Инфляция, сущность, типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть понятие и механизмы современной инфляции. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1)рассмотреть сущность инфляции, её виды и формы;

2) выявить причины возникновения инфляции;

3) рассмотреть показатели инфляции, а так же их классификацию;

4) дать определение инфляционного таргетирования и его возможного применения в России;

5) раскрыть особенности инфляционных процессов, происходящих в России, на современном этапе.

Объектом исследования является современная экономика. Предметом исследования - инфляционные процессы в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНФЛЯЦИИ…………………… 5

1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………………….. 5
1.2 Причины и социальные последствия инфляции…………………………….. 14

1.3 Показатели изменения уровня инфляции……………………………………. 17
1.4 Инфляционное таргетирование как ведущее направление
антиинфляционной политики……………………………………………………… 20
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РФ……………………………………………………… 25

2.1 Опыт промышленно-развитых стран по применению

инфляционного таргетирования…………………………………………………. 25

2.2 Перспективы инфляционного таргетирования в России…………………… 30
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ………………………………………….. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 44

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….... 46

Работа содержит 1 файл

2. Инфляция сущность, причины, методы борьбы.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

       Однако, в третьем квартале в июле 2009г. по сравнению с предыдущим месяцем  цены на продовольственные товары увеличились на 0,6% (в июле 2008г. - на 0,1%). Стоимость фиксированного набора в Москве в конце июля 2009г. составила 10723,6 рублей и за месяц выросла на 0,5% (с начала года - на 8,9%), в Санкт-Петербурге - 8133,7 рубля и выросла на 0,8% (на 7,3%). В июле основное влияние на общее изменение цен на продовольственные товары оказало увеличение цен на плодоовощную продукцию, связанное, в основном, с поступлением на рынок продукции нового урожая. Более всего в этой группе подорожал картофель - на 13,1%. Кроме того, цены на апельсины выросли на 11,5%, на лук репчатый - на 6,4%, чеснок, лимоны, морковь и яблоки - на 1,2-3,6%. Вместе с тем, капуста белокочанная свежая подешевела на 8,8%, а бананы и груши - на 8,7% и 1,2% соответственно. Из наблюдаемых видов рыбопродуктов цены на рыбу замороженную разделанную лососевых пород выросли на 2,7%, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы - на 1,7%, на рыбу живую и охлажденную, а также соленую, маринованную, копченую - на 1,2-1,4%. Одновременно икра лососевых рыб подешевела на 0,4%, рыба замороженная разделанная (кроме лососевых пород) - на 0,2%. Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров цены на мед пчелиный натуральный увеличились на 2,0%, на отдельные виды продуктов детского питания, кофе натуральный растворимый, мороженое сливочное - на 1,1-1,5%. Цены на непродовольственные товары в июле 2009г. возросли на 0,6% (в июле 2008г. - на 0,7%)[22].

       В июле, как и в предыдущем месяце, среди наблюдаемых непродовольственных  товаров наибольший прирост цен отмечался на бензин автомобильный. При этом бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п) стал дороже на 7,9% (в июне - на 10,6%), марки А-76 (АИ-80) - на 6,7% (на 7,7%), марки АИ-95 и выше - на 6,2% (на 6,8%). Цены на дизельное топливо в июле снизились на 0,5% (в июне увеличились на 1,4%). Продолжали дорожать табачные изделия. Наиболее заметно выросли цены на сигареты отечественные - на 1,5-1,7% (в июне - на 1,9-3,0%).  На 1,0-1,9% выросли в июле цены на учебники и учебные пособия для общеобразовательных школ, школьно-письменные принадлежности, канцелярские товары, портфели (рюкзаки) ученические, ювелирные изделия, а также на отдельные виды товаров для новорожденных, детской и женской одежды, обуви, трикотажных и чулочно-носочных изделий, парфюмерно-косметических и галантерейных товаров, электротоваров, строительных материалов (линолеум и рубероид), металлической посуды[22].

       Однако, как и в июне, на большинство  наблюдаемых видов медикаментов зарегистрировано снижение цен. Наиболее заметно в июле снизились средние цены на йод, корвалол, эналаприл, галазолин и супрастин - на 1,8-2,9%. Вместе с тем диклофенак и дротаверин (Но-шпа) стали дороже на 1,9% и 1,8% соответственно. Снижение цен отмечалось на персональные компьютеры, телевизоры цветного изображения, свежесрезанные цветы, отдельные виды строительных материалов (стекло оконное, пиломатериалы, кирпич красный, цемент тарированный) - на 0,3-2,0%.

       Сравнив индексы потребительских цен  в 2008г. и в 2009г. (таб.3.1) на производственные, непроизводственные товары и услуги очевидно, что если в 2008г. наблюдалось снижение индекса потребительских цен на непроизводственные товары и услуги, то в 2009г. заметен его рост. Так, например, в 2008г.  индексы потребительских цен на непродовольственные товары и услуги в первом квартале были  равны соответственно 102,0% и 107,5%, то на конец четвертого квартала- 101,4% и 101,6%.  В 2009г. наоборот индексы потребительских цен на непродовольственные товары и услуги в первом квартале равны соответственно 103,8% и 108,5%, то на конец четвертого квартала- 109,7% и 111,6%[22]. 

       Теперь  рассмотрим индексы потребительских  цен на продовольственные и непродовольственные  товары и услуги на сегодняшний момент.

                                                                                                              Таблица 3.2

Индексы потребительских цен и тарифов  на товары и услуги на конец января, февраля 2010г., в процентах [18].

2010 Продовольственные товары Непродовольственные товары услуги
Январь  101,4 100,2 103,9
Февраль 101,3 100,5 105,0

       Данная  таблица отчетливо дает понять, что  по сравнению с первым кварталом 2008 и 2009г.г. индекс потребительских  цен на начало первого квартала 2010г. меньше. Это видно так же судя по диаграмме на рисунке 3.5

  Рис. 3.5 Динамика индексов потребительских  цен [18]

       Исходя  из данного графика, наименьший индекс потребительских цен наблюдается  на непродовольственные товары в  январе 2010г., он составляет 100,5%, а наибольший - на услуги в первом квартале2009г[22].

       В феврале 2010, как и в двух предыдущих месяцах, наиболее значительными темпами  росли цены на плодоовощную продукцию. Среди наблюдаемых видов овощей и фруктов цены на лук репчатый за месяц увеличились на 17,1%, капусту  белокочанную свежую - на 13,7%, на морковь и бананы - на 11,4% и 10,9% соответственно. В то же время отмечено снижение цен на апельсины - на 1,9%, лимоны - на 0,9% и чеснок - на 0,4%. В группе сыров продолжал отмечаться существенный рост цен на сыры твердые и мягкие, которые стали дороже на 4,6% (в январе - на 3,3%). В феврале на 4,7% выросли цены на крупу гречневую-ядрицу. Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров, на 1,4-2,6% выше стали цены на пиво отечественное, водку обыкновенного качества, рыбу мороженную неразделанную, а также на живую и охлажденную, молоко питьевое и молочный напиток, творог, хлопья из злаков. Одновременно в феврале цены на муку пшеничную снизились на 1,2%, на куры - на 0,8%, на икру лососевых рыб отечественную - на 0,6%, на свинину, крупы овсяную и перловую, манную - на 0,1-0,4%[22].

       Цены  на непродовольственные товары в  феврале 2010г. возросли на 0,3% (в феврале 2009г. - на 1,6%). Среди наблюдаемых непродовольственных  товаров более всего выросли  цены на различные виды отечественных сигарет и свежесрезанные цветы - на 1,9-2,8%, дизельное топливо - на 1,6%, дрова и легковые автомобили отечественные - на 1,2%. На 0,8-1,1% стали дороже белье и игрушки пластмассовые для детей ясельного возраста, ситец набивной, миксеры, сумки дамские с верхом из кожзаменителя, ювелирные изделия, сигареты с фильтром зарубежных марок, комплекты столовых приборов из нержавеющей стали, спички, нитки, земля для растений, отдельные виды одежды и обуви для детей школьного возраста, женской одежды, бельевого трикотажа, полотенец, чулочно-носочных изделий. Однако в группе медицинских товаров цены на большинство наблюдаемых видов медикаментов снизились на 0,1-5,5%. В то же время на 2,2% дороже стал аспирин отечественный, на 2,1% - медицинский термометр ртутный, на 1,1% - поливитамины с макро- и микроэлементами. Кроме того, на 0,3-1,0% снизились цены на телефонные аппараты сотовой связи, отдельные виды строительных материалов, легковые автомобили импортные подержанные и отдельные виды зимней женской одежды и обуви.

       Между тем цены и тарифы на услуги в  феврале 2010г. выросли на 1,0% (в феврале 2009г. - на 1,4%).

       В феврале 2010г. среди наблюдаемых видов  услуг наиболее значительно увеличилась  стоимость повторного получения  гербового документа в органах  ЗАГС - на 87,2%. В феврале 2010г. среди наблюдаемых видов услуг наиболее значительно увеличилась стоимость повторного получения гербового документа в органах ЗАГС - на 87,2%. В группе услуг связи на 16,5% увеличилась стоимость пересылки простого письма внутри России, на 13,1% - плата за отправку обыкновенной внутренней телеграммы, на 8,5% - тарифы на услуги городской телефонной связи. Одновременно услуги по подключению к сети Интернет стали дешевле на 1,0%. Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 1,3-2,2% стали дороже услуги правового характера, билеты в музеи и на выставки, отдельные виды бытовых услуг. Снижение цен отмечалось на большинство наблюдаемых видов услуг зарубежного туризма. Заметнее всего подешевели экскурсионные поездки по отдельным европейским странам (Германии, Финляндии, Франции) и городам Европы - на 2,0-2,3%. Кроме того, на 0,2-0,4% снизилась стоимость проезда в купейных вагонах различных типов поездов дальнего следования, а также путевок в дома отдыха и пансионаты. В группе услуг связи на 16,5% увеличилась стоимость пересылки простого письма внутри России, на 13,1% - плата за отправку обыкновенной внутренней телеграммы, на 8,5% - тарифы на услуги городской телефонной связи. Одновременно услуги по подключению к сети Интернет стали дешевле на 1,0%. Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 1,3-2,2% стали дороже услуги правового характера, билеты в музеи и на выставки, отдельные виды бытовых услуг. Снижение цен отмечалось на большинство наблюдаемых видов услуг зарубежного туризма. Заметнее всего подешевели экскурсионные поездки по отдельным европейским странам (Германии, Финляндии, Франции) и городам Европы - на 2,0-2,3%. Кроме того, на 0,2-0,4% снизилась стоимость проезда в купейных вагонах различных типов поездов дальнего следования, а также путевок в дома отдыха и пансионаты[22].

       Подводя итог всему выше сказанному, следует  отметить, что процессы инфляции на современном этапе немного замедлились.  Об этом нам дает понять динамика индексов  потребительских цен 2008-2010г. Если же говорить о том, какая инфляция планировалась, а какая получилась, об этом свидетельствуют   данные на диаграмме рисунка 3.6

Рис. 3.6 План и факт динамики инфляции в  РФ 

       По  данным Росстата первоначально в 2008 году инфляция планировалась около 8%, правда, оказалась она заметно выше, чем та, что планировалась государством  и на 29 декабря 2008 г. составила 13,3%. В данном случае такую инфляцию можно назвать галопирующей, так как она превысила 10%[15].

       Что же касается инфляции в РФ в 2009 году, то она планировалась на уровне около 8%, а составила 8,8%[15]. Это достаточно хороший результат, по сравнению с 2008годом. Разница между планом и фактом составила 0,8%. Следовательно, на данном этапе инфляция приобрела вид умеренной или ползучей.

       Так же целесообразно рассмотреть, каковы основные причины инфляции на современном этапе. На сегодняшний день нет моделей, которые бы убедительно объясняли инфляцию в России. Достоверно известно, что на инфляционные процессы напрямую влияют факторы, предсказать динамику которых практически невозможно. К их числу относится, например, конъюнктура мирового рынка энергоносителей. Очень существенный вклад в инфляцию вносят контролируемые государством тарифы, на которые ЦБ не способен повлиять своими инструментами и методами. Можно с большой долей уверенности утверждать, что долгосрочная инфляция имеет монетарную природу, однако краткосрочная и среднесрочная инфляция плохо прогнозируется и контролируется. Важно также отметить, что на инфляционные процессы оказывала влияние бюджетная политика Министерства финансов. К примеру, крайне неравномерное расходование бюджетных средств в течение года приводило к инфляционным всплескам, с которыми ЦБ трудно было справиться [17].

       Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 78%, в 2012 году – до 57% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне8,5-9,5% в 2010 году, 6,57,5% в 2011 году и 4,56,5% в 2012 году [22]. Следовательно, инфляция будет постепенно снижаться. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В данной работе были рассмотрены следующие  аспекты: инфляция, её сущность, виды и  формы, а так же  инфляционные процессы на современном этапе. Был  также рассмотрен один из наиболее эффективных режимов монетарной политики - таргетирование инфляции и его применение на примере Новой Зеландии, а так же возможность его применения в России. В процессе данной работы стало понятно что, инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция - это многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция - чисто денежное явление, есть не что иное, как современная трактовка первоначальных форм проявления инфляции. При инфляции снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенным и перспективы развития производства; происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклониться от налогообложения; ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг; обесцениваются финансовые ресурсы государства. В то же время возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченным слоям общества. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход), а, соответственно, и общий уровень жизни населения, если номинальный доход будет отставать от роста цен. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения и накопления граждан.

     Инфляция  в существенной степени определяется особенностями конкретного этапа  экономического развития той или  иной страны. Стало ясно, что возникновению  инфляции в России послужили следующие  причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги. 

Информация о работе Инфляция, сущность, типы