Инфляция, сущность, типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть понятие и механизмы современной инфляции. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1)рассмотреть сущность инфляции, её виды и формы;

2) выявить причины возникновения инфляции;

3) рассмотреть показатели инфляции, а так же их классификацию;

4) дать определение инфляционного таргетирования и его возможного применения в России;

5) раскрыть особенности инфляционных процессов, происходящих в России, на современном этапе.

Объектом исследования является современная экономика. Предметом исследования - инфляционные процессы в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНФЛЯЦИИ…………………… 5

1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………………….. 5
1.2 Причины и социальные последствия инфляции…………………………….. 14

1.3 Показатели изменения уровня инфляции……………………………………. 17
1.4 Инфляционное таргетирование как ведущее направление
антиинфляционной политики……………………………………………………… 20
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РФ……………………………………………………… 25

2.1 Опыт промышленно-развитых стран по применению

инфляционного таргетирования…………………………………………………. 25

2.2 Перспективы инфляционного таргетирования в России…………………… 30
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ………………………………………….. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 44

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….... 46

Работа содержит 1 файл

2. Инфляция сущность, причины, методы борьбы.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

       За  период с 1992-го по2006 г., т. е. за годы таргетирования инфляции, уровень безработицы снизился с 10,3 до 3,7%. Стабильность цен создает условия для снижения уровня безработицы. Переход к инфляционному таргетированию – это изменение основ денежно-кредитной политики. До инфляционного таргетирования экономические агенты Новой Зеландии несли ощутимые издержки, связанные с более высоким уровнем инфляции по сравнению с уровнем в странах – основных торговых партнерах. Именно поэтому сначала в обществе возникла потребность в низком уровне инфляции, а потом в ответ на эту потребность вводились элементы инфляционного таргетирования. Причем в низком уровне инфляции было заинтересовано не только население, в наибольшей степени страдающее от инфляции, но и реальный и финансовый сектора экономики. В первые годы инфляционного таргетирования широкая общественность сомневалась в возможностях центрального банка достичь целевых показателей инфляции, однако в Новой Зеландии было понимание необходимости придать высший приоритет цели по инфляции и соответственно иным целям денежно-кредитной и валютной политики – качественно более низкий приоритет. Именно поэтому можно говорить о хороших стартовых условиях для перехода к таргетированию инфляции в Новой Зеландии в конце 80-х годов.Вобщем можно сделать вывод, что инфляционное таргетирование способствовало стабилизации экономики [20]. 

2.2 Перспективы инфляционного таргетирования в России 
 

       На  протяжении последних лет годовая  инфляция в России не падала ниже 9%, а средняя ее величина за период с 2000-го по 2008 год составляет 13,6%. Это значительно выше, чем в развитых экономиках. Несмотря на постоянные заявления министра финансов Алексея Кудрина о важности борьбы с инфляцией, нельзя сказать, что на практике эта задача является для правительства одной из приоритетных. В нынешней кризисной ситуации торможение роста цен происходит естественным образом (за счет снижения совокупного спроса), поэтому есть шанс использовать этот фон для стратегического перехода к более низким темпам инфляции.

       В качестве новой политики, которая способствовала бы подобному переходу, денежные власти рассматривают режим таргетирования инфляции совместно со свободным плаванием обменного курса рубля. [17].  Идея перехода к практике таргетирования инфляции и свободного курса обсуждается уже достаточно давно. В середине июня 2009 г. председатель ЦБ Сергей Игнатьев, выступая перед Госдумой, заявил, что основной целью кредитно-денежной политики Банка России является переход к режимам свободного плавания рубля и инфляционного таргетирования. Это подтвердил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, отметив также, что эти режимы могут быть введены уже в 2010 г., то есть на год раньше установленного срока.

       На  опыте других стран стоит отметить, что с переходом к этому  режиму макроэкономические показатели, как правило, заметно улучшаются. Однако практика таргетирования инфляции может принести существенную пользу, только если выполнены определенные требования о которых говорилось в пункте 2.2 Действительно, если основной задачей ЦБ является контроль над инфляцией, то тогда он должен быть свободен от обязательств по управлению другими макроэкономическими параметрами, такими, например, как обменный курс. Как говорилось ранее, в пункте 2.2, весьма важным условием эффективности инфляционного таргетирования является прозрачность и подотчетность денежных властей, что позволяет эффективно влиять на ожидания рынка.

       Хорошая экономическая модель дает ответ  на вопрос, какие меры нужно применять, чтобы добиться желаемых целей. Кроме  того, необходимы эффективные инструменты, с помощью которых эти меры можно было бы реализовать. В России такие эффективные инструменты денежной политики отсутствуют. Регулирование инфляционных процессов через предложение денег результативно в экономиках с развитым финансовым и банковским сектором, но вряд ли осуществимо в России, где финансовая система недоразвита. Другими словами, специфика российской экономики такова, что интервенции на денежном рынке воздействуют на динамику ИПЦ очень опосредовано и мало предсказуемо.

       Насколько вероятен переход к вышеописанной практике рассмотрим подробнее. С формальной точки зрения, согласно действующему закону, Банк России подотчетен Государственной Думе [17]. 

       Дадим оценку независимости ЦБ РФ. По мнению многих аналитиков ЦБ РФ не является таковым. Об этом свидетельствуют действия ЦБ в период с сентября 2008 г. по февраль 2009 г., когда была проведена "мягкая девальвация". Многие аналитики сходятся во мнении, что инициатором постепенного ослабления курса рубля, в результате которого золотовалютные резервы ЦБ сократились на треть, было вовсе не руководство ЦБ, а непосредственно глава правительства РФ. Соответственно, нет никаких оснований считать, что в случае перехода к инфляционному таргетированию Банк России действительно сможет сконцентрировать свои усилия исключительно на управлении динамикой роста цен и не откажется от своих целевых ориентиров по инфляции, в случае если на него будет оказываться давление со стороны правительства. Поэтому рынок вряд ли серьезно воспримет обязательства ЦБ, то есть эффект от формирования ожиданий будет сравнительно небольшой. Обобщая вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что, строго говоря, в России не выполнено ни одно из условий, необходимых для введения инфляционного таргетирования. Тем не менее это не означает, что движение к свободному плаванию обменного курса и инфляционному таргетированию ошибочно.

       Вообще  успешное таргетирование инфляции требует  примерно тех же условий, что и  любой другой активный режим денежной политики. В конечном счете вопрос качества кредитно- денежной политики упирается в уровень профессионализма и независимости денежных властей, а также в состояние финансовой системы. Эти характеристики чрезвычайно инертны, и быстро их поменять невозможно, поэтому нужно иметь в виду, что любой режим денежной политики – инфляционное таргетирование или какой-либо другой – будет иметь ограниченный успех. С этой точки зрения нет ничего плохого в том, что Банк России переключится исключительно на регулирование роста цен и будет на постоянной основе публиковать свои прогнозы и целевые интервалы по инфляции. От большей прозрачности денежной политики экономика только выиграет [17]. 

 

  3 ОСОБЕННОСТИ  ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ

 

       По мере своего углубления инфляция оказывает все более отрицательное воздействие на экономику страны по разным направлениям. 
Неравномерный рост цен на товары усугубляет неравенство норм прибылей в различных отраслях производства, что ведет к расширению производства в одних отраслях и сокращению и упадку в других. Рост диспропорций между отраслями экономики дезорганизует хозяйственные связи. Инфляция вызывает перелив капиталов из производства в сферу обращения. Обостряется проблема емкости, внутреннего рынка, так как инфляция ведет к снижению реальной заработной платы и всех доходов трудящихся. Сжатие реального платежеспособного спроса затрудняет сбыт товаров. «Затоваривание» отрицательно влияет на производство соответствующих отраслей экономики. Инфляция искажает нормальную структуру потребительского спроса. Рост цен порождает бегство от денег к любым товарам независимо от потребности в них.  
Инфляция отрицательно влияет на международные экономические отношения.

       Обесценение денег в конечном счете подрывает конкурентоспособность национальных фирм-экспортеров, поощряет ввоз товаров из-за границы, где их покупают по относительно низким ценам, а продают на внутреннем рынке по более высоким ценам.

       При сильной инфляции становится невыгодным предоставлять кредиты в товарной и денежной форме, так как кредиторы несут потери, получая долги в обесцененных деньгах. В связи с этим свертывается коммерческий и банковский кредит.

       Инфляция является одним из факторов валютного кризиса. Она создает условия для несоответствия между официальным и рыночным курсом валюты, отрицательно влияет на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряет спекулятивное движение «горячих денег». Таким образом, инфляция, порожденная нарушениями в процессе общественного воспроизводства, усугубляет их как в сфере производства, так и в сфере обращения.

       Как говорилось в разделе 2, одним из измерителей инфляции является индекс потребительских цен. Индексы потребительских цен на территории РФ различны. Они зависят от многих факторов. Поэтому рассмотрим максимальные и минимальные индексы потребительских цен в различных Республиках и областях в 2009г. [8]. В июле в 7 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 1,0% и более. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в Чукотском автономном округе - на 3,2%, где продукты питания подорожали на 6,7%. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,8% (с начала года - 108,9%), в Санкт-Петербурге - 100,6% (с начала года - 108,5%).

       В феврале в 10 субъектах Российской Федерации прирост потребительских  цен составил 1,7% и более. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в Республике Марий Эл и Камчатском крае - на 2,4% и 2,1% соответственно, в основном в результате прироста тарифов на услуги на 7,0% и 5,7%. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,6% (с начала года - 102,8%), в Санкт-Петербурге - 101,0% (с начала года - 103,0%)[8].

       Проанализируем  динамику индексов потребительских  цен за 2009г., 2010г. Индекса потребительских  цен в июле 2009г. составил 100,6%, в  том числе на продовольственные  товары - 100,6%, непродовольственные товары - 100,6%, услуги - 100,8%. Данные индексы представлены в таблице 3.1

                                                                                                           Таблица 3.1

Индексы потребительских цен и тарифов  на товары и услуги на конец периода, в процентах(2009г) [22]

2009г. Продовольственные товары Непродовольственные товары Услуги
I квартал 105,0 103,8 108,5
II квартал 101,9 106,3 109,6
III квартал 98,9 108,3 111,0
IV квартал 100,3 109,7 111,6
 

    По  данным, приведенным в таблице 3.1 можно сказать, что самый большой индекс потребительских цен в 2009г. наблюдается  на всевозможные  услуги. В третьем и четвертом квартале он составил 111,0% и 111,6%.  Численные показатели этой таблицы также можно отобразить и диаграммой (рис.3.1)

Рис. 3.1  Динамика индексов потребительских  цен 2009г. [22]

      А теперь рассмотрим каждый  индекс в отдельности. На гистограмме  (рис.3.2) изображено изменение индексов  цен на продовольственные товары  по кварталам 2009года.

    

    Рис. 3.2 Динамика индексов цен продовольственных  товаров 2009г. [22]

    По  данным рис. 3.2 можно сказать, что  наибольший индекс потребительских  цен на продовольственные товары в 2009 году  наблюдается в первом квартале и составляет 105,0% . Наименьший же, составил в третьем квартале 98,9%.

       На  двух других гистограммах показаны индексы  потребительских цен на непродовольственные  товары (рис.3.3) и услуги (рис.3.4), которые  возрастают в течение года [22].

                                                                                                                                                                                                                      Рис. 3.3                                              Рис. 3.4

    Если, к примеру, индекс цен непродовольственных  товаров к концу первого квартала составлял 103,8%, а индекс потребительских  цен на услуги 108,5%, то к концу четвертого квартала стал составлять соответственно 109,7% и 111,6% соответственно[22].

         Цены и тарифы на услуги  в июле 2009г. выросли на 0,8%.  В июле в разгар летнего сезона продолжало отмечаться увеличение тарифов на проезд пассажиров в различных типах вагонов поездов дальнего следования - на 6,6-13,4%. Среди услуг зарубежного туризма стоимость путевок на отдых в Турцию возросла на 4,3%, в Испанию - на 4,2%. Экскурсионные туры по городам Европы и в Германию подорожали на 2,1% и 1,6% соответственно. Одновременно поездки в Китай стали дешевле на 0,3%. Цены на путевки в дома отдыха и пансионаты на территории России увеличились на 2,7%.     Кроме того, услуги проводного вещания стали дороже на 8,6%, газ сетевой - на 4,7%, отдельные виды банковских, бытовых и медицинских услуг - на 1,0-3,0%[22].

       Наименьший  индекс потребительских цен приходится на продовольственные товары и составляет  во втором квартале 98,9%. В июле отмечалось снижение цен на все наблюдаемые виды крупяных изделий. Более всего подешевели пшено - на 2,6%, а также крупа гречневая-ядрица - на 1,3%. Кроме того, цены на сыры снизились на 1,3%, муку пшеничную - на 0,8%, молоко и молочный напиток - на 0,7%, творог различной жирности, печень говяжью - на 0,4-0,6%.

Информация о работе Инфляция, сущность, типы