Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:44, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть понятие и механизмы современной инфляции. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть сущность инфляции, её виды и формы;
2) выявить причины возникновения инфляции;
3) рассмотреть показатели инфляции, а так же их классификацию;
4) дать определение инфляционного таргетирования и его возможного применения в России;
5) раскрыть особенности инфляционных процессов, происходящих в России, на современном этапе.
Объектом исследования является современная экономика. Предметом исследования - инфляционные процессы в экономике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНФЛЯЦИИ…………………… 5
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………………….. 5
1.2 Причины и социальные последствия инфляции…………………………….. 14
1.3 Показатели изменения уровня инфляции……………………………………. 17
1.4 Инфляционное таргетирование как ведущее направление
антиинфляционной политики……………………………………………………… 20
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РФ……………………………………………………… 25
2.1 Опыт промышленно-развитых стран по применению
инфляционного таргетирования…………………………………………………. 25
2.2 Перспективы инфляционного таргетирования в России…………………… 30
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….... 46
Однако, в третьем квартале в июле 2009г. по сравнению с предыдущим месяцем цены на продовольственные товары увеличились на 0,6% (в июле 2008г. - на 0,1%). Стоимость фиксированного набора в Москве в конце июля 2009г. составила 10723,6 рублей и за месяц выросла на 0,5% (с начала года - на 8,9%), в Санкт-Петербурге - 8133,7 рубля и выросла на 0,8% (на 7,3%). В июле основное влияние на общее изменение цен на продовольственные товары оказало увеличение цен на плодоовощную продукцию, связанное, в основном, с поступлением на рынок продукции нового урожая. Более всего в этой группе подорожал картофель - на 13,1%. Кроме того, цены на апельсины выросли на 11,5%, на лук репчатый - на 6,4%, чеснок, лимоны, морковь и яблоки - на 1,2-3,6%. Вместе с тем, капуста белокочанная свежая подешевела на 8,8%, а бананы и груши - на 8,7% и 1,2% соответственно. Из наблюдаемых видов рыбопродуктов цены на рыбу замороженную разделанную лососевых пород выросли на 2,7%, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы - на 1,7%, на рыбу живую и охлажденную, а также соленую, маринованную, копченую - на 1,2-1,4%. Одновременно икра лососевых рыб подешевела на 0,4%, рыба замороженная разделанная (кроме лососевых пород) - на 0,2%. Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров цены на мед пчелиный натуральный увеличились на 2,0%, на отдельные виды продуктов детского питания, кофе натуральный растворимый, мороженое сливочное - на 1,1-1,5%. Цены на непродовольственные товары в июле 2009г. возросли на 0,6% (в июле 2008г. - на 0,7%)[22].
В
июле, как и в предыдущем месяце,
среди наблюдаемых
Однако, как и в июне, на большинство наблюдаемых видов медикаментов зарегистрировано снижение цен. Наиболее заметно в июле снизились средние цены на йод, корвалол, эналаприл, галазолин и супрастин - на 1,8-2,9%. Вместе с тем диклофенак и дротаверин (Но-шпа) стали дороже на 1,9% и 1,8% соответственно. Снижение цен отмечалось на персональные компьютеры, телевизоры цветного изображения, свежесрезанные цветы, отдельные виды строительных материалов (стекло оконное, пиломатериалы, кирпич красный, цемент тарированный) - на 0,3-2,0%.
Сравнив индексы потребительских цен в 2008г. и в 2009г. (таб.3.1) на производственные, непроизводственные товары и услуги очевидно, что если в 2008г. наблюдалось снижение индекса потребительских цен на непроизводственные товары и услуги, то в 2009г. заметен его рост. Так, например, в 2008г. индексы потребительских цен на непродовольственные товары и услуги в первом квартале были равны соответственно 102,0% и 107,5%, то на конец четвертого квартала- 101,4% и 101,6%. В 2009г. наоборот индексы потребительских цен на непродовольственные товары и услуги в первом квартале равны соответственно 103,8% и 108,5%, то на конец четвертого квартала- 109,7% и 111,6%[22].
Теперь
рассмотрим индексы потребительских
цен на продовольственные и
Индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги на конец января, февраля 2010г., в процентах [18].
2010 | Продовольственные товары | Непродовольственные товары | услуги |
Январь | 101,4 | 100,2 | 103,9 |
Февраль | 101,3 | 100,5 | 105,0 |
Данная таблица отчетливо дает понять, что по сравнению с первым кварталом 2008 и 2009г.г. индекс потребительских цен на начало первого квартала 2010г. меньше. Это видно так же судя по диаграмме на рисунке 3.5
Рис.
3.5 Динамика индексов
Исходя
из данного графика, наименьший индекс
потребительских цен
В феврале 2010, как и в двух предыдущих месяцах, наиболее значительными темпами росли цены на плодоовощную продукцию. Среди наблюдаемых видов овощей и фруктов цены на лук репчатый за месяц увеличились на 17,1%, капусту белокочанную свежую - на 13,7%, на морковь и бананы - на 11,4% и 10,9% соответственно. В то же время отмечено снижение цен на апельсины - на 1,9%, лимоны - на 0,9% и чеснок - на 0,4%. В группе сыров продолжал отмечаться существенный рост цен на сыры твердые и мягкие, которые стали дороже на 4,6% (в январе - на 3,3%). В феврале на 4,7% выросли цены на крупу гречневую-ядрицу. Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров, на 1,4-2,6% выше стали цены на пиво отечественное, водку обыкновенного качества, рыбу мороженную неразделанную, а также на живую и охлажденную, молоко питьевое и молочный напиток, творог, хлопья из злаков. Одновременно в феврале цены на муку пшеничную снизились на 1,2%, на куры - на 0,8%, на икру лососевых рыб отечественную - на 0,6%, на свинину, крупы овсяную и перловую, манную - на 0,1-0,4%[22].
Цены
на непродовольственные товары в
феврале 2010г. возросли на 0,3% (в феврале
2009г. - на 1,6%). Среди наблюдаемых
Между тем цены и тарифы на услуги в феврале 2010г. выросли на 1,0% (в феврале 2009г. - на 1,4%).
В феврале 2010г. среди наблюдаемых видов услуг наиболее значительно увеличилась стоимость повторного получения гербового документа в органах ЗАГС - на 87,2%. В феврале 2010г. среди наблюдаемых видов услуг наиболее значительно увеличилась стоимость повторного получения гербового документа в органах ЗАГС - на 87,2%. В группе услуг связи на 16,5% увеличилась стоимость пересылки простого письма внутри России, на 13,1% - плата за отправку обыкновенной внутренней телеграммы, на 8,5% - тарифы на услуги городской телефонной связи. Одновременно услуги по подключению к сети Интернет стали дешевле на 1,0%. Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 1,3-2,2% стали дороже услуги правового характера, билеты в музеи и на выставки, отдельные виды бытовых услуг. Снижение цен отмечалось на большинство наблюдаемых видов услуг зарубежного туризма. Заметнее всего подешевели экскурсионные поездки по отдельным европейским странам (Германии, Финляндии, Франции) и городам Европы - на 2,0-2,3%. Кроме того, на 0,2-0,4% снизилась стоимость проезда в купейных вагонах различных типов поездов дальнего следования, а также путевок в дома отдыха и пансионаты. В группе услуг связи на 16,5% увеличилась стоимость пересылки простого письма внутри России, на 13,1% - плата за отправку обыкновенной внутренней телеграммы, на 8,5% - тарифы на услуги городской телефонной связи. Одновременно услуги по подключению к сети Интернет стали дешевле на 1,0%. Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 1,3-2,2% стали дороже услуги правового характера, билеты в музеи и на выставки, отдельные виды бытовых услуг. Снижение цен отмечалось на большинство наблюдаемых видов услуг зарубежного туризма. Заметнее всего подешевели экскурсионные поездки по отдельным европейским странам (Германии, Финляндии, Франции) и городам Европы - на 2,0-2,3%. Кроме того, на 0,2-0,4% снизилась стоимость проезда в купейных вагонах различных типов поездов дальнего следования, а также путевок в дома отдыха и пансионаты[22].
Подводя
итог всему выше сказанному, следует
отметить, что процессы инфляции на
современном этапе немного
Рис. 3.6
План и факт динамики инфляции в
РФ
По данным Росстата первоначально в 2008 году инфляция планировалась около 8%, правда, оказалась она заметно выше, чем та, что планировалась государством и на 29 декабря 2008 г. составила 13,3%. В данном случае такую инфляцию можно назвать галопирующей, так как она превысила 10%[15].
Что же касается инфляции в РФ в 2009 году, то она планировалась на уровне около 8%, а составила 8,8%[15]. Это достаточно хороший результат, по сравнению с 2008годом. Разница между планом и фактом составила 0,8%. Следовательно, на данном этапе инфляция приобрела вид умеренной или ползучей.
Так же целесообразно рассмотреть, каковы основные причины инфляции на современном этапе. На сегодняшний день нет моделей, которые бы убедительно объясняли инфляцию в России. Достоверно известно, что на инфляционные процессы напрямую влияют факторы, предсказать динамику которых практически невозможно. К их числу относится, например, конъюнктура мирового рынка энергоносителей. Очень существенный вклад в инфляцию вносят контролируемые государством тарифы, на которые ЦБ не способен повлиять своими инструментами и методами. Можно с большой долей уверенности утверждать, что долгосрочная инфляция имеет монетарную природу, однако краткосрочная и среднесрочная инфляция плохо прогнозируется и контролируется. Важно также отметить, что на инфляционные процессы оказывала влияние бюджетная политика Министерства финансов. К примеру, крайне неравномерное расходование бюджетных средств в течение года приводило к инфляционным всплескам, с которыми ЦБ трудно было справиться [17].
Согласно
прогнозу социально-экономического развития
Российской Федерации, положенному в основу
проекта федерального бюджета, в 2010 году
ожидается восстановление положительных
темпов экономического роста. Оживление
экономики, а также возобновление роста
цен на активы обусловят увеличение трансакционной
составляющей спроса на деньги. Снижение
инфляции и девальвационных ожиданий
также будет способствовать росту спроса
на национальную валюту как на средство
сбережения. В соответствии со сценарными
условиями функционирования российской
экономики и основными параметрами прогноза
социально-экономического развития Российской
Федерации на 2010 год и плановый период
2011 и 2012 годов, Правительство Российской
Федерации и Банк России определили задачу
снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011
году – до 7‑8%, в 2012 году – до 5‑7%
(из расчета декабрь к декабрю). Указанной
цели по общему уровню инфляции на потребительском
рынке соответствует базовая инфляция
на уровне8,5-9,5% в 2010 году, 6,5‑7,5% в 2011 году и 4,5‑6,5%
в 2012 году [22]. Следовательно, инфляция
будет постепенно снижаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены следующие аспекты: инфляция, её сущность, виды и формы, а так же инфляционные процессы на современном этапе. Был также рассмотрен один из наиболее эффективных режимов монетарной политики - таргетирование инфляции и его применение на примере Новой Зеландии, а так же возможность его применения в России. В процессе данной работы стало понятно что, инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция - это многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция - чисто денежное явление, есть не что иное, как современная трактовка первоначальных форм проявления инфляции. При инфляции снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенным и перспективы развития производства; происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыль, а также легче уклониться от налогообложения; ограничиваются кредитные операции, поскольку никто не верит в долг; обесцениваются финансовые ресурсы государства. В то же время возникает социальная напряженность в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб наименее обеспеченным слоям общества. Она снижает реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на номинальный доход), а, соответственно, и общий уровень жизни населения, если номинальный доход будет отставать от роста цен. Кроме того, инфляция обесценивает сбережения и накопления граждан.
Инфляция
в существенной степени определяется
особенностями конкретного