Характеристика и особенности рынка факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда и заработная плата. Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и заработная плата.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

            Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода.

       Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным  условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.

       Вторым  условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

       Третье  условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. 

       Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые  были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.

       Современные экономисты трактуют прибыль как  вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.

       Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.

       Однако  кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма также должна учитывать при оценке экономических результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.

       В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической  системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли.

       Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела. Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.

       Но  вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т.е. из экономической прибыли. Эти излишки образуются следующим образом. Рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним словом, экономики находится в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность. В основном такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т.д. Это порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения и т.д.

       Но  предпринимательство не всегда связано  с получением прибыли, возможны и убытки. Угроза убытков и банкротства так же служи мощным стимулом эффективного хозяйствования, как и получение прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

                    ТОМСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

                     И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО  ЗНАМЕНИ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.В.КУЙБЫШЕВА 

                КАФЕДРА ГОС.РЕГУЛИРОВАНИЯ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 
 
 

                             Контрольная работа 
 

    по предмету: Гос. регулирование общественного  развития 

    на тему: Необходимость гос. регулирования  общественного развития 
 
 

                                   Исполнитель: студент заочного отделения

                                   5-го курса экономического факультета

                                   спец. “Финансы и кредит”

                                   Великоричанин Александр Витальевич 
 

                                   Руководитель: Сахарова Зинаида Егоровна 
 
 

                                Томск – 1999 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

СОДЕРЖАНИЕ  2

ВВЕДЕНИЕ.   3

I.НЕОБХОДИМОСТЬ   ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ   ОБЩЕСТВЕННОГО   РАЗВИТИЯ.

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИАСКО РЫНКА.      4

   I.I.Внешние  эффекты.     4

   I.II.Общественные  блага. 4

   I.III.Недостаточная  конкуренция.     5

   I.IV.Гиперинфляция. 5

II.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.   6

  II.I.ПОДДЕРЖАНИЕ  И ОБЛЕГЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ.  6

   II.I.I.Обеспечение  правовой базы и общественной  атмосферы. 6

   II.I.II.Защита  конкуренции.    6

  II.II.УСИЛЕНИЕ  И МОДИФИКАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ.   7

   II.II.I.Перераспределение  дохода и богатства.   7

   II.II.II.Корректировка распределения ресурсов.  7

   II.II.III.Стабилизация  экономики.    8

ЗАКЛЮЧЕHИЕ. 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.   10 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
 

      Государство    и    рынок.    Бюрократия    и    анархия.     Единство

противоположностей,  соотношение  которых  во  многом  определяет   сущность

общественно –  экономической формации. Если рынок  давлеет  над  государством,

то это чистый капитализм, если же наоборот, то коммунизм. В  реальной  жизни

мы  чаще  сталкиваемся  со  смешанными  системами,  в  которых   государство

оказывает ощутимое влияние на действие рыночного механизма. Оно не  заменяет

собой рынок, но и  не отпускает  его  на  самотек.  Примерами   таких  систем

могут служить  смешанный капитализм и социализм. 

I.НЕОБХОДИМОСТЬ   ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ   ОБЩЕСТВЕННОГО   РАЗВИТИЯ.

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИАСКО РЫНКА. 
 

      Так почему же рынок не может  обойтись без  вмешательства   государства?

Рынок, по сути своей  – анархия высшего порядка, то  есть  саморегулирующаяся

анархия.  Управляющей системой  рыночного механизма   является   свободная

конкуренция. Но в  некоторых случаях сил одной  конкуренции  недостаточно  для

синхронизации всех рыночных  процессов.  Возникающий  дисбаланс  расшатывает

саморегулирующий  механизм (примером может служить “Великая  депрессия”  30-х

годов), и если не устранены причины сбоя, рынок  терпит крах, или,  выражаясь

экономическими  терминами, фиаско.

      Существует несколько факторов  возникновения фиаско рынка: 
 

I.I.Внешние эффекты. 

      Они заключаются в неспособности рынка обеспечить  передачу  информации

о редкости в форме  цен. Для того, чтобы рынки успешно  функционировали,  цены

должны отражать альтернативную стоимость производства тех или  иных  товаров

или  услуг.  Обыкновенно  цены   отражают   хотя   бы   примерную   величину

альтернативной  стоимости.  Производители  товара  или  услуги  в  нормальной

ситуации  должны  получить  цену,  по  крайней  мере  равную  альтернативной

стоимости.  В  противном  случае  они   просто   не   захотят   осуществлять

предложение  этого  товара  на  рынке.  Однако  возникают  ситуации,   когда

действия производителей (или потребителей) оказывают воздействие  на  третьих

лиц, то есть на людей,  не  являющихся  в  этой  сделке  ни  продавцами,  ни

покупателями.  Эти  эффекты,  направленные  на  третьих  лиц,  и  никак   не

отражаемые в  ценах, известны под названием  внешних  эффектов.  Классическим

примером внешних  эффектов является загрязнение  окружающей  среды.  Если  не

принимать его  во  внимание,  как  ограниченный  фактор  производства,  и  не

включать в  цену  товара,  при  производстве  которого  она  так  или  иначе

пострадала, то в  скором времени мы столкнемся с ее невосполнимым дефицитом. 
 

I.II.Общественные  блага. 

      Обычно товары и услуги обладают двумя общими свойствами:

. Лицо, осуществляющее  предложение, может решить, что  одним людям оно будет

   предлагать  свой товар,  а  другим  –   нет,  -  это  называется  свойством

   исключения.

.  Использование   единицы  товара  одним  лицом   ограничивает   возможность

   использования   товара  другими  лицами,  -   это   называется   свойством

   соперничества. 

      Однако ряд товаров не обладает  свойствами исключения и  соперничества.

   Их называют  общественными благами. Не обладающие  свойствами  исключения,

   они не  могут быть предоставлены одному  лицу так, чтобы не предоставить  их

   сразу всем  другим. Не обладающие  свойством   соперничества,  они,  будучи

   однажды  предоставлены одному лицу, могут  быть предоставлены  другим,  без

   каких либо дополнительных затрат. Наверное, в самом чистом виде  примером

   общественных  благ является национальная оборона.  Если какая  либо  группа

   людей заплатила  за оборону страны, все остальные  не захотят делать взносы

   в то, чем  можно пользоваться, но за что  можно  и  не  платить  (проблема

Информация о работе Характеристика и особенности рынка факторов производства