Характеристика и особенности рынка факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда и заработная плата. Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и заработная плата.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

   “зайцев”). Поэтому все захотят стать  “зайцами” и национальная оборона   не

   будет профинансирована  вообще. 
 

I.III.Недостаточная  конкуренция. 

      В случае, когда проявляются пагубные  внешние  эффекты,  фиаско  рынка

происходит из-за того, что цены падают  ниже  альтернативных  стоимостей.  В

тех же случаях, когда  имеет место недостаточная  конкуренция,  фиаско  рынка

может произойти  из-за того, что цены слишком высоки. Примером такого  случая

может служить  монополия.  В  условиях  недостаточной  конкуренции  монополия

может неоправданно завышать цены, делая упор не на количество продаж,  а  на

проданную  цену.  В  таких  случаях  возможно  неоправданное  использование,

вплоть до истощения, ограниченных факторов производства. 
 

I.IV.Гиперинфляция. 

      При высоком уровне  инфляции  (так  называемой  гиперинфляции)  крайне

затрудняется прогнозирование  хода  экономического  развития.  Экономические

структуры, такие, как домохозяйства и фирмы,  теряют  рыночные ориентиры и

наступает  фиаско  рынка.  То  же  самое  происходит   и   при   циклической

безработице. 
 
 

II.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. 
 

      В связи с тем,  что  в   некоторых  ситуациях  рынок   сам  не  в  силах

контролировать ситуацию, на помощь ему приходит государство.  Таким  образом

вмешательство государства  должно заключаться в следующем: 
 
 

II.I.ПОДДЕРЖАНИЕ  И ОБЛЕГЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ. 

      В  этой  сфере  отметим   следующие  два  важнейших  вида  деятельности

государства: 
 

II.I.I.Обеспечение  правовой базы и общественной  атмосферы. 

      Необходимая правовая база предполагает  такие меры, как  предоставление

законного   статуса   частным   предприятиям,   определение   прав   частной

собственности  и   гарантирование   соблюдения   контрактов.   Правительство

устанавливает также  законные “правила игры”,  регулирующие  отношения  между

предприятиями,   поставщиками   ресурсов   и   потребителями.   На    основе

законодательства  государство получает возможность выполнять функции  арбитра

в  области  экономических  связей,  выявлять   случаи   нечестной   практики

экономических агентов  и  применять  власть  для  наложения  соответствующих

наказаний.  Основные   услуги,   обеспечиваемые   правительством,   включают

применение полицейских  сил для поддержания общественного  порядка,  введение

стандартов измерения  веса и качества продуктов, создание  денежной  системы,

облегчающей обмен  товаров и услуг. 
 

II.I.II.Защита конкуренции. 

        Конкуренция    служит    основным    регулирующим    механизмом    в

капиталистической экономике. Это та сила, которая  подчиняет  производителей

и поставщиков  ресурсов диктату покупателя или  суверенитету потребителя.  При

конкуренции покупатели – это хозяин, рынок –  их  агент,  а  предприятия  их

услуга. В случае роста монополии число  продавцов  становится  столь  малым,

что каждый продавец  уже  в  состоянии  оказывать  влияние  на  общий  объем

предложения, а  поэтому  и  на  цену  продаваемого  продукта.  В  результате

ресурсы  распределяются  таким   образом,   что   это   отвечает   интересам

монополистических продавцов,  добивающихся  высоких  прибылей,  а  не  целям

удовлетворения  общества в целом.

       В  отношении  естественных  монополий,  то  есть  тех  отраслей,  где

технологические и экономические условия исключают  возможность  существования

конкурентных   рынков,   государство   должно   образовать   комиссии    для

регулирования  цен  и  установить  стандарты  на   предоставляемые   услуги.

Транспорт,  связь,  производство  и  снабжение  электроэнергией   и   другие

предприятия  общественного  пользования  в  той  или  иной  степени   должны

подвергаться такому регулированию. Однако на подавляющем  большинстве  рынков

эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития

конкуренции.   В   этом   случае   необходимо   принятие    антимонопольного

законодательства  и неукоснительное его исполнение. 
 

II.II.УСИЛЕНИЕ И  МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ  СИСТЕМЫ. 
 
 

II.II.I.Перераспределение дохода и богатства. 

      Рыночная  система  представляет  собой  обезличенный,  беспристрастный

механизм, а возникающее  на его основе распределение дохода  может  порождать

большее  неравенство,  чем   обществу   желательно.   Государство  призвано

уменьшить  это  неравенство  с  помощью  программ,  осуществляющих  передачу

доходов  правительства  лицам,  в  силу   определенных   причин   получающим

незначительный  доход, или вовсе его  не  имеющим.  К  этим  лицам  относятся

безработные,  инвалиды,  иждивенцы,  пенсионеры,   престарелые,   и   другие

категории.  Также  данное  воздействие  возможно  осуществить   при   помощи

модификации рыночных цен и  установление  прогрессивного  налога  на  личные

доходы. 
 

II.II.II.Корректировка  распределения ресурсов. 

      Экономистам известны два   случая  резкого  нарушения   функционирования

рынка, то есть  ситуаций,  в  которых  конкурентная  рыночная  система  либо

производила  излишние  количества  определенных  товаров  и  услуг  (внешние

эффекты), либо оказывалось не в состоянии вообще выделить  какие бы  то  ни

было ресурсы  на производство  некоторых  товаров  и  услуг,  выпуск  которых

экономически оправдан (государственные, или общественные  блага).  О  тех  и

других было сказано  выше.

         В    первом    случае    государством    осуществляется    принятие

законодательства, запрещающего или ограничивающего  данный вид  деятельности,

либо введение особых налогов, равных или очень  близких к  величине  внешнего

эффекта. В случае с общественными благами  государство  должно  использовать

субвенции (средства, которые  можно  потратить  на  определенные  нужды),  и

субсидии   (средства,   покрывающие   убытки).   Примерами   могут   служить

субсидирование  высшего  образования,  программы  массовых  профилактических

прививок, государственные  больницы и  поликлинники,  а  также  субвенции  на

продовольственные товары для малообеспеченных семей. 
 

II.II.III.Стабилизация  экономики. 

       Уровень  производства  непосредственно   зависит   от   общего,   или

совокупного, объема расходов. А уровень расходов  в  частном  секторе  может

быть слишком  низким для реализации полной занятости. Правительству  надлежит

увеличить собственные  расходы на общественные блага и  услуги,  а  с  другой

стороны сократить налоги с целью стимулирования расходов  частного  сектора.

Другая ситуация  может  возникнуть,  если  общество  попытается  расходовать

больше, чем позволяют  производственные мощности экономики. Чрезмерный  объем

 совокупных  расходов носит инфляционный  характер. В этом случае  государство

обязано  ликвидировать  чрезмерные  расходы  путем  сокращения   собственных

расходов, а также  повышением налогов с целью  сокращения  расходов  частного

сектора. 

ЗАКЛЮЧЕHИЕ. 
 

      Теория, обосновывающая правительственное вмешательство  необходимостью

исправления и  предотвращения фиаско рынка, нередко  подвергается  критике  за

то, что она по сути дела в большей степени представляет собой теорию о  том,

что должно делать государство,  чем теорию о том, что  оно  реально  делает.

Проблема состоит  в том, что многие правительственные  программы вместо  того,

чтобы   корректировать   фиаско    рынка,    способствуют    распространению

неэффективности  и  неравенства  на  тех  рынках,   которые   прекрасно   бы

функционировали бы без правительственного  вмешательства.  Экономисты  давно

знали о действии закона непредвиденных  последствий  –  тенденции,  согласно

которой попытка  правительства дает  иные  результаты,  чем  те,  на  которые

рассчитывали  ее  проводники.  И  дело  здесь  не  только  в  несовершенстве

анализа,  проведенного  политиками.   Скорее   всего,   присутствующий   при

формулировании  правительственной  политики  элемент  поиска   экономической

выгоды  предполагает  существование  систематической   тенденции,   согласно

которой правительственные  программы не столько устраняют,  сколько  приводят

к экономической  неэффективности, то есть  к  фиаско  правительства.  Но  это

отнюдь не значит, что государство всегда создает  беспорядок в  экономике,  а

рынки всегда функционируют безупречно. Это говорит лишь о том, что  и  рынок

и правительство  – институты несовершенные, и  принимая решение о  том,  будет

та или иная функция лучше  выполнена  государством  или  рынком,  необходимо

сопоставлять возможность  фиаско правительства с возможностью фиаско рынка.

      В конечном итоге от того, насколько  эффективным и  рациональным  будет

вмешательство  государственных  институтов  всего  мира  в  функционирование

рыночных систем, зависит не только благосостояние  каждой  отдельной  нации,

но и судьба всей человеческой цивилизации. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 
 

1.  Микроэкономика.  Долан.Э.Дж.,  Линдсей.Д.С.-Петербург:  С.-Петербург   -

   оркестр, 1994;

2. Рынок. Микроэкономическая  модель. Долан.Э.Дж.,  Линдсей.Д.  С.-Петербург:

   Автокомп, 1992;

3. Современная  экономика. Под.ред.  Мамедова  О.Ю.  Ростов-на-Дону:  Феникс,

   1996;

4. Экономикс: Принципы, проблемы и  политика.  Т.1,2.  Макконелл  К.Р.,  Брю

   С.Л. Таллинн:  Реферто, 1993; 

Информация о работе Характеристика и особенности рынка факторов производства