Характеристика и особенности рынка факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда и заработная плата. Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и заработная плата.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

      ХАРАКТЕРИСТИКА  И ООСОБЕННОСТИ РЫНКА  ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 

      1. Рынок труда и заработная плата 

      Субъектами  спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы при прочих равных условиях предприниматель для сохранения равновесия должен сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.

      Иначе обстоит дело с функцией предложения  труда: продавцы на рынке труда стремятся увеличить предложение в условиях роста заработной платы.

      Совокупное  предложение труда в обществе, по мнению П. Самуэльсона, определяется как минимум четырьмя показателями: общей численностью населения; численностью активного трудоспособного населения; количеством отработанного времени за год; качеством, производительностью и квалификацией затраченного труда.

      Однако  если мы захотим выяснить, как отразится рост заработной платы на предложении труда не общества в целом, а отдельного человека, то увидим иную картину. Особенностью предложения рабочей силы является то, что оно зависит от личной воли и предпочтения людей. Работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько — отвести для альтернативного вида занятий и отдыха.

      «Свободное  время — это пространство для  всестороннего развития личности» (К. Маркс).

      Дилемма работа — досуг применительно к рынку труда получила названия эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения проявляется в том, что каждый час свободного времени рассматривается работником как упущенная выгода. Отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой, а значит, тем набором товаров и услуг, которые можно приобрести на возросшую заработную плату.

      Рассматривая  индивидуальное предложение труда, надо иметь в виду, что в мгновенном и даже коротком периоде работник практически не может повысить качество своего труда (приобрести опыт, квалификацию, необходимое образование и т.д.). Единственное, что он может сделать в этих условиях, «откликаясь» на рост ставки заработной платы, — это увеличить число отработанных часов. Границы такого увеличения объективны и достаточно узки (24 ч, 365 дней, 30 — 50 лет трудового стажа).

      Однако, когда проблемы с хлебом насущным решены, меняется и наше отношение к свободному времени, вступает в игру эффект дохода. Проявляется эффект дохода в том, что. при достижении работником достаточно высокого уровня материального благополучия дальнейшее повышение заработной платы ведет к сокращению предложения труда в пользу свободного времени (рис. 7.1). 
 

      

      

      

      

                 

      Именно  такая закономерность поведения людей на рынке труда лежит в основе длительной тенденции к сокращению рабочей недели. На протяжении последних ста лет рабочая неделя в развитых западных странах сократилась на 40%, ибо свободное время — это ценнейшее благо, потребление которого нельзя отложить из-за ограниченности срока человеческой жизни.

      Кривая  LD показывает, каким будет спрос на труд при определенной величине заработной платы. Кривая LS показывает общее количество рабочего времени, которое согласна отработать какая-либо категория трудящихся при данной величине заработной платы.

      В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесии. До точки 1 кривая LS показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы, однако, пройдя ее, меняет свое направление и снова приближается к оси ординат.

      До  точки / проявляется эффект замещения, после прохождения кривой LS точки /преобладающим становится эффект дохода.

      Ценой равновесия на рынке труда является заработная плата, определяемая современной экономической теорией как цена труда и рассматриваемая в двух аспектах.

      В широком смысле слова в этот термин включают оплату труда различных  категорий работников: «голубые и белые воротнички», специалисты высокой квалификации, владельцы мелких предприятий сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включают доходы в виде гонораров, премий и т.д.

      В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы — цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени (часа, дня и т.д.).

      Ставки  заработной платы различны для разных категорий работников и видов  работ. Они зависят от уровня квалификации, производительности, характера трудовой деятельности, массовости или, наоборот, уникальности профессии. Чем уже профессиональная группа, тем сильнее средняя зарплата в ней может отличаться от среднего уровня зарплаты по отрасли, по народному хозяйству. Чем более массовая профессия и чем легче в определенных рамках переход от одного рода занятий к другому, тем в большей степени ранок труда соответствует условиям рынка совершенной конкуренции.

      Номинальная заработная плата — это сумма денег, которую получает работник за свой дневной, недельный, месячный труд.

      По  ее размеру можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления  человека.

      Реальная  заработная плата — количество благ и услуг, которое можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной зависимости — от цен на товары и услуги.

      Равновесие  на рынке труда означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату W на уровне точки Е, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. Полностью трудоустроены и все работники, готовые предложить свои услуги при этом же уровне заработной платы. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости (категория занятости является одной из основных макроэкономических переменных).

      В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной предложение  на рынке труда превышает спрос  на него, рабочих мест не хватает  для всех желающих продать свой труд по этой цене.

      В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной спрос на рынке труда превышает предложение, в результате чего образуются не заполненные рабочие места, поскольку работников, согласных работать за более низкую заработную плату, не хватает.

      Обе ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях конкурентного рынка не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления равновесия. Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в самом общем виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка заработная плата.

      Причины дифференциации заработной платы следующие:

      1. Неоднородность работников по  уровню квалификации и профессиональной  подготовки;

      2. Различия видов работ по привлекательности;

      3. Разные природные способности  людей;

      4. Несовершенная конкуренция на  рынке труда.

      Если  бы рынок труда носил конкурентный характер, на нем были бы невозможны длительные, устойчивые отклонения от равновесия. Как же объяснить тот  факт, что в последние десятилетия рост безработицы не приводил к снижению заработной платы в промышленно развитых странах Запада?

      Наличие устойчивой безработицы может свидетельствовать  лишь об одном — на рынке труда  присутствуют внеконкурентные факторы, которые устойчиво отклоняют заработную плату вверх от ее равновесного значения. Что же можно отнести к этим внеконкурентным факторам?

      Во-первых, это государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Именно государство устанавливает прожиточный минимум, индексирует доходы, составляет генеральные соглашения.

      Во-вторых, это профсоюзы, содействующие длительному и устойчивому отклонению рынка труда от состояния полной занятости. Требуя повысить заработную плату, ускорить замещение труда капиталом без учета прочих экономических условий, профсоюзы, защищая права своих членов, нередко нарушают права на труд той части рабочей силы, которая по тем или иным причинам ищет работу.

      В-третьих, это крупные корпорации, которые тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени ставки заработной платы, отказываясь пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. 

      2. Рынок капитала и процент 

      В экономической теории и предпринимательской  практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно, как капитал. Этот термин употребляют в отношении оборудования, зданий, денег и ценных бумаг, а также в отношении талантливого инженера и предприимчивого управляющего («человеческий капитал»). Общее во всех приведенных примерах — капитал устойчиво ассоциируется со способностью приносить доход.

      На  рынке факторов производства под  капиталом понимается физический капитал, или производственные фонды, — капитальное благо, используя которое, можно в будущем увеличить поток доходов. Таким образом, производительностью обладает не только труд, но и капитал.

      Капитал пользуется спросом, потому что он производителен. Субъектами спроса на капитал являются предприниматели, бизнес, субъектами предложения капитала — домашние хозяйства.

      Спрос на капитал — это спрос на инвестиционные средства, а не просто на деньги. Бизнес предъявляет спрос на определенные денежные суммы для покупки капитала в физической форме. Спрос на деньги населения имеет другую природу, она не связана с предпринимательской деятельностью.

      Графически  спрос на капитал можно представить  как кривую, имеющую отрицательный  наклон, поскольку применительно  к капиталу, так же как и к  другим факторам производства, действует  закон убывающей доходности: уровень дохода на капитал имеет тенденцию к понижению по мере роста инвестиционных средств. Эту закономерность давно заметили экономисты прошлого А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие теоретики. Это знает и бизнес на своем опыте, чисто эмпирически: чем больше масштабы капиталовложений, тем меньше (при прочих равных условиях) отдача от них. Уровень дохода на капитал называют еще чистой производительностью капитала, а выраженную в процентах — естественной нормой процента.

      Предложение капитала не следует понимать в том смысле, что домашние хозяйства (население) предлагают бизнесу станки, оборудование и т.д. Они предлагают инвестиционные средства, т.е. денежные суммы, которые бизнес использует для приобретения производственных фондов. Происходит это при помощи посредников — инвестиционных фондов, коммерческих банков и т.п.

      Графически  предложение капитала можно представить кривой, имеющей положительный наклон, что обусловлено сущностью процента, заключающейся в следующем. Субъекты, предлагающие капитал, по сути, отказываются от самостоятельного альтернативного его применения: открывать собственное дело и получать доход; покупать землю и получать ренту, поехать отдыхать на престижный курорт (получить полезность). Таким образом, процент — это своеобразная равновесная цена, которая складывается в точке пересечения кривых спроса и предложения на капитал и в которой происходит совпадение предельной доходности на капитал и предельных издержек упущенных возможностей (рис. 7.3). 

      

       
      

      

 
 

      Экономическая теория подчеркивает, что сегодняшние блага люди оценивают выше будущих. Эта особенность экономического поведения субъектов рыночного хозяйства получила название временного предпочтения. При определении категории процента важную роль играет фактор времени. Дающий деньги в ссуду отказывается от текущего (сегодняшнего) потребления своего капитала, предоставляя эту возможность другим субъектам.

      «Временное  предпочтение — склонность хозяйственных  субъектов при прочих равных условиях предпочесть реальный товар в  настоящий момент, нежели его получение в некоем будущем» (Э. Долан и Д.Линдсей).

Информация о работе Характеристика и особенности рынка факторов производства