Характеристика развития экономики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:50, лекция

Описание работы

Народное хозяйство или экономика страны состоит из производственной и непроизводственной сфер. Производственная сфера занята изготовлением производства (станки, оборудования, здания) и предметов потребления (одежда, обувь, бытовая химия, пища и др.). Непроизводственная сфера занята предоставлением услуг для народного хозяйства. На сегодняшний день базовое положение в экономике страны занимает промышленность.

Содержание

Структура национальной экономики.
Предприятие как хоз. субъект.
Экономика как совокупность взаимосвязанных отраслей
Понятия о технологиях.
Классическое определение.
Технология – это наука о производстве и переработке сырья, материалов и готовой продукции.
Новое определение.
Технология – это наука о наиболее экономичных способах и процессах производства сырья, материалов и готовой продукции.

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ ЭП.doc

— 1,018.00 Кб (Скачать)

Структура, ориентированная  на потребителя

Некоторые фирмы производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей, имеющих четко определенные или специфические потребности. Если определенная группа клиентов становится особенно важной для фирмы, она может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (рис. 4.5).

 

Региональная структура

Если деятельность фирмы охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказать¬ся целесообразной структура организации по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений (рис. 4.6). Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации. Однако в этом случае расширяется управленческий аппарат фирмы, так как он должен учитывать региональную специфику отделения.

Преимущества и недостатки дивизиональных структур

Различные типы дивизиональной структуры  имеют одни и те же преимущества и недостатки потому, что имеют  одну и ту же цель — обеспечить более  эффективную реакцию фирмы на тот или иной фактор внешней среды. Продуктовая структура позволяет фирме легче справляться с разработкой новых видов продукции исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей. Структура, ориентированная на потребителя, дает фирме возможность наиболее эффективно учитывать запросы тех потребителей, от которых она более всего зависит. Региональная структура позволяет фирме более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономические особенности рынков по мере географического расширения ее рыночных зон. Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на том, какой из этих факторов наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов пред¬приятия и достижения его целей.

Основным недостатком рассмотренных структур может быть относительное увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных продуктовых (потребительских или региональных) отделений, так как в каждом из них имеются свои функциональные подразделения.

Очевидно, что для сохранения конкурентоспособности  или даже выживания таких предприятий  их организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции  и на конкретном конечном потребителе, т.е. строилась, по существу, на принципах дивизиональных структур. В качестве примера эффективной организационной структуры крупной фирмы подобного типа можно привести объединение «Светлана», которое еще в начале 1970-х годов создало в своей структуре научно-производственные комплексы (НПК), которые специализировались на разработке и производстве изделий своего профиля, что позволило резко сократить сроки создания и снизить затраты на новые изделия.

Программно-целевые структуры

Программно-целевые структуры призваны организационно обеспечить реализацию стратегических планов. Программно-целевые структуры — это общий термин, используемый для обозначения новых, современных организационных структур, которые могут быть классифицированы следующим образом (рис. 4.8).

Таким образом, программно-целевые структуры включают два типа организационных структур — адаптивные и структуры, ориентированные на нововведения. Рассмотрим их характеристики.

 

Адаптивные структуры

Адаптивные структуры — это  организационные структуры, которые  могут модифицироваться в соответствии с изменения¬ми внешней среды и потребностями самой фирмы. В развитии адаптивных структур особенно заинтересованы фирмы, продукция которых имеет относительно короткий жизненный цикл и часто меняется в связи с научно-техническим развитием отрасли, а также фирмы, сфера деятельности которых требует проведения обширных научных исследований и технических разработок. Различают три вида адаптивных организационных структур — проектная структура, матричная структура и структура типа конгломерата.

 

Проектная структура

Проектная структура, являющаяся одной  из разновидностей адаптивных структур и называемая иногда проектной организацией, используется в фирмах с оперативно обновляющимся ассортиментом продукции. При такой структуре деятельность фирмы рассредоточивается по двум группам — группе развития и проектной группе. Группа развития отвечает за стратегическое планирование, а также за обеспечение ресурсами и кадрами (сюда входят функциональные подразделения НИОКР, долгосрочного планирования, маркетинга, финансов и т.д.). В проектной группе управление строится по проектам, а в группе развития — частично по проектам, а частично — по функциональному принципу (рис. 4.9).

Преимущества адаптивной проектной  формы заключаются в динамичности стратегии, гибкости и подвижности структуры, в производственно-оперативной маневренности. Однако при несомненных достоинствах сфера применения такой структуры ограничена теми фирмами, где производственные ресурсы могут легко перемещаться между группой развития и проектной группой. Считается, что эта форма оправдана для краткосрочных проектов длительностью 3—6 месяцев.

 

Матричная структура

Матричная структура — другая разновидность  адаптивной организационной структуры, представляет собой комбинацию проектной структуры с функциональной. Впервые эта структура была разработана и применена в конце 1950-х годов в авиакосмической промышленности США компаниями «Локхид», «Хьюз эйркрафт», «Авко» и др. для организации работ над крупными военными проектами. Компании этой отрасли обладали большими материальными и людскими ресурсами, их деятельность была направлена на разработку новых видов вооружения. Компании постоянно были заняты одновременным выполнением нескольких крупных заказов, причем каждый из них находился на различной стадии готовности и требовал внимания различных функциональных служб.

В этих условиях был необходим управляющий  по проекту, по каждому контракту, который  бы координировал деятельность функциональных служб в целях эффективного своевременного выполнения заказа, т.е. отвечал за выполнение комплекса работ в целом. Для использования преимуществ функциональной и проектной структур на функциональную структуру была как бы наложена проектная структура, что в результате дало своеобразную матрицу, образующуюся в результате пересечения вертикальных связей функциональной организации с горизонтальными линиями ответственности за конкретный проект (рис. 4.10).

Матричная структура включает положительные  стороны обеих образующих организационных  структур, сводя к минимуму их противоречия и недостатки. Управляющий проектом располагает полномочиями определять, что и когда должно быть сделано, а функциональный менеджер решает, кто и каким образом будет выполнять работу. Такая структура оказалась эффективной на крупных фирмах, где управляющие должны одновременно решать технологические проблемы и не упускать из виду коммерческие интересы. Однако слабость матричной структуры состоит в том, что она является потенциально конфликтной. Поддержание баланса между вертикальными и горизонтальными связями требует постоянного диалога и взаимопонимания между начальниками.

 

Структура типа конгломерата

Структура типа конгломерата — еще  один подход к созданию адаптивных организационных структур, связанный  с появлением организации типа конгломерата. Это не какая-то установившаяся и упорядоченная структура. Скорее, организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом — функциональная, а в третьем — проектная или матричная организация. Некоторые крупные конгломераты (такие, как «Биэтрис», «Сире Робак», «Галф энд Уэстерн», «Пепсико») развивались в основном за счет поглощений и слияний, а не за счет внутреннего расширения и роста. В результате их деятельность часто оказывалась слишком диверсифицированной, чтобы ее можно было уместить в рамки какой-либо системы или структуры. Поэтому руководство конгломерата дает возможность руководству каждой входящей в его состав фирмы выбрать ту структуру управления, которая ей более всего подходит.

 

Структуры, ориентированные  на нововведения

На фирмах, где одним из стратегических направлений развития является поиск  новых возможностей в производственной и коммерческой деятельности, разрабатываются организационные структуры, получившие название ориентированных на нововведения. Под нововведениями понимается: 1) процесс разработки идей, касающихся новых направлений стратегического развития; 2) процесс воплощения этих идей в потенциально прибыльную новую продукцию. Основной принцип структурного построения фирмы, ориентирующейся на нововведения, предполагает обязательное формирование двух групп (рис. 4.11):

• группы нововведений (или проблемно-поисковой  группы) — генерирование новых  идей и разработка проектов по расширению деятельности в области диверсификации производства и сбыта (новые продукты, новые рынки и т.д.);

• группы текущей деятельности —  реализация проекта (продукта), разработанного группой нововведений, в рамках действующего серийного производства (а при необходимости — создание нового производства).

Обычно деятельность фирм, имеющих  вышеприведенную структуру, строится в два этапа. На I этапе группа нововведений изучает, планирует и  проектирует реализацию новых направлений  деятельности. Задача этой поисковой группы — исследование и подготовка почвы для проникновения в новую сферу производственно-коммерческой деятельности. Часто это связано с освоением новой технологии и рынка. Группа нововведений несет ответственность за проект до тех пор, пока не установлена его коммерческая пригодность, т.е. пока он не апробирован на рынке.

На 11 этапе разработанный проект (продукт) направляется в группу текущего бизнеса, где он может быть передан  в действующее или новое производственное отделение. Этот процесс может проходить двумя путями: 1) передача проекта (продукта) осуществляется в виде передачи только продукта и технологии: 2) передача проекта (продукта) сопровождается перемещением персонала и материальных ресурсов. Второй путь считается более эффективным, так как позволяет управляющему проектом работать не только над созданием нововведения, но и осуществлять его серийное производство. Некоторые фирмы прибегают к временному переводу персонала из группы нововведений в группу текущего бизнеса. Сама группа текущего бизнеса организуется по дивизиональному или функциональному принципу в зависимости от характера производства.

Возможными слабыми сторонами  названной структуры может быть дублирование ресурсов в двух группах, а также возможная несогласованность деятельности двух групп. Так, при отсутствии между двумя группами должным образом налаженных коммуникаций персонал, занятый разработкой нововведений, может быть не осведомлен об изменении спроса и требований к освоенной продукции. В этом случае группа нововведений будет оставаться ориентированной на диверсификацию, в то время как практическая деятельность подсказывает необходимость поиска новых возможностей в уже освоенных направлениях.

 

Сетевые структуры

Обостряющаяся конкуренция и динамизм рынка требуют от фирм инновационных решений, а инерционность сложившихся организационно-управленческих форм часто не позволяет обеспечить быструю адаптацию к происходящим переменам. Современные компании пытаются нивелировать негативные стороны иерархически-бюрократической организации с помощью сетевых организационных форм бизнеса.

В условиях неустойчивости внешней  среды бизнеса решающими для  успеха становятся новаторство и  гибкость информационного обмена. В  этих условиях оптимальным является такое распределение полномочий, когда:

• специалисты функциональных уровней в организации способны принимать самостоятельные решения без постоянного надзора со стороны вышестоящих уровней;

• решения принимаются на уровне управления, где происходит действие;

• на место формальных отношений по типу «начальник — подчиненный» приходят прямые информационные взаимосвязи.

Такая комбинация «низового» принятия решений, открытого информационного  обмена и размытых формальных линий  подчиненности получила название сетевой  структуры. Ниже представлен один из возможных вариантов такой структуры (рис. 4.12).

Сетевые организации не могут существовать без готовности персонала к добровольному  сотрудничеству, соответствующих стимулов, доверия и знаний. Именно знания создают тот контекст, который  необходим для перехода к новым инновационным организационно-управленческим формам. Если обобщить все рассмотренные виды организационных структур фирм, то получим следующую классификацию (рис. 4.13).



 

 

Тема 4: Формы общественной организации производства – 1час

План лекции

  1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации.
  2. Концентрация и диверсификация производства.
  3. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
  4. Экономическая эффективность специализации и кооперирования.
  5. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства.
  6. Роль малого бизнеса в экономике страны.
  7. Экономические аспекты комбинирования производства.

 

Типы производства. Организация  производственного процесса.

 

Под типом производства понимают комплексную характеристику особенностей организации, техники и экономики производства. На тип производства оказывает влияние ряд факторов: широта номенклатуры и уровень специализации, масштабность производства, стабильность выпускаемой продукции и др.

Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

Единичное производство характеризуется малым (штучным) объемом выпуска разнообразной и непостоянной номенклатуры про¬дукции ограниченного потребления. Как правило, повторный выпуск и ремонт, этой продукции не предусматривается.

Информация о работе Характеристика развития экономики РК