Информационные технологии в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:08, курс лекций

Описание работы

Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

Лекции ИТУ.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

         Проверяется и оцениваются  правильность работы системы. Устанавливаются результаты, которые затем сравниваются с полученными в процессе запуска системы. Проверяются также промежуточные расчеты с помощью блока, отвечающего на вопросы как и почему.

         Под технологией проектирования информационных систем (ИС) понимают упорядоченный в логической последовательности набор методических приемов, технических средств и проектировочных методов, нацеленных на реализацию общей концепции создания или доработки проекта системы и ее компонентов. Для разработки ИС управления большое значение имеют качество и состав базы проектирования. Элементарной базовой конструкцией технологической цепочки проектирования ИС и ее главного компонента – ИТ является так называемая технологическая операция – отдельное звено технологического процесса. Это понятие определяется на основе кибернетического подхода к процессу разработки ИТ. Автоматизация данного процесса

         предопределяет необходимость  формализации технологических операций, последовательного объединения  их в технологических цепь взаимосвязанных  проектных процедур и их изображение.

         Предпроектное обследование предметной области предусматривает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых технологических условиях, уровень их компьютерной и профессиональной  подготовки как будущих пользователей системы.

         4. Методы и модели  формирования управленческих решений

         Рассмотрим первый из путей, т.е. возможности использования типовых проектных решений, включенных в пакеты прикладных программ. Наиболее эффективно информатизации поддаются следующие виды деятельности: бухгалтерский учет, включая управленческий и финансовый; справочное и информационное обслуживание экономической деятельности; организация труда руководителя; автоматизация документооборота; экономическая и финансовая деятельность, обучение.

         Автоматизированные  системы проектирования – второй, быстроразвивающийся путь ведения проектировочных работ.

         В области автоматизации  проектирования ИС и ИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление – CASE (Computer-Aided Software/System Engineering). CASE – это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и разработки ИС, прочно вошедший в практику создания и сопровождения ИС и ИТ. Основная цель CA.SE состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС и ИТ от ее кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.

         Помимо автоматизации  структурных методологий и как  следствие возможности применения современных методов системной и программной инженерии CASE обладают следующими основными достоинствами:

         1) улучшают качество  создаваемых ИС (ИТ) за счет средств автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта);

         2) позволяют за короткое время создавать прототип будущей ИС (ИТ). Что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат;

         3) ускоряют процесс проектирования и разработки системы;

         4) освобождают разработчика  от рутинной работы, позволяя  ему целиком сосредоточиться  на творческой части проектирования;

         5) поддерживают развитие  и сопровождение уже функционирующей ИС (ИТ);

         6) поддерживают технологии повторного использования компонентов разработки.

         Большинство CASE-средств  основано на научном подходе, получившем название «методология/метод/нотация/средство». Методология формулирует руководящие указания для оценки и выбора проекта разрабатываемой ИС, шаги работы и их последовательность, а также правила применения и назначения методов. К настоящему моменту CASE-технология оформилась в самостоятельное наукоемкое направление, повлекшее за собой образование мощной CASE-индустрии, объединившей сотни фирм и компаний различной ориентации.

         Своевременность характеризует временные свойства ИС и ИТ и имеет количественное выражение в виде суммарного времени задержки информации, необходимой пользователю в текущий момент времени в реальных условиях для принятия решений. Чем меньше величина временной задержки поступления информации, тем лучше ИС отвечает данному требованию.

         Общий показатель надежности ИС концентрирует в себе ряд важных характеристик: частоту возникновения сбоев в техническом обеспечении; степень адекватности математических моделей; верификационную чистоту программ; относительный уровень достоверности информации; интегрированный показатель надежности эргономического обеспечения ИС.

         Адаптационные свойства системы  отражают ее способность приспосабливаться к изменениям окружающего внешнего фона внутренней управленческой и производственной среды организации. Важная задача заказчика – сформулировать на этапе проектирования границы допущения отклонений в значениях управляющих и выход

         ных параметров, имеющих  принципиальное значение для функционирования всей системы.

         В общем виде постановка задачи состоит из четырех принципиально  важных компонентов:

         1) организационно-экономической  схемы и ее описания;

         2) свода применяемых  математических моделей; 

         3) опиисания вычислительных алгоритмов;

          4) концепции построения  информационной модели системы.

         Математическая модель и разрабатываемые на ее основе алгоритмы должны удовлетворять трем требованиям: определенности (однозначности), инвариантности по отношению к различным альтернативным ситуациям в задаче и результативности (возможности ее решения за конечное число шагов).

         Результатом алгоритмизации является логически построения и отлаженная блок-схема.

         Постановка и дальнейшая компьютерная реализация задач требуют  усвоения основных понятий, касающихся теоретических основ, информационных технологий. К ним относятся:

         1) свойства, особенности  и структура экономической информации;

         2) условно-постоянная  информация, ее роль и назначение;

         3) носители информации, макет машинного носителя;

         4) средства формализованного  описания информации;

         5) алгоритм, его свойства  и формы представления; 

         6) назначение и способы контроля входной и результатной информации;

         7) состав и назначение устройств компьютера;

         8) состав программных  средств, назначение операционных систем, пакетов прикладных программ (ППП), интегрированных пакетов программ типа АРМ менеджера, АРМ руководителя, АРМ (финансиста, АРМ бухгалтера и т.п.

         Тема 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

         1. Понятие информационного  обеспечения, его  структура

         Под информацией понимается совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде.

         Показатель  – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображаемого явления. Показатель является минимальной по составу информационной совокупностью для образования самостоятельного документа. Совокупность показателей, содержащихся в документе, образует информационное сообщение. Группа однородных документов, объединенных по определенному признаку, составляет информационный массив (файл).

         Файл  является основной структурной единицей при автоматизированной обработке. Массивы по различным признакам могут объединяться в потоки, используемые при решении различных комплексов задач управления. Отношение информации к той или иной функции управления дает основание выделить сложную структуру информации как информационную подсистему.

         Информационная  система охватывает всю информацию экономического объекта и является структурной единицей высшего уровня.

         При обработке информации реквизиты-признаки и реквизитыоснования часто называют данными.

         Данными принято называть информацию, представленную в формализованном виде, позволяющем передавать ее, хранить на различных носителях и обрабатывать. Управленческую информацию классифицируют по различным признакам:

          1) источникам возникновения: первичная и производная (промежуточная, командная, отчетная);

         2) способу фиксации: устная и документированная;

         3) способу выражения:  цифровая и алфавитная;

         4) характеру фиксации  данных: фиксируемая и нефиксируемая; 

         5) направлению движения: входящая и исходящая;

         6) стабильности: переменная  и условно-постоянная;

         7) функциям управления;

         8) принадлежности  к сферам деятельности и функциям  управления: конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская, планово-экономическая, оперативно-производственная;

          9) времени возникновения:  о прошлых, текущих и будущих  событиях.

         Информационное  обеспечение (ИО) – важнейший элемент ИС и ИТ – предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей, потоков информации –

         вариантов организации  документооборота; систем классификации  и кодирования экономической информации, унифицированную систему документации и различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации.

         2. Внемашинное информационное  обеспечение

         Внемашинное ИО включает систему экономических показателей потоки информации, систему классификации и кодирования, документацию.

         Внутримашинное  ИО – система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке,

         накоплению, хранению, поиску, передаче в виде, удобном  для восприятия техническими средствами.

         I. Система показателей служит основой для построения элементов внемашинного и внутримашинного информационного обеспечения и представляет собой совокупность взаимосвязанных социальных, экономических и технико-экономических показателей, используемых для решения задач ИС. Система показателей менеджмента предназначена для отражения различных функций управления, связанных с прогнозированием, планированием, организацией, оперативным управлением, учетом и анализом, контролем и регулированием, принятием управленческих решений.

         II. Система классификации и кодирования. Для выполнения группировок появляется необходимость кодирования реквизитов-признаков условными обозначениями, для чего используются системы классификаций и кодирования. Они позволяют представить информацию в форме, удобной для восприятия машиной. Для этого потребовалось создание средств формализованного описания экономической информации, на основе которых составляют классификаторы.

         Классификатор это систематизированный свод однородных наименований, т.е. классифицируемых объектов и их кодовых обозначений.

         Код представляет собой условное обозначение объекта знаков или группой знаков по определенным правилам, установленным системами кодирования. Коды могут быть цифровыми, буквенными, комбинированными. При обработке экономической информации часто применяют мнемокоды, штрих-коды; в ряде случаев машина сама мо-

         жет кодировать заносимые  в нее объекты. Процесс присвоения объектам кодовых обозначений называется кодированием.

Информация о работе Информационные технологии в управлении организацией