Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:08, курс лекций
Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Управление запасами. Всегда есть необходимость иметь запасы для обеспечения бесперебойного производства, исключения неудовлетворенного спроса. Однако превышение минимально необходимого объема запасов приводит к омертвлению средств, снижению оборачиваемости. Затраты на обеспечение запасов могут достигать 20-60% всех логистических издержек. Поэтому решение оптимизационной задачи достижения минимума затрат на обеспечение запасов при ограничениях объема запасов снизу, обеспечивающих бесперебойную работу – важнейшая функция логистического менеджмента.
Управление заказами включает сбор заказов, заключение и ведение договоров, определение сроков и условии поставок. Фактически обеспечение работы распределительной сети предприятия или логистических посредников. Затраты в этой деятельности не столь велики, но важность ее существенна, так как именно она определяет конечный уровень обслуживания потребителей.
Операционный менеджмент (управление производственными процедурами) – это комплекс мер по снижению затрат и повышению качества продукции, реализуемый в производстве путем управления потоками сырья и незавершенной продукции. При этом решаются частные задачи минимизации промежуточных запасов сырья и не завершенной продукции, прогнозирования потребности в сырье, сокращения производственного цикла и т.д.
Ценообразование. Эта функция определяет уровень общих логистических издержек, составляющих базовую цену готовой продукции. Она определяется логистической стратегией фирмы-производителя. Важно, что отпускная цена для потребителей определится исходя из конъюнктуры рынка, уровня цен конкурентов, прогноза сбыта, т.е. уже не логистическими, а маркетинговыми факторами.
Физическое распределение является комплексной функцией, предусматривающей все операции, связанные с движением готовой продукции в структурах торговых посредников и товаропроизводителей. Это – планирование распределения, управление реализацией заказов, обслуживание потребителей, транспортировка.
Подбор тары и упаковки имеет большое значение для повышения рыночной привлекательности товара. Применение прогрессивных видов тары с улучшенными весогабаритными размерами снижает логистические затраты, типовая упаковка позволяет автоматизировать складские операции.
Послепродажный сервис обеспечивает возврат товаров некондиционного качества, а также снабжение запчастями и гарантий обслуживание и ремонт.
Развитие и формирование логистической системы. Изменение условий рынка и организационной и финансовой политики предприятия ведет к необходимости постоянного совершенствования или даже пересмотра действующей логистической системы. Отсюда и соответствующая система автоматизации обязана быть открытой, гибко реагирующей на изменения.
Выработка логистической стратегии предприятия в связи с рыночной политикой предприятия. Управляющий логистикой отвечает за контроль и исполнение стратегических планов предприятия по всей линейке товарного движения: направлениям закупки, транспортировки, складских запасов, продаж и т.д. А эти действия определяются
рыночной стратегией предприятия.
Администрирование и координация. Почти вся организационная Деятельность предприятия прямо или косвенно связана с логистикой. Поэтому служба логистики должна координировать деятельность других служб и подразделений, связанных с контролем наличия запасов и их движением, внутренним и внешним транспортом, управлением финансовыми потоками, размещением заказов.
2. Связь логистического менеджмента с другими управленческими функциями
Операционный менеджмент. Взаимодействуя с производственным (операционным) менеджментом, логистика решает две группы задач.
1. В области
2. В области внешней
логистики – управление
Финансовый менеджмент взаимодействует с логистикой по следующим аспектам.
• Эффективность логистических решений. Она оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость капитала фирмы, так как большая часть капитала вложена в материальные ресурсы и готовую продукцию.
• Издержки во внешних каналах. Они сопоставимы с себестоимостью продукции, а иногда и превышают ее. Поэтому важно объединить усилия логистического и финансового менеджмента в первую очередь для снижения затрат по закупке сырья и сбыту готовой продукции.
• Именно в логистической системе формируется первичная информация по дебиторско-кредиторской задолженности, которая используется далее в контуре бухгалтерского учета.
• В контуре бухгалтерского учета выделяются и анализируются составляющие логистических издержек, знание которых необходимо для принятия управленческих решений.
3. Основные принципы построения информационной системы логистики предприятия
• Полнота информации и пригодность ее для использования. Менеджер-логистик должен получать информацию в том виде, месте и с той полнотой, которые необходимы для обеспечения управления логистической системой.
• Точность представления данных. При предельно низких уровнях рентабельности (единицы процента), обусловленных высокой конкурентностью, даже погрешность 1% в оценке уровня запасов может иметь серьезные последствия.
• Своевременность информации. Как правило, в современных системах управления используется режим on line.
• Проблемная ориентация. ИСЛП ориентируется именно на выявление и уменьшение логистических издержек, экономию ресурсов, улучшение качества. Затраты на нее должны быть необходимы и достаточны именно для поставленных целей, не более того.
• Адекватность и
адаптируемость. Циркулирующая в
ИСЛП информация, выходные формы должны
полностью удовлетворять
• Совместимость по форматам данных. Это совершенно естественное общее требование, так как ИСЛП является частью общей информационной системы предприятия.
Управление запасами. Функциональная область включает задачи, относящиеся к бизнес-процессу «Управление запасами»:
• автоматизированное оформление документов с использованием сканера и штрих-кодов;
• учет внешних документов – приходных накладных, накладных на возврат товаров поставщикам, накладных на возврат товаров от потребителей, входящих и исходящих счетов-фактур;
• учет внутренних документов
– приходных ордеров, актов согласования,
документов на перемещение товаров
между складами, накладных на отпуск
в подразделения или в
• учет ведомостей инвентаризации, формирование и учет актов списания недостач и оприходования излишков;
• ведение единых карточек складского учета;
• управление товарными запасами на основании гибко настраиваемых критериев;
• разнесение накладных расходов по товарам, хранящимся складах;
• переоценка товаров с помощью актов переоценки;
• хранение истории учетных цен по каждой партии товара, хранящейся на складе;
• поддержка комплектов товара и учет актов на комплектацию и разукомплектацию товара;
• партионный учет товаров на складе;
• учет товаров на складе по месту хранения;
• формирование товарных
отчетов для последующей
• формирование отчетов о товарных запасах с детализацией по товарам, группам, партиям, складам и т.п.
Управление сбытом включает задачи, относящиеся к области «Управление сбытом»:
• учет номенклатуры
реализуемых товаров с
• учет и контроль исполнения заказов от потребителей на товары и услуги;
• учет и контроль исполнения договоров с потребителями;
• учет цен реализации товаров и услуг с детализацией по модификациям, упаковкам и партиям, видам отгрузки, видам оплат и складам, с которых отгружаются товары;
• формирование и переформирование прайс-листов;
• оформление счетов на оплату с учетом скидок, наценок и на налогов, контроль их оплаты;
• резервирование товаров при оформлении счетов на оплату и снятие резерва;
• оформление товарно-транспортных
накладных и исходящих счетов-
• учет финансовых и материальных трансакций по расчету с потребителями в разрезе лицевых счетов и договоров;
• формирование товарных
отчетов для последующей
• формирование отчетов о деятельности, связанной с реализацией – сводных или детализированных по товарам, группам товаров, потребителям, лицевым счетам и т п.
Тема 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
1. Организация финансового менеджмента в условиях рынка
Ключевая роль финансовых ресурсов в экономике предприятий обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности. В настоящее время организация подобной деятельности осуществляется в рамках специальной системы управления, получившей название финансовый менеджмент.
Объектом управления в данной системе выступают финансовые ресурсы и финансовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также различными звеньями финансовой системы.
Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.
Центральным элементом управляющей подсистемы (субъектом управления) финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т.е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т.п.), которая посредством различных приемов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
Программное обеспечение (ПО) управляющей подсистемы финансового менеджмента обеспечивает функционирование ее технического комплекса, решение функциональных задач и взаимодействие пользователей-специалистов с компьютером.
Информация о работе Информационные технологии в управлении организацией