Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:56, контрольная работа
Рынок труда и заработная плата. Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя.
“зайцев”).
Поэтому все захотят стать
“зайцами” и национальная
будет профинансирована
вообще.
I.III.Недостаточная
конкуренция.
В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, фиаско рынка
происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В
тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, фиаско рынка
может произойти из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого случая
может служить монополия. В условиях недостаточной конкуренции монополия
может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж, а на
проданную цену. В таких случаях возможно неоправданное использование,
вплоть до истощения,
ограниченных факторов производства.
I.IV.Гиперинфляция.
При высоком уровне инфляции (так называемой гиперинфляции) крайне
затрудняется прогнозирование хода экономического развития. Экономические
структуры, такие, как домохозяйства и фирмы, теряют рыночные ориентиры и
наступает фиаско рынка. То же самое происходит и при циклической
безработице.
II.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
В связи с тем, что в некоторых ситуациях рынок сам не в силах
контролировать ситуацию, на помощь ему приходит государство. Таким образом
вмешательство государства
должно заключаться в следующем:
II.I.ПОДДЕРЖАНИЕ
И ОБЛЕГЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ.
В этой сфере отметим следующие два важнейших вида деятельности
государства:
II.I.I.Обеспечение
правовой базы и общественной
атмосферы.
Необходимая правовая база
законного статуса частным предприятиям, определение прав частной
собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство
устанавливает также законные “правила игры”, регулирующие отношения между
предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе
законодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра
в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики
экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих
наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают
применение полицейских
сил для поддержания
стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы,
облегчающей обмен
товаров и услуг.
II.I.II.Защита конкуренции.
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в
капиталистической экономике. Это та сила, которая подчиняет производителей
и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету потребителя. При
конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия их
услуга. В случае роста монополии число продавцов становится столь малым,
что каждый продавец уже в состоянии оказывать влияние на общий объем
предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. В результате
ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам
монополистических продавцов, добивающихся высоких прибылей, а не целям
удовлетворения общества в целом.
В отношении естественных монополий, то есть тех отраслей, где
технологические
и экономические условия
конкурентных рынков, государство должно образовать комиссии для
регулирования цен и установить стандарты на предоставляемые услуги.
Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие
предприятия общественного пользования в той или иной степени должны
подвергаться такому регулированию. Однако на подавляющем большинстве рынков
эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития
конкуренции. В этом случае необходимо принятие антимонопольного
законодательства
и неукоснительное его
II.II.УСИЛЕНИЕ И
МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
II.II.I.Перераспределение
дохода и богатства.
Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастный
механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать
большее неравенство, чем обществу желательно. Государство призвано
уменьшить это неравенство с помощью программ, осуществляющих передачу
доходов правительства лицам, в силу определенных причин получающим
незначительный доход, или вовсе его не имеющим. К этим лицам относятся
безработные, инвалиды, иждивенцы, пенсионеры, престарелые, и другие
категории. Также данное воздействие возможно осуществить при помощи
модификации рыночных цен и установление прогрессивного налога на личные
доходы.
II.II.II.Корректировка
распределения ресурсов.
Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования
рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо
производила излишние количества определенных товаров и услуг (внешние
эффекты), либо оказывалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни
было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых
экономически оправдан (государственные, или общественные блага). О тех и
других было сказано выше.
В первом случае государством осуществляется принятие
законодательства, запрещающего или ограничивающего данный вид деятельности,
либо введение особых налогов, равных или очень близких к величине внешнего
эффекта. В случае с общественными благами государство должно использовать
субвенции (средства, которые можно потратить на определенные нужды), и
субсидии (средства, покрывающие убытки). Примерами могут служить
субсидирование высшего образования, программы массовых профилактических
прививок, государственные больницы и поликлинники, а также субвенции на
продовольственные
товары для малообеспеченных семей.
II.II.III.Стабилизация
экономики.
Уровень производства непосредственно зависит от общего, или
совокупного, объема расходов. А уровень расходов в частном секторе может
быть слишком низким для реализации полной занятости. Правительству надлежит
увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой
стороны сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.
Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать
больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Чрезмерный объем
совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство
обязано ликвидировать чрезмерные расходы путем сокращения собственных
расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного
сектора.
ЗАКЛЮЧЕHИЕ.
Теория, обосновывающая
исправления и предотвращения фиаско рынка, нередко подвергается критике за
то, что она по сути дела в большей степени представляет собой теорию о том,
что должно делать государство, чем теорию о том, что оно реально делает.
Проблема состоит в том, что многие правительственные программы вместо того,
чтобы корректировать фиаско рынка, способствуют распространению
неэффективности и неравенства на тех рынках, которые прекрасно бы
функционировали бы без правительственного вмешательства. Экономисты давно
знали о действии закона непредвиденных последствий – тенденции, согласно
которой попытка правительства дает иные результаты, чем те, на которые
рассчитывали ее проводники. И дело здесь не только в несовершенстве
анализа, проведенного политиками. Скорее всего, присутствующий при
формулировании правительственной политики элемент поиска экономической
выгоды предполагает существование систематической тенденции, согласно
которой правительственные программы не столько устраняют, сколько приводят
к экономической неэффективности, то есть к фиаско правительства. Но это
отнюдь не значит, что государство всегда создает беспорядок в экономике, а
рынки всегда функционируют безупречно. Это говорит лишь о том, что и рынок
и правительство – институты несовершенные, и принимая решение о том, будет
та или иная функция лучше выполнена государством или рынком, необходимо
сопоставлять возможность фиаско правительства с возможностью фиаско рынка.
В конечном итоге от того, насколько эффективным и рациональным будет
вмешательство государственных институтов всего мира в функционирование
рыночных систем, зависит не только благосостояние каждой отдельной нации,
но и судьба
всей человеческой цивилизации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Микроэкономика. Долан.Э.Дж., Линдсей.Д.С.-Петербург: С.-Петербург -
оркестр, 1994;
2. Рынок. Микроэкономическая модель. Долан.Э.Дж., Линдсей.Д. С.-Петербург:
Автокомп, 1992;
3. Современная экономика. Под.ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону: Феникс,
1996;
4. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1,2. Макконелл К.Р., Брю
С.Л. Таллинн:
Реферто, 1993;
Информация о работе Характеристика и особенности рынка факторов производства