Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:52, реферат
Цель работы: рассмотреть особенности процесса инфляции и стабилизации российской экономики в переходном периоде.
Задачи:
1. Рассмотреть экономическую сущность инфляции.
2. Рассмотреть особенности инфляции в переходном периоде.
Введение
1. Инфляция: сущность
2. Инфляция в переходный период
3. Антиинфляционная политика россии
3.1. Анализ инфляции в России
3.2. Проблемы и пути преодоления инфляции в России
Заключение
Список использованной литературы
Примечание. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.
Разумеется, все показатели оборачиваемости следует рассматривать, принимая во внимание качественные характеристики предприятия, такие как:
- сфера деятельности предприятия;
- отраслевая принадлежность;
- масштабы деятельности предприятия;
- качество активов, а именно качество и стоимость реализуемых товаров;
- общеэкономическая ситуация в стране;
- качество управления активами предприятия.
Тем не менее основной подход к оценке оборачиваемости следующий: чем короче период оборота, тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.
Что в результате увидели кредитные аналитики в промежуточной отчетности 2009 г.? Если не брать в расчет 3 - 4 наименее пострадавшие отрасли (нефтяная, коммуникационная, пищевая и фармацевтическая) и отдельных счастливчиков, для которых кризис - "мать родна", в период рецессии произошло ухудшение оборачиваемости, связанное со снижением объемов производства и реализации продукции, однако материальные запасы и дебиторская задолженность снижались еще более медленными темпами.
Примечание. При снижении продаж (в кризис) или при сокращении масштабов производства менеджерам предприятия необходимо избавиться от излишков запасов, а также провести комплекс работ по взысканию задолженности покупателей. Если этого не произошло, то это (при прочих равных условиях) свидетельствует о недостаточно эффективном управлении оборотным капиталом.
Перечислим некоторые стандартные пути ускорения оборачиваемости капитала:
- повышение уровня маркетинговых исследований, направленных на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю (включая изучение рынка, совершенствование товара и форм его продвижения, формирование правильной ценовой политики, оптимизацию ассортимента в зависимости от спроса и т.д.);
- сокращение бизнес-цикла за счет стимулирования сбыта (рекламные кампании, скидки, сезонные распродажи, программы поддержки лояльности и т.д.);
- проведение переговоров с существующими и потенциальными поставщиками о предоставлении отсрочек платежа;
- оптимизация логистических процессов с целью снижения транспортных, складских и аналогичных расходов;
- сокращение продолжительности производственного цикла за счет интенсификации производства (использование новейших технологий, повышение уровня производительности труда и др.);
- улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойных поставок и сокращения времени нахождения капитала в запасах;
- ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчетных документов.
Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и "проеданию" капитала. Таким образом, надо стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала.
Оборотный капитал
В теории оборотный капитал - это капитал, инвестируемый компанией в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Мы уже рассмотрели основные элементы оборотного капитала - запасы, дебиторскую и кредиторскую задолженность - и подходы к анализу их оборачиваемости. Остается добавить, что особенности управления оборотным капиталом определяются структурной принадлежностью хозяйствующих субъектов. Если у торговых организаций высок удельный вес товаров, у промышленных предприятий - сырья и материалов, то у финансовых корпораций преобладают денежные средства и их эквиваленты.
Говоря об управлении оборотным капиталом, нельзя забывать об анализе состояния финансирования оборотных активов предприятия, целью которого является оценка уровня достаточности финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, а также степени эффективности формирования структуры источников их финансирования с позиций влияния на финансовую устойчивость предприятия. Наиболее распространенным способом пополнения оборотного капитала (в дополнение к товарным кредитам и отсрочкам платежей) во избежание кассовых разрывов до кризиса было использование возобновляемых кредитных линий (например, под залог товаров в обороте).
В западной банковской практике чаще используется понятие чистого оборотного капитала, рассчитываемого как разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. В нормальных условиях функционирования хозяйствующих субъектов величина текущих активов выше величины текущих обязательств, то есть сумма оборотных средств превышает кредиторскую задолженность. Поэтому в течение многих лет отрицательное значение чистого оборотного капитала оценивалось как негативный фактор. Как изменился подход к величине оборотного капитала в последнее время?
Мнение. М. Качаева, старший аналитик по управлению портфелем ЗАО "Королевский Банк Шотландии"
Анализ оборачиваемости активов является неотъемлемой составляющей финансового анализа заемщика. Оборачиваемость активов, пожалуй, лучше всего позволяет оценить реальную эффективность операционной деятельности компании (при условии, конечно, что отчетность справедливо отражает ее финансовое положение). Зачастую финансовые менеджеры склонны ориентироваться в основном на быстрое наращивание операционной прибыльности бизнеса (пусть даже краткосрочное), потому что именно этого от них ждут акционеры, при этом не думая о том, что на одном контроле за расходами и манипулировании неденежными позициями отчетности далеко не уедешь. Таким образом, адекватные показатели оборачиваемости позволяют оценить в том числе и зрелость, и наличие долгосрочной стратегии развития компании, что, безусловно, обеспечивает дополнительный комфорт для кредитора при принятии решения о выдаче кредита.
При анализе предпочтительнее оценивать любой финансовый показатель не с точки зрения его соответствия неким нормативам, а скорее в контексте реального бизнеса компании. При этом, безусловно, полезно сравнивать показатели клиента с показателями его конкурентов и в целом со средними по отрасли.
Кроме того, важно понимать, что стоит за каждым показателем. Например, для какого-нибудь крупного авиационного предприятия с длинным производственным циклом оборачиваемость запасов в 180 дней может быть абсолютно приемлемой, а для торговой сети такое значение может свидетельствовать о серьезных проблемах с реализацией товара.
Анализ показателей деловой активности (оборачиваемости) предприятий на пике кризиса выявил такие тенденции, как затоваривание, рост просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, возникновение/увеличение "плохих" долгов и т.д., которые ранее не наблюдались и, по сути, серьезно не анализировались. В настоящее время, когда острота экономической ситуации несколько спала, можно сказать, что оборачиваемость оборотных активов у большинства компаний стабилизировалась. Тем не менее очевидно, что в дальнейшем аналитикам следует более внимательно смотреть на эти показатели для адекватной оценки финансового состояния компаний.
Рассмотрим пример: компания А в кризис продает в основном по предоплате (дебиторка сократилась), договорилась со своими поставщиками, что будет платить за поставки в течение трех месяцев (кредиторка длинная), и сократила запасы до минимально необходимых, оставив в ассортименте только ходовой недорогой товар (запасы сократились, но их оборачиваемость выросла). С точки зрения бизнеса на падающем рынке компания А успешно выбирается из кризиса, в то время как старые методы оценки предрекают неминуемый дефолт: чистый оборотный капитал меньше нуля (или коэффициент ликвидности меньше 1) и продолжает уменьшаться. При этом, конечно, нужно оценивать все факторы в совокупности. Если продажи компании А падают быстрее рынка, то, возможно, нужно немного поддержать своих покупателей путем предоставления отсрочки или несколько расширить ассортимент. В анализе (да, наверное, и в жизни вообще) становится все меньше абсолютных величин - все относительно и взаимосвязано, а интерпретация показателей зависит от конкретной цели и "аппетита к риску" у кредитной организации или финансового института.
Хочется добавить, что отсутствие длинных статистических рядов по отраслям промышленности России не позволяет сформулировать нормативы оборачиваемости элементов оборотного капитала, которые можно было бы взять за базу для сравнительного анализа. В американской и европейской практике такие данные иногда публикуются, и в таблице приведен такой пример.
Таблица
Оборачиваемость оборотного капитала в отраслевом разрезе
по европейским компаниям на конец 2003 г. <*>
В июле 2010 г., как и месяцем ранее, темпы роста потребительских цен составили 0,4%, что на 0,2 п.п. ниже аналогичного значения, зафиксированного в июле прошлого года. В целом за семь месяцев текущего года инфляция составила 4,8%, что существенно уступает темпам прироста, накопленным за январь-июль 2009 года (8,1%). Показатель инфляции в годовом выражении в июле достиг глобального минимума за весь постсоветский период: 5,5%.
В июне 2010 года индекс цен производителей составил -3,1% против 2,7% месяцем ранее. При этом прирост цен производителей в добывающих отраслях в июне был равен -10,0% (в мае 4,6%), в обрабатывающих отраслях -0,1% (2,3% месяцем ранее), в отраслях, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, -0,7% (-0,1% в мае 2010 года).
Сезонно скорректированный показатель инфляции третий месяц подряд держится на уровне 0,55-0,60%, что несколько превосходит среднемесячный показатель за январь-апрель 2010 года (0,4%). Относительно стабильная ситуация с инфляцией, наблюдавшаяся в первом полугодии текущего года, начала ухудшаться во второй половине июля, когда всё сильнее стали проявляться последствия засухи и пожаров в России. Эти негативные тенденции пока не сказались на динамике ИПЦ лишь за счет того, что в текущем году несколько раньше началось сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию вследствие более раннего созревания фруктов и овощей[7].
Динамика базовой инфляции, рассчитанной без учета влияния на динамику цен опережающего роста регулируемых государством тарифов на платные услуги населению и резких колебаний цен на плодоовощную продукцию и бензин, напротив, ярко демонстрирует усиление инфляционного давления в экономике. БИПЦ в июле увеличился до 0,4% против 0,2% месяцем ранее. Сезонно скорректированный показатель базовой инфляции также увеличился с 0,50% в июне до 0,55%. Как уже говорилось выше, ускорение базовой инфляции вызвано дестабилизацией ситуации на продовольственном рынке. В ближайшие месяцы именно динамика цен на продовольствие будет определять поведение агрегированных индексов потребительских цен.
Эксперты аграрного рынка расходятся в оценке последствий неблагоприятных погодных явлений на урожайность основных сельскохозяйственных культур. Пока не подведены итоги текущего сельскохозяйственного года, рано делать какие-либо прогнозы относительно влияния засухи на цены продовольственных товаров. Однако уже сейчас ясно, что целевые показатели, установленные правительством на 2010 г. (6,0-7,0%), которые еще месяц назад выглядели вполне реалистично, в настоящий момент вызывают большие сомнения и, скорее всего, будут пересмотрены в сторону повышения. Высказываются предположения, что за счет данного фактора итоговый показатель инфляции за 2010 год увеличится от 0,5-0,8% до 2-3%. Как видим, разброс оценок достаточно велик.
Дополнительным фактором неопределенности в текущей ситуации выступают инфляционные ожидания. В предыдущих обзорах мы не раз отмечали, что в текущих условиях инфляционные ожидания являются одним из ключевых факторов инфляции и могут как ослабить инфляционное давление в экономике за счет установления контроля над ними, так и вновь запустить механизм самопитающейся инфляции в случае возникновения каких-либо негативных шоков. По всей видимости, сокращение предложения основных сельскохозяйственных культур и есть тот негативный шок, который может вновь разогнать инфляционные ожидания. Так, резкий рост цен на муку, крупы и другие продукты питания, наблюдавшийся в последние недели, был обусловлен преимущественно ажиотажным спросом, возникшим на фоне возросших ожиданий дефицита и масштабного роста цен в будущем.
До недавнего времени среди основных факторов риска усиления инфляционного давления в конце года называли восстановление потребительского спроса. Пока данный фактор оказывает ограниченное влияние на инфляцию. Восстановление потребительского спроса происходит весьма скромными темпами. Отметим также, что наблюдаемое в последние месяцы возобновление роста доходов населения сопровождалось увеличением доли сбережений и снижением доли расходов на покупку товаров и услуг[8].
На данном этапе борьбы с инфляцией экономистами экономистами нашей страны используются следующие основные направления экономической политики, направленной на оздоровление денежной системы нашей страны:
Общеэкономические меры:
Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем) в целях формирования рыночных отношений.
Необходима смена целевой ориентации экономической политики- с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП.
Информация о работе Инфляция и стабилизация Российской экономики в переходный период