Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:44, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть понятие и механизмы современной инфляции. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть сущность инфляции, её виды и формы;
2) выявить причины возникновения инфляции;
3) рассмотреть показатели инфляции, а так же их классификацию;
4) дать определение инфляционного таргетирования и его возможного применения в России;
5) раскрыть особенности инфляционных процессов, происходящих в России, на современном этапе.
Объектом исследования является современная экономика. Предметом исследования - инфляционные процессы в экономике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНФЛЯЦИИ…………………… 5
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………………….. 5
1.2 Причины и социальные последствия инфляции…………………………….. 14
1.3 Показатели изменения уровня инфляции……………………………………. 17
1.4 Инфляционное таргетирование как ведущее направление
антиинфляционной политики……………………………………………………… 20
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РФ……………………………………………………… 25
2.1 Опыт промышленно-развитых стран по применению
инфляционного таргетирования…………………………………………………. 25
2.2 Перспективы инфляционного таргетирования в России…………………… 30
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….... 46
1)несбалансированность государственных расходов и доходов, т. е. дефицит государственного бюджета, который часто покрывается за счет чрезмерной эмиссии денежных знаков;
2) милитаризация экономики, способствующая развитию военных отраслей в ущерб гражданским. В результате нарушаются оптимальные пропорции между отраслями, и возникает структурная инфляция;
3)рыночная власть монополий, олигополии и государства. Мы знаем, что современный рынок во многом олигополистичен, и олигополисты, обладающие монопольной властью, заинтересованы в сокращении производства и повышении цен;
4) инфляционные ожидания. Население привыкает к повышению цен и запасается товарами впрок, что приводит к увеличению совокупного спроса, а производители, опасаясь повышения цен со стороны поставщиков, увеличивают цены на товары и услуги, раскручивая тем самым маховик инфляции.
Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Но, вместе с тем, как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. [19;с.384]
Инфляция,
способствуя повышению цен и нормы прибыли,
вначале выступает, как фактор оживления
конъюнктуры, но по мере углубления она
превращается из движения в тормоз, усиливая
социально-экономическую неустойчивость
в стране. Она отвлекает капиталы из сферы
реального производства, в сферу обращения,
где они быстрее оборачиваются, и приносят
огромные прибыли; приводит в расстройство
товарооборот страны в связи с нарушением
закона денежного обращения; ведет к деформации
потребления спроса, к «бегству от денег»,
к любым товарам независимо от реальной
потребности в них; искажает структуру
спроса и предложения; отрицательно влияет
на кредит и кредитную систему. Обесценивание
денег подрывает стимулы к денежным накоплениям.
Вместе с тем инфляция не только подрывает
экономический рост внутри страны, но
и отрицательно воздействует на международные
валютные отношения. [19;с.384]
1.3
Показатели изменения уровня
инфляции
Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденции подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Одним из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, её глубины является показатель индекса цен.
При формировании индекса цен учитывается ряд принципиальных требований. Прежде всего, он не должен быть подвержен влиянию различий в ценах, обусловленных изменением качества товаров. Для этого используется метод наблюдения за изменением цен на товары- и услуги - представители, т. е. учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.
Д
ВВП = (ВВП н) : (ВВП р)
ВВП н - ВВП номинальный
ВВП
р - ВВП реальный
Д
ВНП = (ВНП н) : (ВНП р)
ВНП н - ВВП номинальный
ВНП
р - ВВП реальный
ИПЦ=(P0:P1 ) x100%
P0 - Цены стандартного набора товаров в измеряемом году
P1 - Цены стандартного набора товаров в базовом году
Уровень инфляции (темпы прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских цен по формуле:
Уровень
инфляции = (Инд. Цен измеряемого года-Индекс
цен базового года): Индекс цен базового
года x 100%
«Правило 70» =70: Годовой темп инфляции
Показатель =
Индекс средней стоимости
Если этот показатель больше 100%, страна экспортирует инфляцию, если меньше100% - импортирует ее.
Существует несколько режимов
монетарной политики для
Таргетирование инфляции является сравнительно новым режимом монетарной политики. Термин «таргетирование» заимствован из английского языка (targeting) и означает «установление целевых ориентиров или количественных параметров» [14].
Считается, что впервые его применил центральный банк Новой Зеландии в 1990 году. За прошедшее десятилетие число стран, перешедших к проведению монетарной политики с использованием инфляционного таргетирования, быстро росло: Канада (1991), Великобритания (1992), Швеция, Финляндия и Австралия (1993) и другие. В целом инфляционное таргетирование можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира (номинального якоря). Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции и на основе этого прогноза задает количественно целевой ориентир по инфляции на планируемый период не принимая на себя обязательств по достижению каких-либо других целевых ориентиров. При проведении монетарной политики центральный банк может использовать любые индикативные параметры. Ряд крупных центральных банков придерживаются различных вариаций этой политики, а сторонники утверждают, что режим инфляционного таргетирования, в конечном счете, оказывается более эффективным способом контроля над инфляцией [21].
Основное преимущество
Для проведения инфляционного таргетирования центральный банк должен соблюдать некоторые условия. Рассмотрим их подробнее.
Чтобы проводить монетарную политику с использованием инфляционного таргетирования центральный банк, во-первых должен обладать большим кредитом доверия со стороны общества во-вторых, его действия должны быть прозрачны [14]. Существует несколько минимально необходимых условий для использования этого режима монетарной политики:
Создав
рассмотренные предпосылки для
использования инфляционного