Автор: Анна Лукина, 30 Ноября 2010 в 19:42, курсовая работа
Множественность целевых фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал Законом, обязательным к исполнению.
В современных условиях наряду с бюджетом существуют и бурно развиваются внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования
Введение 3
Глава 1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 4
1.1. Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования 4
1.2. Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Федерации в процессе рыночной трансформации 6
1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации 9
1.4. Фонды обязательного медицинского страхования 15
1.5. Фонд социального страхования 17
Глава 2. Статистический анализ формирования средств государственных внебюджетных социальных фондов 21
2.1. Динамика формирования средств внебюджетных фондов 21
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ формирования средств внебюджетных фондов 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложения 32
Оглавление
В российской экономике существуют различные виды фондов, важное значение среди которых имеют государственные социальные внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого денежного фонда государства – бюджета – в виде в виде целевых фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для целевых задач. Они носили, как правило, сметный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой финансирования такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим постоянно изменялось и количество фондов: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов.
Множественность целевых фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал Законом, обязательным к исполнению.
В
современных условиях наряду с бюджетом
существуют и бурно развиваются
внебюджетные социальные фонды –
пенсионный, социального страхования
и обязательного медицинского страхования.
В современном мире формирование различных, притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюджетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом центральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы и возможности целенаправленного регулирования социально-экономических процессов. Принято считать, что первые государственные внебюджетные фонды появились в конце 20-х – начале 30-х гг. 20го века. Однако правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах Западной Европы.
Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различных специальных фондов, специальных счетов и т.д.) было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользуется широкой поддержкой, тем не она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюджетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, поэтому все существующие фонды можно условно разделить на 2 основных типа: экономические и социальные.
О
специфике государственных
Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый источник финансовых ресурсов – национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспределение сформированных финансовых ресурсов между отраслями и секторами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.
Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном назначении (аккумулируемые средства направляются на финансирование общественных потребностей).
Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с бюджетом в российской практике проявляется особенно отчетливо.
Внебюджетные
фонды могут создаваться
Специальные
налоги (сборы) устанавливаются налоговым
законодательством. Бюджетные средства
поступают в форме субсидий или
установленных законом
В России формирование государственных внебюджетных фондов наиболее активно происходило в 90-х гг. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 года № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и планирования в РСФСР» органы государственной власти и местного самоуправления имели право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус самостоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответствующих органов власти.
Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государственные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные дорожные фонды; Федеральный экологический фонд РФ; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, а также внебюджетные межотраслевые и отраслевые фонды: Фонд содействия научно-техническому прогрессу; Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и другие.
Первыми социальными фондами стали:
В процессе функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных фондов и их консолидации (объединение) в бюджетной системе.
Правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов РФ составляют:
Указы
Президента при необходимости
В
Бюджетном кодексе
В
соответствии со статьей 13 Бюджетного
кодекса государственный
Установлено также, что вне бюджета образуются федеральные фонды денежных средств, которые управляются органами государственной власти и предназначены для осуществления конституционных прав граждан на:
Правовой статус и порядок создания, осуществления деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом.
Средства фондов находятся в федеральной собственности, и они не включаются в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и не подлежат изъятию.
Действующими государственными внебюджетными фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):
Отчисления
в вышеперечисленные фонды
В сумме они составляют 34% от начисляемой заработной платы.
Рассмотрим вышеупомянутые фонды в отдельности.