Инфляция, её измерение, динамика и перспективы снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе исследуются проблема возникновения, измерения, протекания и снижения уровня инфляции, которая включает следующие этапы:
а) сущность и источники происхождения инфляции;
б) система показателей для измерения инфляции и методика их исчисления;
в) анализ динамики инфляционных процессов и их развитие.
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
а) оценка последствий инфляции является весьма сложной в научно-методическом и в практическом плане;
б) одной из самых важных характеристик состояния экономики любой страны является уровень инфляции;
в) в современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление;
г) инфляция негативно воздействует на международные позиции государства ослаблением национальной валюты и ухудшением платежного баланса (или чистого экспорта);
д) важнейшими задачами являются выработка и реализация эффективной антиинфляционной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
1 СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ИНФЛЯЦИИ….………………………………………………………………. 6
1.1 Общее понятие, формы и виды инфляции……………………………….. 6
1.2. Источники происхождения инфляции…………………………………... 9
2 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
И МЕТОДИКА ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ…………………………………..… 16
2.1 Основные показатели инфляции……………………………………….... 16
2.2 Способы измерения и прогнозирование инфляции………………….… 19
3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИХ
РАЗВИТИЕ…………………………………………………………...……… 22
3.1 Динамика и причины возникновения инфляционных процессов
в Республике Беларусь…………………………………………………… 22
3.2. Антиинфляционная политика Республики Беларусь………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 37

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

     Прежде  всего через вторую форму «импортируемой инфляции» (удорожание импортируемых потребительских и инвестиционных товаров), или так называемую курсовую инфляцию. В условиях, когда цены внутреннего рынка оказываются на уровне мировых, эластичность годовых темпов инфляции и девальвации приближается к единице.

     Предотвращение  курсовой инфляции обусловливает необходимость проведения мероприятий по импортозамещению и усилению контроля за своевременным поступлением в страну валютной выручки экспортеров.

     Необоснованное  изъятие белорусского рубля из сферы  международных расчетов (март, 1998 г.), спонтанное закрытие валютных площадок, где формировался относительно свободный обменный курс (дополнительные сессии на валютной бирже, межбанковский валютный рынок и др.), по сути дела означало, что Национальный банк страны уклонился от контроля за формированием рыночного обменного курса белорусского рубля. Хронический дефицит валюты на бирже, ее административное распределение по списку среди импортеров и другие действия привели к тому, что возник и долгое время сохранялся 2-3 кратный разрыв между официальным и «теневым» (рыночным) курсом. [2, c. 302]

     При этом следует признать, что ценообразование  на продуктовых, вещевых и прочих рынках, а также в бартерных расчетах всегда протекает с учетом рыночного, а не декларируемого официального обменного курса.

     Опыт  многих стран показывает, что фактором инфляции спроса выступает не только сама кредитная эмиссия, но и принятая модель ее осуществления. Белорусская практика это лишний раз подтверждает. В наших условиях мощную инфляционную волну создает, например, сложившаяся неосторожная практика проведения значительной денежной эмиссии в конце каждого календарного года.

     Таким образом, в белорусской экономике  четко действуют те же закономерности, что и в других странах мира: чем быстрее увеличивается денежная масса, тем быстрее растут цены; чем быстрее растут цены, тем быстрее падает обменный курс национальной валюты и тем быстрее вновь растут цены.

     Более детальный анализ инфляции спроса предполагает исследование структуры денежной массы (замещение денег суррогатами), динамики доходов населения (зарплата, предпринимательские доходы и т. д.), задержек выплаты заработной платы, динамики рублевых и валютных депозитов населения и др.

     Курс  на проведение более жесткой денежно-кредитной  политики с учетом необходимости выполнения соглашения между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком России (2001 г.) и снижение темпов инфляции (от трех до двухзначных цифр) заставили обратить внимание на то, что в переходный период инфляция не есть чисто монетарное явление.

     Таким образом, только высокоэффективная и устойчиво развивающаяся национальная экономика создает предпосылки для подавления инфляционных тенденций.

     В условиях Беларуси высокие инфляционные ожидания обнаруживаются во всей своей красе. С одной стороны, их можно рассматривать как скрытый инфляционный потенциал, который в любой момент готов обернуться четко выраженной новой инфляционной волной, а с другой — как одно из проявлений общих инфляционных тенденций.

     К примеру, наличие устойчивых инфляционных ожиданий заставляет производителей всеми  правдами и неправдами включать в цены дополнительную прибыль.

     На  полюсе покупателей высокие инфляционные ожидания обнаруживаются через высокую скорость движения денег, низкую степень доверия домашних хозяйств к банковской системе, а также долларизацию экономики и т. д. Под воздействием инфляционных ожиданий хозяйствующие субъекты уже давно освободились от так называемых «ценовых иллюзий» и достаточно быстро реагируют на изменяющиеся условия хозяйствования.

     Население республики сегодня быстро реагирует на малейшие изменения, которые возникают на рынке денежных средств или в банковском секторе. Так, вслед за объявлением об очередном повышении минимальной заработной платы и (или) тарифной ставки первого разряда в качестве реакции можно ожидать снижение обменного курса, затем повышение рыночных цен на импортируемые потребительские товары.

     Таким образом, текущая ситуация в экономике  Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %. 

     3.2. Антиинфляционная политика Республики Беларусь

     Медленные темпы структурной перестройки  народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

     Разработка  и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

     Ортодоксальная  программа чисто монетаристского  характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

     Сторонники  кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

     Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

     Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000— 2004 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

     Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:

     - комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;

     - комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;

     - комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

     Первый  комплекс включает меры:

     •  по регулированию заработной платы  в составе себестоимости продукции;

     •  поиску путей удешевления импортных  энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

     •  снижению материале- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

     •  реструктуризации и финансовому  оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

     •  сокращению трансакционных издержек и  др.

     Второй  комплекс охватывает меры:

     •  по регулированию объема и структуры  денежной массы;

     •  проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

     •  сокращению скорости оборота денег;

     •  регулированию резервных требований;

     •  ограничению бюджетного дефицита;

     •  регулированию доходов населения;

     •  сокращению бартерных операций, неплатежей;

     •  стабилизации белорусского рубля и др.

     Третий  комплекс предусматривает меры:

     •  по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

     •  государственному регулированию цен  на товары монополистов;

     •  регулированию конкурирующего ввоза  товаров и услуг;

     •  регулированию уровня рентабельности;

     •  стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

     •  ограничению инфляционных ожиданий;

     •  ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов. [5, c. 659]

     Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы предусматривалось обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6—7 % и энергоемкости ВВП на 20—25 % . На это была направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001—2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики (принята в 2003 г.). В итоге меньше запланированного снизилась материалоемкость валового выпуска, выросла энергоемкость валового внутреннего продукта, что связано "с тяжелыми погодными условиями первого квартала". Рост энергоемкости, а также сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции, вызванного "достаточно тяжелыми условиями зимовки и недостатком кормов", привели к тому, что ВВП к соответствующему периоду прошлого года увеличился на 5,1 процента при прогнозе роста на год на 6—6,5 процента.

     Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это — ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

     В ежегодных прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

 

     Заключение

 

     В заключение работы можно сделать  следующие выводы.

     Оценка последствий инфляции является весьма сложной и в научно-методическом, и в практическом плане.

     Одной из самых важных характеристик состояния экономики любой страны является уровень инфляции, который проявляется в росте общего уровня цен. Рост уровня цен неравнозначен понятию «инфляционный рост цен», так как может включать изменение цен, обусловленное изменением качества продукции и услуг. Не существует единого статистического показателя, способного отделить один из другого, тем более что оценка изменения качества не возможна без привлечения экспертных методов. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с использованием развернутой системы показателей.

     В современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление. В белорусской экономике четко действуют те же закономерности, что и в других странах мира: чем быстрее увеличивается денежная масса, тем быстрее растут цены; чем быстрее растут цены, тем быстрее падает обменный курс национальной валюты и тем быстрее вновь растут цены.

     В экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Информация о работе Инфляция, её измерение, динамика и перспективы снижения