предприятия инфраструктуры).
Прогнозируется развитие информационного обеспечения на основе создания системы единого информационного пространства и расширения возможностей получения всеми участниками рынка наиболее качественной и полной информации обзорного, рекомендательного и прогнозного характера о состоянии товарных, особенно - внутренних, рынков (спрос, предложение, запасы, цены, тарифы, технико-экономические характеристики продукции и условия ее поставки - партии, сроки, виды оплаты и т.п.). Эта система будет обслуживать как постоянных клиентов, так и хозяйствующих субъектов, нуждающихся в эпизодической информации.
В рамках Комплексной программы были созданы региональные и головной информационно-маркетинговые центры, сформированы соответствующие банки данных, разработаны методическое и программное обеспечение функциональных задач, механизмы информационного обмена между производителями информации, а также производителям, потребителями и посредниками. При совершенствовании нормативно-правовой базы предполагается привести в соответствие друг другу положения, регламентирующие правила розничной и оптовой торговли, права потребителей, права и обязанности производителей и государства. Новые общие принципы и положения должны обеспечивать единую направленность норм и актов создание четкой логической схемы регулирования отношений.
Прогнозируется совершенствование тароупаковочного производства, что будет способствовать повышению эффективности продвижения российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сохранению качества и уменьшению потерь товаров, обеспечению требований мировых стандартов по экологической и санитарной безопасности, улучшению конкурентоспособности российских товаров.
Будет продолжено формирование условий для создания эффективных региональных систем грузодвижения, основанных на терминальной технологии перевозочного процесса. Это позволит сократить транспортные издержки и сроки доставки, уменьшить потери и порчу грузов. В ближайшее время предстоит создать и развить транспортные мощности и средства для обеспечения непрерывности торгово-складских и сбытовых процессов, а также для погрузочно-разгрузочных операций, организовать торгово-транспортные фирмы и транспортные терминалы, которые будут осуществлять комплексное обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, предоставлять складские помещения, развесочные, расфасовочные цехи, торговые площади, тароупаковочные средства и др.
Заключение.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную деятельность экономики или политической системы в целом.
Без инфраструктуры товарный рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции. Она является фундаментом рыночной системы любого государства.
Иными словами, инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур.
Список используемой литературы.
1. Вольф В.Ю. Основы хозяйственного права. – М., 2003.
2. Ершова В.И. Предпринимательское право: учебное пособие. – М., 2004.
3. Коммерческое (торговое) право: Учебник /под ред.
Ю.Я. Булатецкого, В.А. Язева. – М., 2005.
4. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М., 2003.
5. инфраструктура товарного рынка // Экономика 2001 № 10.
[1] инфраструктура товарного рынка // Экономика 2001 № 10 С. 43
[2] инфраструктура товарного рынка // Экономика 2001 № 10 С. 44