Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении инфляционного процесса и антиинфляционной политики России и других стран.
Задачами работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции. 5
1.1 Сущность и виды инфляции. 5
1.2Антиинфляционная политика государства 11
1.3. Зарубежный опыт антиинфляционной политики 15
Глава 2. Инфляционная обстановка в России 22
2.1.Анализ инфляционных процессов и их последствий в России в 1990 – 2008 гг. 22
2.2. Антиинфляционная политика Российской Федерации. 26
2.3.Пути снижения инфляции в России. 26
Заключение 26
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ экономика доработать - копия.doc

— 298.50 Кб (Скачать)
lign="justify">     ЦБ РФ устоял против сильного давления коммерческих банков, видевших причину кризиса во введении развернутой системы норм минимальных резервных покрытий и требовавших их снижения.

     По  рекомендации руководства ЦБ РФ коммерческие банки ввели систему обмена данными о своем финансовом состоянии и разработали другие мероприятия для усиления взаимодоверия. В результате принятых мер рынок межбанковского кредита быстро вышел из кризиса без видимых последствий для динамики цен и валютного курса. Можно считать, что в целом кризис межбанковского рынка сыграл положительную роль, так как выявил неэффективные банки и заставил ЦБ РФ усилить регулирование деятельности коммерческих банков, уделяя гораздо больше внимания выполнению банками нормативных ограничений.

     К концу года валютные резервы Банка  России составляли 13 млрд. дол., что равнялось двухмесячному импорту страны. 1996 г. - год президентских выборов. В начале года кандидат от Коммунистической партии был бесспорным лидером среди кандидатов. Напряженная борьба за президентский пост сопровождалась интенсивной денежной эмиссией и утечкой капиталов за границу (легальной и нелегальной). В реальном секторе усилился спад экономической активности. На одной из первых после завершения выборов пресс-конференции тогдашний министр экономики признался: «Если говорить откровенно, то мы не ожидали такого влияния избирательной кампании на экономику». Если добавить к этому тяжелую болезнь Президента РФ сразу после выборов, то станет ясно, что в политическом отношении 1996 г. был очень неблагоприятным. Тем не менее власти, обогащенные опытом и инструментами регулирования денежного рынка, успешно реализовали свою программу на этот год. Фактически правительству удалось осуществить почти все, что было запланировано. Реально ВВП составил 2256, это лишь не намного отличается от цифры, которая указывалась в проекте. Как рост индекса потребительских цен, так и количество денег в обращении, что очень хорошо, оказались меньше запланированных. Это позволяет сделать вывод, что выбранная на то время политика была правильной. [15]

     Специфика конъюнктуры денежного рынка  России в 1996 и 1997 гг. состоит в том, что в полном соответствии с экономической  теорией после затухания инфляции увеличивается спрос населения на деньги (замедляется скорость их обращения). Поэтому темп роста предложения денег значительно опережает темп инфляции при практически неизменном курсе доллара и устойчивом затухании инфляции.

     Таким образом, к 1997 г. инфляция в России была подавлена: среднемесячный прирост ИПЦ в 1997 г. равнялся 0,875 %. Это было достигнуто в основном за счет жесткого контроля за количеством находящихся в обращении денег, т.е. средствами денежно-кредитной политики. Вклад реального сектора экономики в преодоление инфляции сводился к положительному сальдо торгового баланса, способствовавшему поддержанию обменного курса рубля в валютном коридоре. Всплеск уровня цен во второй половине 1998 г. по своей природе был ценовым шоком, порожденным августовским кризисом по следующей цепочке:

скачок  обменного курса  рубля → повышение  цен на импортные  товары, составлявшие около половины всех товаров народного потребления, → рост общего уровня цен.

     Рост  предложения денег последовал за ростом уровня цен и был вызван необходимостью поддержать банковскую систему и компенсировать потери госбюджета в связи с резким сокращением налоговых поступлений из-за паралича банков и ослабления налоговой дисциплины. Благодаря сдержанной денежной политике, росту отечественной промышленности, основанному на импортозамещении, и высоким мировым ценам на энергоносители в 1999 - 2000 гг. темп инфляции достаточно быстро вернулся к предкризисному уровню.[4]

     2.3.Пути  снижения инфляции  в России.

     Снижать темпы инфляции - значит уменьшать разницу между      денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого необходимо осуществлять методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

     1. Обеспечение населения продовольствием.  Это самое необходимое условие любых реформаторских усилий. Для обеспечения страны продовольствием следует оказать государственную финансовую помощь предприятиям сельского хозяйства, а именно:

а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая (подобная практика действительно была введена, и именно она, а не мифические «фермеры» и «инвесторы», позволила сохранить реальное сельскохозяйственное производство), государственная   поддержка   сельских  хозяйств, работающих на удовлетворение потребностей рынка продовольствия;

б) установление государственных закупочных цен, а  также цен на  потребляемые  в  сельскохозяйственном производстве ресурсы (в первую очередь – электроэнергию и энергоносители) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы  контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию. [13]

     2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики   становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских  счетах предприятий  путем  индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств [2] (сейчас эта мера уже неактуальна).

     3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны  в  основном  через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти меры могут быть осуществлены в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

     4. Взамен налога на добавленную  стоимость, который стимулирует в современных экономических условиях в нашей стране рост инфляции, установить налог на прибыль или налог с продаж (некоторое время в России успешно сосуществовали налог с продаж и налог на добавленную стоимость, чего кстати, не было ни в одной другой стране. В результате почему-то отменили именно налог с продаж, хотя его собирать проще всего).

     5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив Центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота. [5]

     6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

а) создать  систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен (вот здесь обязательное страхование было действительно целесообразным, попутно это было бы действенной мерой против «фирм-однодневок»);

б) создать  условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора. Собственно говоря, стихийно такие структуры уже давно возникли, необходимо просто легализовать их существование и оказать им необходимую государственную поддержку. [13]

     7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах . [21]

 

     Заключение

     В настоящее время во всем мире ставится и решается очень много различных  проблем. Большинство из них смело  можно отнести к глобальным. Инфляция в списке этих проблем занимает не последнее место. Она существует уже очень долгое время, однако проявляться как трудно «излечимая болезнь» начала сравнительно недавно, поражая экономики как развитых, так и развивающихся стран. Все прогрессивно мыслящие экономисты прилагают немало усилий для борьбы с инфляцией, но окончательно победить ее  не удается, т. к. каждый день появляются новые и более сложные формы этого «недуга» экономики.

     В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие, в числе которых и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок. Однако копирование действий других стран, пусть даже и успешно вышедших из инфляционного кризиса, как правило, ведет к плачевным последствиям. Поэтому при формировании политики в Российской Федерации необходимо учитывать уникальные особенности экономики нашей страны.

     Главной особенностью структуры российской экономики является слабое развитие производства товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии, как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Все больше и больше увеличиваются расходы населения на покупку товаров и услуг. К тому же снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

     Таким образом, несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, в числе которых и инфляция.

     Но  все же правительство России старается сделать все возможное, чтобы, если не устранить полностью, то хотя бы приостановить рост инфляции. На протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

- соблюдение жестких денежных ограничений;

- меры по стабилизации валютного курса;

- принятие Правительством России ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

     Хочется верить, что все выше перечисленные  методы будут успешно применяться и дадут свои положительные результаты. Да, инфляционная ситуация, которая складывается в России в настоящее время очень сложная. Но будем надеяться, правительство выберет правильный курс  своей антиинфляционной политике, и России все-таки удастся войти в число тех стран, уровни инфляции в которых самые низкие в мире.

 

     

     Список  литературы:

  1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей редакцией д. э. н., проф. и доп./ Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 448 с. (Серия «Учебник МГУ им. М. В. Ломоносова»).
  2. Базылев Н. И. Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров/ Н. И. Базылев, С. П. Гурко,  М. Н. Базылева. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001. 637с.
  3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник – 3-е изд., перераб. и доп./ Е. Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 2005. – 399 с.
  4. Гайсин. Р. С. Экономика (Экономическая теория). Учебное пособие/ Р. С. Гайсин. – М.: ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006. – 373 с.
  5. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: учебник – 2-е изд., испр.. доп./ С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
  6. Курс экономической теории/ М.Н. Чепурин [и др.]: учебник – 4-е дополненное и перераб. издание/ Киров. – «АСА», 2000 г. – 752 с.
  7. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник – 3-е издание, переработанное/ под ред. проф. Н. И. Думной и проф. А. Г. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2006. – 688  с.
  8. Мэнькью Н. Г. Принципы экономикс. 2-е изд. /Пер. с англ./ Н. Г. Мэнькью. – СПб.: Питер, 2007. – 624 с.
  9. Россия в цифрах, 2007: краткий статистический сборник/ Росстат – М.: 2007. – 494 с.
  10. Тарасевич Л. С. Макроэкономика: учебник – 6-е изд.. испр. и доп./ Л. С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
  11. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие / Е.А. Бренделева; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. -Москва: Дело и Сервис, 2006.
  12. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА - М, 2010.
  13. Курс экономической теории / под. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во МГУ, 2007. Туманова Е.А., Шагас Н.А. Макроэкономика: Элементы продвинутого подхода: учеб. М.: ИНФРА –М, 2008\
  14. Гатаулин А.М., Гайсин Р.С., Худякова Е.В. и др. Экономическая теория: микро- и макроэкономика. Учебное пособие. – М., «Финансы и статистика», 2007.
  15. Гайсин Р.С., Кирюшин О.И., Кучкин В.Г. Экономика (экономическая теория). Учебное пособие. – М.: ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006
  16. Л.Н. Красавина «Инфляция и антиинфляционная политика».-  М.  2001.
  17. Чепурин М. Н., «Курс экономической теории», Киров, 1997.
  18. http: economy.gov. ru ( Минэкономразвитие РФ )
  19. http: www. Rosstat. Ru
  20. http: www. Новости NEWSru.com//Новости экономики// Среда, 18 июня 2008 г.
  21. http://works.tarefer.ru/99/101792/index.html
  22. http://www.ref.by/refs/24/24967/1.html
  23. http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Makroekonomika/14200/index.html
  24. http://www.ref.by/refs/91/21648/1.html
  25. http://www.proza.ru/2008/12/23/535

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика