Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 00:44, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть понятие и механизмы современной инфляции. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть сущность инфляции, её виды и формы;
2) выявить причины возникновения инфляции;
3) рассмотреть показатели инфляции, а так же их классификацию;
4) дать определение инфляционного таргетирования и его возможного применения в России;
5) раскрыть особенности инфляционных процессов, происходящих в России, на современном этапе.
Объектом исследования является современная экономика. Предметом исследования - инфляционные процессы в экономике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИНФЛЯЦИИ…………………… 5
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………………….. 5
1.2 Причины и социальные последствия инфляции…………………………….. 14
1.3 Показатели изменения уровня инфляции……………………………………. 17
1.4 Инфляционное таргетирование как ведущее направление
антиинфляционной политики……………………………………………………… 20
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РФ……………………………………………………… 25
2.1 Опыт промышленно-развитых стран по применению
инфляционного таргетирования…………………………………………………. 25
2.2 Перспективы инфляционного таргетирования в России…………………… 30
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….... 46
С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда, как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:
Открытая инфляция характеризуется обесцениванием денег, ростом уровня цен. Она характерна для рыночной экономики, где цены и доходы формируются под воздействием спроса и предложения. Инфляционный рост цен деформирует рыночный механизм, но не ликвидирует реакцию экономики на рыночные сигналы: в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке в направлении равновесия при новом уровне цен.
Подавленная инфляция имеет место при формировании государством иен и доходов. Не проявляясь в росте цен, макроэкономическое неравновесие проявляется в этом случае, прежде всего в хронических товарных дефицитах. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Особо это характерно для отраслей с высокими издержками производства.
Подавленная инфляция ломает механизм рыночной самонастройки, так как предприниматели не получают «условных сигналов» для перемещения капиталов и выгод от такого перемещения. Это ведет к сохранению структурных дисбалансов, неэффективных производств, воспроизводству ситуации макроэкономического неравновесия.
В условиях подавленной инфляции потери несут все экономические агенты официальной экономики. Выигрывают лишь теневые и криминальные структуры. Подавленная инфляция особенно характерна для стран с тоталитарной командной экономикой, где цены, доходы, физический объем, и структура ВНП жестко определяются и контролирую государство.
Инфляция является результатом
нарушения равновесия между
Подробнее рассмотрим
инфляцию спроса:
Инфляция спроса - это избыток в обращении
платежных средств (избыток совокупного
спроса), наталкивающийся на ограниченное
по тем или иным причинам предложение
товаров и услуг. Она характерна для ситуации,
когда экономика близка к состоянию полной
занятости и полной загруженности производственных
мощностей.
Механизм инфляции спроса графически
изображен на рисунке 1.2 [8, c. 143].
Рис. 1.2. Инфляция спроса Рис. 1.3.Инфляция предложения
На рисунке 1.2 на промежуточном отрезке кривой AS рост цен может соответствовать росту производства либо обгонять его. На вертикальном отрезке кривой AS,что соответствует совокупному предложению в долгосрочном плане, находящемуся на уровне полной занятости, дальнейшее расширение совокупного спpoса вызовет только повышение уровня цен, т. е. инфляцию.
Мы видим, что расширение совокупного спроса в условии» приближения к полной занятости и при ее достижении вызывает рост общего уровня цен. Получается, что без инфляции нельзя добиться увеличения ВВП (на промежуточном отрезке AS). [6;с.606].
Инфляция
спроса порождается выпуском в обращение
дополнительной массы платежных
средств, что создает превышение
спроса над предложением и приводит
к росту цен. В этой связи необходимо
сокращать государственные
Факторы, обусловливающие избыток совокупного спроса (смещение кривой AD), могут быть следующие:
3)неконтролируемый рост кредитных денег, в том числе за счет так называемой скрытой эмиссии. Дело в том, что порой государство практикует списание долгов или кредиторской задолженности. Прекращение выплат кредиторской задолженности или процентов за кредит означает увеличение на соответствующую сумму кредитных денег;
4) увеличение частных расходов на инвестиции за счет банковского кредита;
7) рост заработной платы как результат деятельности профсоюзов;
8) рост
чистого экспорта, когда произведенные
товары потребляются
за рубежом, а доходы от их производства
формируются в национальной
ной экономике.
Как результат перечисленных явлений, увеличивается денежная масса в обращении. Следует отметить, что рост цен, особенно в условиях ограниченного предложения, может повлечь ажиотажный спрос — стремление осуществить закупки впрок, в более ранние, чем прежде намечалось, сроки. Это увеличивает скорость оборота денег. Как отмечалось выше, рост денежной массы в обращении и скорость ее обращения обусловливает увеличение совокупного спроса.
Однако не увеличение совокупного спроса само по себе вызывает рост уровня цен, а то, что оно сталкивается с невозможностью соответствующего увеличения совокупного предложения.
Выделим основные факторы, обусловливающие дефицит предложения на вертикальном отрезке кривой AS:
Отметим, что все перечисленные факторы, формирующие избыток совокупного спроса и дефицит предложения, присущи современной рыночной экономике, не носящей чисто конкурентного характера.
Второй альтернативный источник (механизм) открытой инфляции - инфляция издержек (инфляция предложения). Она вызывается ростом издержек в расчете на единицу продукции. Механизм инфляции предложения графически изображен на рис. 1.3. Рост цен на факторы производства ( сырьё, энергоносители и т.д) сокращает прибыль фирм, что приводит к уменьшению совокупного предложения, и кривая AS сдвигается влево (Рис.1.3). В результате цены на товары и услуги растут, что приводит к дальнейшему удорожанию как факторов производства, так и потребительских товаров [6;с.342].
Рост издержек может быть обусловлен рядом факторов:
1) повышением цен на продукцию и услуги монополистов, особенно в базовых отраслях, обеспечивающих поставки сырья и топливно-энергетических ресурсов.
2) профсоюзной политикой, нацеленной на повышение заработной платы и ограничением предложения труда, поскольку заработная плата является существенным элементом издержек.
3) повышением ставок прямых и косвенных налогов, ставок процента за кредит, индексацию заработной платы, устанавливая дополнительные и увеличивая размеры действующих, гарантированных законодательством социальных льгот и компенсаций работникам, повышая размеры отчислений в социальные внебюджетные фонды и пр.
Все это ведет к увеличению издержек на производство и снижению нормы прибыли. Рост издержек ведет к росту цен. Подорожавший товар производственного назначения, являясь ресурсом для последующего производителя, заставляет его также повышать цену. Рост цен на потребительские товары и услуги обусловливает снижение реальных доходов работающих и оправдывает выдвижение новых требований по увеличению заработной платы. Возникает «инфляционный передаточный механизм», инфляция издержек распространяется подобно эпидемии.
Существует также понятие структурной инфляции. Она возникает при нарушении общего равновесия, несбалансированном развитии отраслей, когда спрос на отдельные виды продукции неудовлетворен. В результате в экономике наблюдается рост цен. Для того, чтобы обуздать такую инфляцию, необходимы инвестиции в те отрасли, продукции которых не хватает. Эта форма открытой инфляции возникает также при структурных сдвигах в совокупном спросе, когда появляются новые товары с высокими «престижными» ценами. При этом даже если цены на традиционные товары не растут, общий уровень цен в экономике повышается [6;с.342].
Исходя из выше указанного рассмотрим, в чем же, все таки, причины инфляции и каковы её последствия.
Причины инфляции многообразны. Как уже говорилось выше, в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета; чрезмерным инвестированием опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами [19;с.384].
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Выделяют внутренние и внешние причины. Внешней причиной инфляции считается, прежде всего, конъюнктура мирового рынка. Например, увеличение мировых цен на нефть, газ и другие энергоносители приводит, в конечном счете, к росту цен на внутреннем рынке. Инфляционный процесс, например, в России усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими внутренними причинами, имеющими основополагающий характер. К внутренним причинам относятся следующие: