Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:53, курсовая работа
Целью настоящего исследования является изучение теоретических и практических аспектов роли человеческого капитала в современной экономике.
Введение 3
1. Теоретические аспекты роли человеческого капитала в современной экономике 6
1.1. Воспроизводство человеческого капитала 6
1.2. Возможности статистического измерения человеческого капитала 8
1.3. Особенности накопления человеческого капитала в странах СНГ 13
2. Характеристика процессов формирования человеческого капитала в современных экономических системах 17
2.1. Человеческий капитал как важная составляющая международной конкурентоспособности 17
2.2. Сравнительная характеристика эффективности инвестирования в человеческий капитал в США и в России 24
2.3. Влияние глобализации на особенности формирования человеческого капитала 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Содержание
Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что в современной экономике именно человеческий фактор является важнейшим в организации производства.
В начале 1970-х годов Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), систематизировав и обобщив предложения демографов, социологов, экономистов, экологов и специалистов других профилей, подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества. В нем доминировали концептуальные позиции демографов, но одно из его ключевых положений - роль и значение человеческого фактора в глобальном экономическом развитии.
В настоящее время проблемы оценки человеческого капитала все больше выдвигаются на передний план, хотя единые принципы исчисления этого комплексного показателя еще не выработаны. В упомянутом исследовании ЭКОСОС между тем зафиксированы важнейшие унифицированные принципы расчета таких его составляющих, как средняя продолжительность жизни одного поколения, активный трудовой период, чистый баланс рабочей силы, цикл семейной жизни, и т.д. В оценке человеческого капитала «существенным моментом признается учет стоимости воспитания, обучения и подготовки новых работников наряду с повышением квалификации, удлинением периода трудовой деятельности, потерь в связи с болезнями, смертностью и другими факторами и т.п.»1
Характерной особенностью мировой тенденции современного экономического развития является растущее влияние информационного и технологического прогресса на экономический рост. Поэтому большую популярность в настоящее время приобретает теория «новой экономики», основу которой составляет человеческий капитал. Именно эта форма капитала активно вовлечена в развитие таких отраслей, как экономика «знаний», образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные услуги. Экономическое развитие теперь связывается не столько с накоплением основного капитала, воспроизводимых человеком материальных активов, сколько с формированием и развитием человеческого капитала. Иными словами, происходящая смена приоритетов характеризует переход к качественно иному типу экономического развития, базирующемуся на создании и воспроизводстве человеческого капитала. Современный рынок характеризуется стремительным развитием новых сфер экономики и постоянной модернизацией технологических процессов традиционных отраслей, что, несомненно, предъявляет более высокие требования к качеству человеческого капитала, а именно способностям работника, его знаниям и профессиональным навыкам, компетенции и мобильности.
Усиление функциональной роли человеческого капитала приводит к необходимости переосмысления методологических подходов его оценки как элемента национального богатства. Исходя из расширительной концепции богатства, стоимостная оценка накопленных компонентов богатства призвана отражать масштабы процессов формирования ресурсной базы расширенного воспроизводства. Причем в отличие от воспроизводимого и природного капитала, человеческий компонент богатства выступает основной движущей силой воспроизводственного процесса. Именно приложение квалифицированного человеческого труда обеспечивает эффективное использование всех видов ресурсов. Следовательно, стоимость накопления человеческого капитала призвана раскрывать качественные особенности его формирования, которые включают различные уровни образования, квалификации работников, что связано как с личными способностями людей, так и с результатами действующей системы образования в стране. В целом это способствует выявлению причин разной производительности труда, оценке эффективности применения человеческого капитала.
Выявление же новых качеств процесса формирования человеческого капитала основано на использовании соответствующих статистических показателей, характеризующих не только количественные параметры развития сфер образования, здравоохранения, но и качественные индикаторы результативности накопленных знаний, соответствующих потребностям рынка. Иными словами, для выявления особенностей накопления человеческого капитала и определения его роли в расширенном воспроизводстве страны требуется совершенствование методологических подходов учета его основных системообразующих элементов. Однако современная официальная статистика пока, к сожалению, не ориентирована на отражение качества получаемых услуг (образовательных, медицинских и т. д.), в ней не создана соответствующая система показателей.
Целью
настоящего исследования является изучение
теоретических и практических аспектов
роли человеческого капитала в современной
экономике.
Пионерами теории «человеческого капитала», обосновавшими необходимость изучения условий формирования этой формы капитала, считаются Т. Шульц, М. Фридмен, Я. Минсер, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Г. Беккер, а также отечественные экономисты - В. Марцинкевич, Б. Гойло, С. Дятлов. В их работах, а также исследованиях других сторонников концепции «человеческого капитала» сформулированы теоретические и методологические основы данной теории, доказано положительное влияние образования, профессионального опыта и навыков на экономический рост. При этом многие специалисты дают разные трактовки человеческого капитала. Однако существующее разнообразие подходов к определению сущности человеческого капитала в целом можно свести к следующему: человеческий капитал - это сложный комплекс приобретенных человеческих способностей, который включает накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов (личностные качества - инициативность, креативность и т. д.). Причем благодаря вышеперечисленным характеристикам, современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства.
Процесс формирования человеческого капитала сложен, объединяя как свойства воспроизводимого капитала (знания и здоровье людей являются итогом вложения материальных и духовных средств), так и природного капитала (процессы его воспроизводства происходят по естественным законам природы). Определение срока воспроизводства человеческого капитала сводится к выделению следующих этапов его формирования и функционирования в качестве фактора экономической деятельности и производства:
1. Воспроизводство работника. На первом этапе до 16-18 лет со дня рождения человек формируется за счет воспитания в семье, детских дошкольных учреждениях, получения среднего или среднего специального образования. По окончании образовательного учреждения выпускник готов реализовывать минимальные навыки, приобретенные в ходе обучения, в качестве работника с минимально общественно необходимой квалификацией.
2. На втором этапе приобретается высшее образование и соответствующая профессиональная квалификация. От 18 до 25 лет благодаря полученному уровню образования, а также первоначальному профессиональному опыту происходит развитие работника в профессионального участника социально-хозяйственной деятельности, способного к активному вовлечению в современное общественное производство.
3. Трудовой период. После обучения и первоначальной профессиональной подготовки в последующие 30-35 лет происходит реализация приобретенных знаний и профессиональных навыков и их совершенствования, переподготовки непосредственно в общественном производстве.
4. Пенсионный период. По окончании трудовой деятельности после 60-65-летнего возраста работник обычно выбывает из процесса создания общественного продукта, оставаясь в то же время его пассивным участником и потребителем.
Таким
образом, в течение всего жизненного
цикла человека, длительность которого
зависит от средней продолжительности
жизни, первый и второй его этапы связаны
с непосредственным воспроизводством
рабочей силы, а именно за счет потребления
жизненно необходимых средств для его
существования и временем капиталообразования
- получения знаний и профессионального
навыка. В совокупности первый и второй
периоды в настоящее время составляют
четверть века, так как именно столько
времени требуется для вовлечения человека
в качестве полноправного продуктивного
участника хозяйственной деятельности.
В то же время следует отметить, что если
инвестиционный период формирования образовательного
компонента человеческого капитала в
среднем происходит за 20-25 лет, то поддержание
здорового образа жизни продолжается
на протяжении всего жизненного цикла
человека.
Получение наиболее полной и достоверной информации о процессах создания базы ресурсов для стабильного воспроизводства связано непосредственно с системой бухгалтерского и статистического учета, обеспечивающих информацию для расчета показателей национального богатства. В настоящее время во всем мире внедряется и используется международный стандарт системы сводных показателей СНС-93, который явился результатом развития национального счетоводства на протяжении второй половины XX века. Лежащая в основе этого стандарта классификация экономических активов предполагает подробную характеристику условий накопления во всех секторах экономики, а также сведение значений показателей в региональные и мировые итоги. В основе статистического учета экономических активов, составляющих национальное богатство, лежит балансовый метод, отражающий количественные и качественные параметры наличия и использования ресурсов за определенный период, содействуя, таким образом, выявлению условий воспроизводства всех компонентов богатства. Причем баланс материальных и финансовых активов отражает не только результаты их использования в течение конкретного периода времени и запас на следующий, но и дает информацию о пропорциях и характере воспроизводства накопляемого национального богатства и соответственно воспроизводства общественного продукта.
В СНС-93 показатели национального богатства - «собственного капитала» занимают одно из центральных мест в балансе экономических активов всех секторов экономики и являются системообразующими показателями всех операций воспроизводственного процесса. Однако эта система национальных счетов вместе с дополнительным международным стандартом ООН для сателлитных (вспомогательных) экологических счетов СЭЭУ позволяет охватывать в учете только воспроизводимый и природный капитал.
Приоритетной
задачей совершенствования
-
разработка классификации
-
пересмотр границ между
- охват всех институциональных единиц, участвующих в его создании;
- разработка показателей эффективности человеческого капитала.
Человеческие ресурсы признаются одним из видов экономических активов, однако в СНС-93 пока отсутствует классификация элементов человеческого капитала. Приводимая ниже схема человеческого капитала с разделением его по ключевым составляющим поможет восполнить этот недостаток.
Рис. 1. Классификация системообразующих элементов человеческого
капитала
«Знания, навыки и квалификации... нельзя приравнивать к основным фондам»2 в силу специфической сферы их создания - сектор услуг, в то время как главным критерием отнесения ресурса к основному капиталу выступает его формирование в секторе производства. Введение такого ограничителя в СНС-93, на наш взгляд, ведет к недоучету как в материальной (создание людей как рабочей силы), так и в нематериальной сферах производства знаний, использующихся впоследствии в разных сферах на протяжении многих периодов времени. Так, целая группа показателей, обычно рассматриваемая в составе текущего потребления в соответствии с пересмотренной теорией производства работника (затраты на его «физическое формирование», образование, профессиональную подготовку, здравоохранение), переходит из счета потребления в счет накопления этого нового экономического актива. До настоящего времени инвестиции в человека рассматривались преимущественно как текущие расходы на поддержание его жизнеспособности, повышение образовательного уровня и т. д. На самом деле, такие расходы представляют собой не что иное, как долгосрочные капитальные вложения, приносящие выгоду как инвесторам, использующим качество рабочей силы, так и самим владельцам человеческого капитала в форме оплаты труда - ренты с накопленных знаний, опыта, здоровья и т. д.
Формирование человеческого капитала происходит с непосредственным участием семьи, государства, предприятий и различных общественных фондов, хотя значение каждого институционального сектора различно. Так, процесс получения образования современным работником происходит непрерывно на протяжении всей его жизни. В настоящее время - в век информационного общества, требующего постоянной активности работника в совершенствовании его способностей, необходимо учитывать фактор его «обучения в течение всей жизни» (life-long learning)3. Поэтому семьи, например, принимают только частичное участие в процессе постоянного обучения, в то время как государство и предприятия, которые напрямую заинтересованы в результативности труда работников, повышении их производительности в условиях постоянного совершенствования используемых производственных технологий, принимают самое активное участие в стимулировании и финансировании этого процесса. Предприятия обеспечивают постоянное повышение квалификации работников, их медицинское обследование и страхование, а также оказывают различную благотворительную помощь общественным социальным институтам, в то время как деятельность государства направлена на повышение общего жизненного уровня людей путем предоставления населению большого числа различных социальных трансфертов.