Автор: Анна Лукина, 30 Ноября 2010 в 19:42, курсовая работа
Множественность целевых фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал Законом, обязательным к исполнению.
В современных условиях наряду с бюджетом существуют и бурно развиваются внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования
Введение 3
Глава 1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 4
1.1. Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования 4
1.2. Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Федерации в процессе рыночной трансформации 6
1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации 9
1.4. Фонды обязательного медицинского страхования 15
1.5. Фонд социального страхования 17
Глава 2. Статистический анализ формирования средств государственных внебюджетных социальных фондов 21
2.1. Динамика формирования средств внебюджетных фондов 21
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ формирования средств внебюджетных фондов 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложения 32
Финансовые
средства, которые предназначены
для ОМС, направляются во внебюджетные
фонды ОМС (федеральный и
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет:
Территориальные фонды ОМС формируются за счет:
Следует отметить, что главные направления расходования средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования – финансирование территориальных программ ОМС и финансирование мероприятий в области здравоохранения (более 90%). На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.
Целью создания фонда является предоставление государственных гарантий в системе социального страхования и осуществления контроля за правильным и эффективным расходованием средств. Указом Президента РФ от 26 июля 1992 года Фонд социального страхования (ФСС) представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ.
Положение
о Фонде социального
Согласно Закону «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, основной целью деятельностью которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Выделяют следующие основные задачи фонда:
Средства ФСС, в основном, формируются за счет страховых взносов:
Существуют и другие источники формирования финансовых ресурсов фонда:
Выплата пособий по социальному страхованию осуществляется в бухгалтерии работодателей. Администрация страхователя в лице руководителя организации, а также главного бухгалтера несет ответственность за правильностью и корректностью начисления и расходования средств ФСС.
Также
следует упомянуть о так
В своей работе я поднимаю вопрос о функционировании государственных внебюджетных фондов, которое становится наиболее эффективным в том случае, когда осуществляется должное их финансирование. Попытаемся проследить динамику поступлений средств в данные службы за последние восемь лет.
В следующей таблице приведены сведения о поступлениях финансовых ресурсов во внебюджетные фонды за период 2000-2008 гг.
Таблица 2.1
Поступления средств в государственные внебюджетные социальные фонды (млн. руб.)
фонд | год | ||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Пенсионный фонд РФ | 431281 | 532120 | 699871 | 843141 | 1015800 | 1349601 | 1637580 | 1946817 | 2730172 |
Фонд социального страхования | 86581 | 89018 | 116393 | 137250 | 159276 | 186692 | 218913 | 295368 | 360476 |
Фонд обязательного медицинского страхования | 2887 | 3988 | 5089 | 5795 | 6813 | 83003 | 125524 | 157817 | 162621 |
Таблица 2.2
Темп роста поступлений во внебюджетные фонды (в % к предыдущему году)
год
показатель |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Пенсионный фонд РФ | 123,4 | 131,5 | 120,5 | 120,5 | 132,9 | 121,3 | 118,9 | 140,2 |
Фонд социального страхования | 102,8 | 130,8 | 117,9 | 116,0 | 117,2 | 117,3 | 134,9 | 122,0 |
Фонд обязательного медицинского страхования | 138,1 | 127,6 | 113,9 | 117,6 | 1218,3 | 151,2 | 125,7 | 103,0 |
ВВП (в постоянных ценах) | 105,1 | 104,7 | 107,3 | 107,2 | 106,4 | 107,7 | 108,1 | 105,6 |
ИПЦ | 118,6 | 115,1 | 112,0 | 111,7 | 110,9 | 109,0 | 111,9 | 113,3 |
Основываясь на полученные результаты, можно утверждать, что в течение 2000-2001 гг. поступления во внебюджетные социальные фонды постоянно увеличивались. К примеру, за последний анализируемый год размер финансируемых средств в Пенсионном фонде РФ увеличился в целом на 40,2% по сравнению с предыдущим 2007 годом, этот же показатель Фонда социального страхования возрос на 22,0%. Но такая тенденция объясняется, прежде всего, постоянной инфляцией и ростом ВВП (в сопоставимых ценах), поэтому следует учитывать и их динамику. В том же 2008 году поступления в Фонд обязательного медицинского страхования увеличились на 3%, в то время как инфляция составила 13,3% и ВВП увеличился на 5,6%. Такая разница показателей свидетельствует о том, что размер поступлений не только увеличился за счет роста общего уровня цен, но и уменьшился по сравнению с предыдущим годом.
Интересно отдельно рассмотреть динамику поступлений в Фонд социального страхования РФ. Например, в 2005 году наблюдался резкий скачок, и размер поступлений увеличился в более, чем в 10 раз, а затем произошел стремительный спад. Характер изменений можно проследить на следующем графике.
Компаративные индексы
год
индекс |
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
ТрПенс/ ТрСоцстрах | 120,0% | 100,6% | 102,2% | 103,8% | 113,4% | 103,5% | 88,1% | 114,9% |
ТрПенс/ ТрМедстрах | 89,3% | 103,1% | 105,8% | 102,5% | 10,9% | 80,2% | 94,6% | 136,1% |