Государственные внебюджетные фонды

Автор: Анна Лукина, 30 Ноября 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Множественность целевых фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал Законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом существуют и бурно развиваются внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 4
1.1. Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования 4
1.2. Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Федерации в процессе рыночной трансформации 6
1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации 9
1.4. Фонды обязательного медицинского страхования 15
1.5. Фонд социального страхования 17
Глава 2. Статистический анализ формирования средств государственных внебюджетных социальных фондов 21
2.1. Динамика формирования средств внебюджетных фондов 21
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ формирования средств внебюджетных фондов 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложения 32

Работа содержит 1 файл

курсовая Д.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

Финансовые  средства, которые предназначены  для ОМС, направляются во внебюджетные фонды ОМС (федеральный и территориальные), которые созданные, в свою очередь, для проведения государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  формируется за счет:

  1. отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  2. отчислений от сельхозналога;
  3. отчислений от единого налога на вмененный доход;
  4. добровольных взносов физических и юридических лиц;
  5. доходов от использования временно свободных финансовых ресурсов фондов.

    Территориальные фонды ОМС формируются за счет:

  1. отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  2. поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
  3. поступлений из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров;
  4. поступлений средств Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности, осуществляемой территориальными фондами;
  5. доходов от размещения временно свободных денежных средств.

Следует отметить, что главные направления  расходования средств территориальных  фондов обязательного медицинского страхования – финансирование территориальных  программ ОМС и финансирование мероприятий в области здравоохранения (более 90%). На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.

    1. Фонд  социального страхования

     Целью создания фонда является предоставление государственных гарантий в системе  социального страхования и осуществления контроля за правильным и эффективным расходованием средств. Указом Президента РФ от  26 июля 1992 года Фонд социального страхования (ФСС) представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение. Управление ФСС РФ осуществляется Правительством РФ.

     Положение о Фонде социального страхования, утвержденное вышеупомянутым Указом Президента РФ, определяет требования по  организации  и функционированию фонда. ФСС образован  в целях реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в случаях, установленных законодательством РФ, и выплату гражданам в этой связи следующих видов пособий:

  • беременности и родам;
  • при рождении ребенка;
  • по временной нетрудоспособности;
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • санитарно-курортное обслуживание работников и их детей.

     Согласно  Закону «Об основах обязательного  социального страхования» обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, основной целью деятельностью  которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и  (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

     Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  РФ.

     Выделяют  следующие основные задачи фонда:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий беременности и родам,  женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санитарно-курортное обслуживание работников и их детей;
  2. участие в разработке и осуществлении государственных программ охраны здоровья работников, проведение мероприятий по улучшению системы социального страхования;
  3. осуществление мер, которые обеспечивают финансовую устойчивость ФСС;
  4. установление совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ размеров тарифов страховых взносов;
  5. работа по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы социального страхования, а также проведение разъяснительной работы среди населения и страхователей по вопросам, касающихся социального страхования;
  6. сотрудническая деятельность с аналогичными службами и фондами других государств и международными организациями.

Средства  ФСС, в основном, формируются за счет страховых взносов:

  • работодателей (администрации организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности);
  • граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать страховые взносы;
  • граждан, занимающихся трудовой деятельностью на иных условиях и имеющих право на обеспечение государственных гарантий по социальному страхованию.

     Существуют и другие источники формирования финансовых ресурсов фонда:

  • доходы от вложения части свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, которые осуществляются в определенных пределах, предусмотренных в бюджете ФСС на конкретный период времени;
  • добровольные взносы физических лиц и организаций;
  • иные финансовые поступления, не запрещенных законодательством.

     Выплата пособий по социальному страхованию  осуществляется в бухгалтерии работодателей. Администрация страхователя в лице руководителя организации, а также главного  бухгалтера несет ответственность за правильностью и корректностью начисления и расходования средств ФСС.

     Также следует упомянуть о так называемых комиссиях по социальному страхованию, которые образуются трудовыми коллективами предприятий, учреждений и иных хозяйствующих субъектов для осуществления контроля за начислением пособий и их своевременной выплатой. Комиссии могут проводить различные оздоровительные мероприятия.

 

Глава 2. Статистический анализ формирования средств государственных внебюджетных социальных фондов

2.1. Динамика формирования  средств внебюджетных  фондов

     При изучении многих социально-экономических явлений  используется анализ их изменений во времени. Это представляется особенно актуальным для нашей страны в период перехода от одной хозяйственной системы к другой.

     В своей работе я поднимаю вопрос о  функционировании государственных  внебюджетных фондов, которое становится наиболее эффективным в том случае, когда осуществляется должное их финансирование. Попытаемся проследить динамику поступлений средств в данные службы за последние восемь лет.

     В следующей таблице приведены  сведения о поступлениях финансовых ресурсов во внебюджетные фонды за период 2000-2008 гг.

Таблица 2.1

Поступления средств в государственные внебюджетные социальные фонды (млн. руб.)

фонд год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Пенсионный  фонд РФ 431281 532120 699871 843141 1015800 1349601 1637580 1946817 2730172
Фонд  социального страхования 86581 89018 116393 137250 159276 186692 218913 295368 360476
Фонд  обязательного медицинского страхования 2887 3988 5089 5795 6813 83003 125524 157817 162621

     На основе имеющихся  данных рассмотрим динамику (темпы роста) поступлений.

 
 
 

Таблица 2.2

Темп  роста поступлений  во внебюджетные фонды (в % к предыдущему году)

год

показатель 

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Пенсионный  фонд РФ 123,4 131,5 120,5 120,5 132,9 121,3 118,9 140,2
Фонд  социального страхования 102,8 130,8 117,9 116,0 117,2 117,3 134,9 122,0
Фонд  обязательного медицинского страхования 138,1 127,6 113,9 117,6 1218,3 151,2 125,7 103,0
ВВП (в постоянных ценах) 105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 107,7 108,1 105,6
ИПЦ 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3

     Основываясь на полученные результаты, можно утверждать, что в течение 2000-2001 гг. поступления во внебюджетные социальные фонды постоянно увеличивались. К примеру, за последний анализируемый год размер финансируемых средств в Пенсионном фонде РФ увеличился в целом на 40,2% по сравнению с предыдущим 2007 годом, этот же показатель Фонда социального страхования возрос на 22,0%. Но такая тенденция объясняется, прежде всего, постоянной инфляцией и ростом ВВП (в сопоставимых ценах), поэтому следует учитывать и их динамику. В том же 2008 году поступления в Фонд обязательного медицинского страхования увеличились на 3%, в то время как инфляция составила 13,3% и ВВП увеличился на 5,6%. Такая разница показателей свидетельствует о том, что размер поступлений не только увеличился за счет роста общего уровня цен, но и уменьшился по сравнению с предыдущим годом.

     Интересно отдельно рассмотреть динамику поступлений  в Фонд социального страхования  РФ. Например, в 2005 году наблюдался резкий скачок, и размер поступлений увеличился в более, чем в 10 раз, а затем произошел стремительный спад. Характер изменений можно проследить на следующем графике.

     Но наиболее ясно картину дает рассмотрение следующих  показателей: компаративный индекс и индекс опережения.

     Компаративный индекс представляет собой отношение индексов (темпов роста) двух явлений или частей совокупности. Он позволяет сравнивать динамику различных показателей. Рассмотрим отношение показателей темпа роста средств Пенсионного фонда РФ к аналогичным показателям остальных фондов.

  Таблица 2.3

Компаративные индексы

 год

индекс

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
ТрПенс/ ТрСоцстрах 120,0% 100,6% 102,2% 103,8% 113,4% 103,5% 88,1% 114,9%
ТрПенс/ ТрМедстрах 89,3% 103,1% 105,8% 102,5% 10,9% 80,2% 94,6% 136,1%

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды