Инфляция и стабилизация Российской экономики в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности процесса инфляции и стабилизации российской экономики в переходном периоде.
Задачи:
1. Рассмотреть экономическую сущность инфляции.
2. Рассмотреть особенности инфляции в переходном периоде.

Содержание

Введение
1. Инфляция: сущность
2. Инфляция в переходный период
3. Антиинфляционная политика россии
3.1. Анализ инфляции в России
3.2. Проблемы и пути преодоления инфляции в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Инфляция Марченко.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Положительные результаты развития экономики и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовали в 2000—2001 гг. восстановлению структуры финансового рынка. Российский рынок ценных бумаг относится к развивающимся рынкам. Формирование законодательной базы в части урегулирования проблем фондового рынка (в 1999 г. был принят закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг») способствовало расширению круга финансовых корпоративных инструментов. Анализ ситуации на российском фондовом рынке позволяет говорить только о фрагментарной конкуренции. Структура вторичного рынка акций представлена ценными бумагами эмитентов энергетической, топливной и телекоммуникационной отрасли. Практически отсутствуют ценные бумаги обрабатывающей отрасли.

Необходимо отметить, что без стабилизации финансового рынка невозможно вступление России на путь устойчивого экономического роста.

 

Финансовый кризис заставил переосмыслить многие подходы к оценке кредитоспособности предприятий, в результате чего приходится более детально и вдумчиво анализировать старые стандартные показатели и коэффициенты. В качестве субъекта такой переоценки предлагаем рассмотреть оборотный капитал и коэффициенты оборачиваемости входящих в него элементов - запасов, дебиторской и кредиторской задолженности <1>.

--------------------------------

<1> Сделаем оговорку, что мы рассматриваем крупные и средние торговые предприятия, а не многопрофильные или вертикально-ориентированные холдинги, у которых оборачиваемость размыта и усреднена из-за комбинации разных направлений деятельности.

 

Вначале вспомним теорию, чтобы уточнить используемую терминологию. Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организуются процесс производства и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую.

Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому анализ оборачиваемости имеет большое значение для эффективного управления оборотным капиталом.

 

Оборачиваемость запасов

 

В большинстве теоретических источников данный коэффициент рассчитывается как отношение себестоимости продукции к средней

за период величине запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе (оборачиваемость запасов по стоимости - Оз):

 

Оз = С / (Знп + Зкп) / 2,

 

где С - себестоимость продукции, произведенной в расчетном периоде;

Знп, Зкп - величина остатков запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе на начало и конец периода.

 

Примечание. Со школьной скамьи знакомая формула "Деньги - Товар - Деньги" в развернутой интерпретации приобретает следующий вид: "Деньги - Закупки - Производство - Готовая продукция - Реализация - Деньги".

 

Общая стоимость товаров, проданных в течение определенного периода, обычно за год (предпочтительнее брать себестоимость проданных товаров, а не объем продаж, поскольку последний включает в себя валовую прибыль, что ведет к завышению показателя оборачиваемости), будучи разделена на среднюю величину товарных запасов в течение того же периода, дает число, показывающее, сколько раз обернулся товар.

Более нагляден и удобен для анализа обратный показатель - период обращения запасов в днях (Поз). Он рассчитывается по формуле:

 

Поз = Тпер / Оз,

 

где Тпер - продолжительность периода в днях.

Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективной является ее деятельность, тем меньше потребность в оборотном капитале и тем устойчивее финансовое положение предприятия при прочих равных условиях.

Рассчитанные периоды оборота конкретных составляющих текущих активов и текущих пассивов имеют реальную экономическую интерпретацию.

Например, период оборота запасов, равный тридцати дням, означает, что при сложившемся в данном периоде анализа объеме производства на предприятии создано запасов на 30 дней.

Учитывают несколько видов оборачиваемости запасов:

- оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе и т.д.);

- оборачиваемость каждого наименования товара по стоимости;

- оборачиваемость совокупности наименований или всего запаса в количественном выражении;

- оборачиваемость совокупности позиций или всего запаса по стоимости.

Оценка оборачиваемости является важнейшим элементом анализа эффективности, с которой предприятие распоряжается материально-производственными запасами. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление: отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе - иммобилизацией собственных оборотных средств). Кроме того, очевидно, что предприятие несет дополнительные затраты по хранению запасов, связанные не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товара.

Как следствие, при управлении запасами особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств.

В ежедневной западной банковской практике аналитики обычно пользуются альтернативной формулой - отношение величины запасов к выручке, умноженное на 365 дней. Величина запасов берется на конец периода, так как обычно оценивается в динамике. Соотносится величина запасов не с себестоимостью, а с выручкой как с одним из важнейших для кредитного анализа факторов (тем самым обеспечивается единый подход к компаниям, которые продают товары и услуги, ведь для последних большая часть расходов приходится не на себестоимость, а на общие коммерческие и административные расходы). Многие считают, что соотнесение с себестоимостью дает более точный результат, так как в выручке присутствует торговая наценка, что искусственно увеличивает оборачиваемость, но, с другой стороны, так сохраняется единообразие подхода (например, оборачиваемость активов - это выручка, деленная на сумму активов), к тому же такой метод удобен при расчете операционного цикла.

 

Inventory turnover, days = Inventory / Sales x 365 (Период оборачиваемости запасов, в днях = Объем запасов / Выручка нетто x 365).

 

В принципе возможна ситуация, что на начало периода и на конец периода запасы равны нулю. Тогда скорость оборачиваемости можно рассчитать, взяв среднюю величину запасов в периоде (конечно, при наличии доступа к этим данным).

Раньше безусловно считалось, что ускорение оборота склада - это хорошо. Оборачиваемость запасов характеризует подвижность средств, которые предприятие вкладывает в создание запасов: чем быстрее денежные средства, вложенные в запасы, возвращаются на предприятие в форме выручки от реализации готовой продукции, тем выше деловая активность организации. Что дает нам более внимательное рассмотрение происходящих со складом процессов? Оборачиваемость сама по себе ни о чем не говорит - нужно отслеживать динамику изменения коэффициента, учитывая следующие факторы:

- коэффициент уменьшается - идет затоваривание склада;

- коэффициент растет или очень высокий (срок хранения меньше одного дня) - работа "с колес", что чревато отсутствием товара на складе.

 

Примечание. В целом "классические" формулы были разработаны для аналитиков, которые вынуждены ограничиваться информацией, открытой для доступа. В случае управленческого учета можно быть более точным и подходить к вопросу креативно.

 

В условиях постоянного дефицита средняя величина складского запаса может быть равна нулю: например, если спрос все время растет, а компания не успевает привозить товар. Как результат получаются провалы на складе, возникают дефицит товара и неудовлетворенный спрос. Если снижается размер заказа - растут расходы на заказ, транспортировку и обработку товаров. Оборачиваемость повышается, а проблемы с наличием остаются. Существуют варианты оправданного увеличения складских запасов - в период высокой инфляции или ожидания резких изменений валютных курсов, а также в преддверии сезонных пиков покупательской активности.

Если компания вынуждена хранить на складе товары нерегулярного спроса, товары с ярко выраженной сезонностью, то достижение высокой оборачиваемости - нелегкая задача. Для обеспечения удовлетворенности клиента компания будет вынуждена иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что затормозит общую оборачиваемость запасов. Также не исключены ситуации, когда поставщик предоставляет неплохую скидку (например, 5 - 10%) за значительный объем плюс существенную отсрочку платежа (в кризис от такого предложения трудно отказаться).

Также для магазина большую роль играют условия поставки товара: если закупка товара производится с использованием собственных средств, то оборачиваемость очень важна и показательна. Если же в кредит, то собственные средства инвестируются в меньшей степени или не инвестируются совсем - тогда низкая оборачиваемость товаров не является критичной, главное, чтобы срок возврата кредита не превышал показателя оборачиваемости. Если же товар берется в основном на условиях реализации, то в первую очередь надо исходить из объема складских помещений и оборачиваемость для такого магазина является последним по важности показателем.

На самом деле полезно почаще вспоминать о том, что сами по себе цифры ничего не говорят об эффективности управления запасами. Например, в розничной торговле хлеб и дорогой коньяк имеют совершенно разные показатели - оборачиваемость хлеба в разы выше коньяка. Очевидно, что у хлеба одна "задача" в магазине, а у коньяка - совершенно другая и, возможно, на одной бутылке коньяка магазин зарабатывает больше, чем от продаж хлеба за неделю. Деньги - вот единственный и универсальный измеритель, а отнюдь не килограммы, штуки, кубометры, палеты и пр. Компании инвестируют в товар какие-то суммы и хотят с них получить максимальную отдачу (рентабельность инвестиций). Для любого товара прибыль = коэффициент наценки x себестоимость x объем продаж, следовательно, прибыль напрямую зависит от наценки (маржи) и оборачиваемости.

Соотношение между собой двух параметров - маржи (торговой наценки) и оборачиваемости - представлено Е.А. Бузуковой в статье "Оборачиваемость товарных запасов" <1> путем введения матрицы (рис. 1).

--------------------------------

<1> http://www.advertology.ru/article30796.htm.

 

Матрица соотношения маржи и оборачиваемости

 

  %/│\┌────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐

    │ │                                │                                │

50 ┤ │                                │                                │

    │ │                +               │                *               │

    │ │             /\                 │                                │

    │ │            /┐┌\                │                                │

20 ┤ ├─────────────┤├─────────────────┼────────────────────────────────┤

/\ │ │             ││                 │ \                              │

/┐┌\│ │ ┌┐          └┘             ┌───┴─┘\                             │

│└─┴─┴─┘│             x           └───┬─┐/             +               │

└──┬─┬──┘                             │ /                              │

10 ┤ │                                │                                │

    │ └────────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

  0 ┼────────────────┬────────────────┬─────────────────┬─────────────────>

                    30               15                 7

                                                       Оборачиваемость, дни

 

Рисунок 1

 

Наиболее интересны товары, имеющие высокую оборачиваемость и высокую наценку. В ассортименте могут также находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии, что у них хорошая оборачиваемость, то есть компания не тратит средства на продажу данных товаров.

Если присутствуют товары с низкой наценкой и плохой оборачиваемостью, то можно:

- вывести их из ассортимента. Однако "механическая чистка" опасна тем, что вместе с неликвидами можно "выкинуть" и новый товар, и товар сопутствующий, комплектующий, или имиджевый товар. Поэтому нужно проанализировать историю этого товара и понять его роль в общем ассортименте;

Информация о работе Инфляция и стабилизация Российской экономики в переходный период