Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:50, лекция
Народное хозяйство или экономика страны состоит из производственной и непроизводственной сфер. Производственная сфера занята изготовлением производства (станки, оборудования, здания) и предметов потребления (одежда, обувь, бытовая химия, пища и др.). Непроизводственная сфера занята предоставлением услуг для народного хозяйства. На сегодняшний день базовое положение в экономике страны занимает промышленность.
Структура национальной экономики.
Предприятие как хоз. субъект.
Экономика как совокупность взаимосвязанных отраслей
Понятия о технологиях.
Классическое определение.
Технология – это наука о производстве и переработке сырья, материалов и готовой продукции.
Новое определение.
Технология – это наука о наиболее экономичных способах и процессах производства сырья, материалов и готовой продукции.
Формы и системы оплаты труда.
Существуют 2 традиционные формы оплаты труда: сдельная и повременная. При сдельной форме оплата труда осуществляется за количество изготовленной продукции, повременная предполагает оплату за отработанное время.
Применяются две системы повременной оплаты труда:
Чаще применяется повременно-
Сдельная оплата производится по сдельным расценкам (Рсд), которые определяются умножением часовой тарифной ставки в рублях (Сч) на нормированное время выполнения производственной операции в нормочасах (Тн). Рсд = Сч * Тн
Сдельная оплата имеет следующие системы:
ЗП = Рсд * V, где V – количество изготовленной продукции за период времени.
- сдельно-премиальная – система, сочетающая прямую сдельную оплату труда и премии за ряд показателей. Чаще всего оплата труда рабочих производится именно по этой системе.
- сдельно-прогрессивная – оплата изготовленной продукции по установленным расценкам в пределах плана и по возрастающим – за их превышение.
- аккордная оплата – за выполнение комплекса работ.
Рк = Сч/((Кобсл* Нв)), где Сч – часовая тарифная ставка, Кобсл – норма обслуживания станков наладчиком, Нв – норма выработки в час основного рабочего станочника. Затем определяется заработок путем умножения косвенной расценки (Рк) на количество, изготовленных всеми рабочими-сдельщиками обслуживаемого участка.
- подрядная – заключается договор между заказчиком и подрядчиком на выполнение определенного объема работ в установленный срок. Заработок начисляется всей бригаде в целом (Збр) по бригадным сдельным расценкам (Зсдбр) и фактически выполненному объему работ (Вфактбр). Збр = Зсдбр * Вфактбр.
Сдельная форма оплаты труда применима для оплаты труда производственных рабочих, где учитывается объем выполненной продукции, она неприменима для оплаты труда персонала предприятия, которые в процессе своей деятельности продукции не производят. Для учета времени их труда применяют повременную систему.
Тема 12: Издержки производства и реализации продукции – 2часа.
План лекции
Раздел 4. Рыночные механизмы функционирования предприятия.
Тема 13. Маркетинговая деятельность предприятия – 1час.
План лекции
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
В условиях маркетинговой деятельности различают два вида рынков:
1) Рынок продавца – власть в большей степени у продавцов.
2) Рынок покупателя – власть в большей степени у покупателя.
Маркетинг, ориентированный на продукт – побуждение потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.
Маркетинг, ориентированный на потребителя – деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка.
Интегрированный маркетинг (комбинация) решает задачи:
- комплексное изучение рынка;
- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
- планирование товарного ассортимента и цен;
- разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
- планирование и осуществление сбыта;
- разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
Анализ маркетинговых возможностей предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:
1) Производство;
2) Распределение и сбыт продукции;
3) Организационная структура и менеджмент;
4) Маркетинг (МИКС);
5) Финансы.
Изучение потребителей основано на следующих принципах:
- потребитель независим;
- мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследования;
- поведение потребителей поддается воздействию;
- потребительское поведение социально законно;
Сегментация рынка – разделение рынка на сегменты (части), различающиеся по своим параметрам, или по реакции на те или иные виды деятельности на рынке – рекламу, методы сбыта и т.д.
Объекты сегментации – потребители; товары; каналы распределения; географические зоны и т.д.
Критерии сегментации – географические; демографические; социально-экономические; психографические.
Этапы сегментации:
- формирование критериев сегментации;
- выбор метода и осуществление сегментации рынка;
- интерпретация полученных сегментов;
- позиционирование товара;
- разработка плана маркетинга.
Позиционирование товаров на рынке – это определение конкурентоспособного положения товара и разработка детального комплекса маркетинга.
В условиях рыночной экономики маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Основополагающие принципы его деятельности – производить то, что продается, а не продавать то, что производится. В результате производство продукции предприятия перестраивается в соответствии со спросом на нее.
Маркетинговая стратегия — это комплекс мероприятий по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) на основе запросов потребителей, направленный на максимизацию прибыли предприятия.
Маркетинговая стратегия организации включает ряд функциональных блоков, которые представлены на рис.
Процесс разработки маркетинговой
стратегии может
Системы маркетинговой информации. В ходе выполнения своих обязанностей менеджер маркетингового подразделения нуждается в огромном количестве информации. Необходимые ему сведения могут отсутствовать, поступать слишком поздно или не заслуживать доверия. Чтобы избежать подобной ситуации, в организации должна действовать четко спланированная система маркетинговой информации, в которую входят четыре вспомогательные системы.
1. Система внутренней отчетности, которая отражает:
• показатели текущего сбыта продукции фирмы;
• показатели сумм издержек;
• объемы материальных запасов;
• движение денежной наличности;
• данные о дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации, которая поставляет менеджерам маркетингового подразделения повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Повышению качества поступающей внешней текущей маркетинговой информации могут способствовать:
• хорошо подготовленный штат продавцов;
• специальные сотрудники, отвечающие за сбор информации;
• покупка сведений у поставщиков данных;
• учреждение специального подразделения по сбору информации.
3. Система маркетинговых исследований, призванная обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед организацией конкретной маркетинговой проблемы. Так, отделами маркетинговых исследований располагают 3/4 всех крупных компаний в промышленно развитых странах. Наличие значительных финансовых ресурсов позволяет проводить комплексные маркетинговые исследования, направленные в итоге на повышение конкурентоспособности организации.
4. Система анализа маркетинговой информации, использующая современные методики статистической обработки данных и модели, облегчающие процесс принятия оптимальных маркетинговых решений.
Товар – первый и самый важный элемент маркетинговой стратегии. Товарная стратегия требует принятия согласующихся между собой решений, касающихся отдельных товарных единиц, товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
Каждая отдельная товарная единица может быть предложена потребителям в различных вариантах: например, просто как товар или как товар с определенным внешним оформлением и уровнем качества, марочным названием и упаковкой, или как товар вместе с сопровождающими его услугами, такими, как гарантийное обслуживание, установка или монтаж, профилактическое обслуживание и бесплатная доставка.
Внедрение маркетинговой стратегии через применение товарной стратегии организации проходит ряд этапов:
- разработки товарно-марочной
- разработки новых товаров;
- коммерческого производства в соответствии с жизненным циклом товара;
- установления цен на товары;
- выбора каналов
- разработки и применения
Процесс разработки и внедрения маркетинговой и товарной стратегии требует эффективного управления, которое должно включать следующие этапы: сбор информации и ее анализ, принятие и исполнение решений, наблюдение за результатами и исправление ошибок.
Тема 14: Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия – 2часа.
План лекции
(Презентация)
Тема 15. Обеспечение
План лекции
(Презентация)
Тема 16. Экономическая стратегия предприятия – 2часа.
План лекции
(Презентация)
Раздел 5. Финансовые результаты деятельности предприятия.
Тема 17. Прибыль и рентабельность – 2часа.
План лекции
(Презентация)
Тема 18. Финансы предприятия – 2часа.
План лекции
(Презентация)
Тема 19. Оценка эффективности работы предприятия – 2часа.
План лекции