Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении инфляционного процесса и антиинфляционной политики России и других стран.
Задачами работы являются:
изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции. 5
1.1 Сущность и виды инфляции. 5
1.2Антиинфляционная политика государства 11
1.3. Зарубежный опыт антиинфляционной политики 15
Глава 2. Инфляционная обстановка в России 22
2.1.Анализ инфляционных процессов и их последствий в России в 1990 – 2008 гг. 22
2.2. Антиинфляционная политика Российской Федерации. 26
2.3.Пути снижения инфляции в России. 26
Заключение 26
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ экономика доработать - копия.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     В результате этого в обращении  возникает избыток денег по отношению  к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

     Инфляция  спроса вызывается следующими денежными  факторами:

– Милитаризация  экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все  менее приспособленной для использования  в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения;

– Дефицит  государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 г. РФ перешла от второго способа к первому, и началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКД);

– Кредитная  экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994 г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству, составил 27665 млрд. руб. или 38,9% его сводного баланса;

– Импортируемая  инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота  при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом;

– Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.

2) Инфляция издержек

Это явление  выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:

– олигополистическая практика ценообразования,

– экономическая  политика государства,

– рост цен на сырье и т.д.

     Инфляция  издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

– Лидерство  в ценах. Оно наблюдалось с  середины 60-х годов до 1973 года, когда  крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались  на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

– Снижение роста производительности труда  и падение производства. Такое  явление происходило во второй половине 70-х годов. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

– Возросшее  значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным  ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой – большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х – начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары.

– Ускорение  прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата – цены".

– Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годы среднегодовой  рост мировых цен на продукцию  промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы – более 12%.

     На  практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно  взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.

     Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.

     Инфляция  считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.[4]

     1.2Антиинфляционная политика государства

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

     Стратегическая  цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

     1. В рамках первого предусматривается  активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. В свою очередь,  стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий. [10]

     2.1 Кредитно-денежная политика государства.  Инструменты борьбы с инфляцией.

     Второй  подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается  денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия).

     Традиционными инструментами денежно-кредитной  политики, влияющими на размер и  структуру денежной массы, являются:

     - Операции на открытом рынке  ценных бумаг. Покупая последние,  банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг, учетно-процентная или дисконтная политика, которая заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом, получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

     - Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та  часть суммы депозитов, которую  коммерческие банки обязаны хранить  в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

     - Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Оно предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако оно не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

     Денежную эмиссию ЦБ осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов

     2.2 Политика цен и доходов.

     Иногда  в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль над ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий, повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции. [2]

     3. «Шоковая терапия» и градуирование  денежной массы. 

     Когда в стране инфляция достигает таких  размеров, что грозит перерасти в  гиперинфляцию, выбор правительства  имеется только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством «шоковой терапии» считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости.

     Одним из вариантов «шоковой терапии» является проведение предварительной либерализации цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

     Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.

     При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы - градуирования - инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращена. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика