Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью настоящего исследования является изучение теоретических и практических аспектов роли человеческого капитала в современной экономике.
Введение 3
1. Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 6
1.1. Воспроизводство человеческого капитала 6
1.2. Возможности статистического измерения человеческого капитала 8
1.3. Особенности накопления человеческого капитала в странах СНГ 13
2. Характеристика процессов формирования человеческого капитала в современных экономических системах 17
2.1. Человеческий капитал как важная составляющая международной конкурентоспособности 17
2.2. Сравнительная характеристика эффективности инвестирования в человеческий капитал в США и в России 24
2.3. Влияние глобализации на особенности формирования человеческого капитала 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Несмотря на явную противоречивость понимания структуры человеческого капитала, все исследователи единодушны в признании доминирующего значения образовательного фактора, то есть знаний, навыков, умений и способности к их восприятию и периодическому обновлению - всего того, что закладывает в человеке формальное образование. Многие исследователи пытались отделить влияние образовательного фактора на рост будущих доходов от влияния социального происхождения, здоровья и способностей. Использовались различные методики и модели, но результаты, к которым приходят разные авторы в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное воздействие всех факторов, за исключением образования, составляет не более 40%, а 60% разницы в доходах человека объясняется уровнем его образования. Итак, все согласны, что сфере образования принадлежит наиболее мощный кумулятивный вклад в рост будущих заработков индивидуума. Кроме того, повышение образования опосредованно увеличивает капитал здоровья человека и его социальное благополучие. Поэтому некоторые исследователи прибавляют 15-20% к определенным ранее 60%; высказывают мнение, что совокупный вклад образования в рост будущих доходов общества и индивидуума составляет не менее 75-80%16.
Но доступ к этому глобальному полю для различных регионов мира и категорий граждан крайне не одинаков. Возьмем, к примеру, распространение Интернета. В 2001 г. насчитывалось свыше 400 млн. его пользователей. К 2005 г., по оценкам М. Кастеллса, их число возрастет до 1 млрд., а к 2010 г. - до 2 млрд.17 Но, по данным на конец 90-х годов, 88% пользователей жили в развитых странах, на долю которых приходится лишь 15% населения мира. Более половины их было сосредоточено только в США и Канаде. К 2001 г. этот показатель сократился до 40% из-за ускоренного роста числа пользователей в Западной Европе и о Юго-Восточной Азии18.
Таблица 5
Структура национального богатства на душу населения, оценки 1994 г., тыс. долл.19
Глобальные информационные сети не решают проблемы эффективного генерирования знаний, если они не дополняются связями и сотрудничеством путем личных контактов и совместной творческой деятельности. Это подчеркивают французские экономисты А. Раллэ и А. Торрэ, отмечая, что новые информационные технологии не могут заменить непосредственного общения, так как не вся информация поддается кодификации. Существуют так называемые неявные знания, обмен которыми происходит только при прямых контактах в ходе совместных исследований. Такие связи, приобретающие международный характер, резко интенсифицировались в последнее десятилетие как между университетами, фирмами и государственными исследовательскими центрами, так и между отдельными личностями - учеными и специалистами.
По
мере расширения глобальных информационных,
финансовых, производственных сетей происходит
формирование глобального рынка специалистов
и ученых. В отличие от иммиграции малоквалифицированных
кадров, которой государства ставят всевозможные
преграды, приезд специалистов высшего
уровня в авангардных областях науки и
техники, как правило, приветствуется
и поощряется странами-реципиентами, получающими
бесплатное приращение человеческого
капитала.
По результатам работы можно сделать следующие выводы.
На формирование человеческого капитала существенное влияние оказывают прежде всего новые возможности, которые открываются с появлением новых источников информации - глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической, культурной, коммерческой сферах. Создается глобальное информационное поле, генерирующее знания. Таким образом, логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества. Именно поэтому в постиндустриальных странах, прежде всего в США, сформировался своеобразный культ образования, питаемый не только общественным мнением, регулярными встречами президента с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их как "интеллектуального достояния нации", но и постоянной популяризацией американской системы образования как лучшей в мире и эталоном для других стран.
Как известно, одним из основополагающих принципов этой теории является обнаруженная аналогия между инвестициями в человеческий и физический капитал. При этом процесс получения образования и квалификации рассматривается как процесс капиталовложений с окупаемостью в будущем (отсюда и термин "инвестиции в человеческий капитал"). Несмотря на сохранение некоторых различий между этими капиталами, таких как отсутствие возможности ипотеки и прямой продажи человеческого капитала, а также невозможность определения индивидуумом риска инвестиций в различные компоненты своего капитала, в остальном они действительно очень схожи. Например, как человеческому, так и физическому капиталу присуще свойство приносить в будущем прибыль, быть подверженным колебаниям рынка и даже обесцениваться. Таким образом, данная теория допускает применение понятия доходности к человеческому капиталу точно так же, как и к физическому.
21.03.09.