Государственные внебюджетные фонды

Автор: Анна Лукина, 30 Ноября 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Множественность целевых фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал Законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом существуют и бурно развиваются внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 4
1.1. Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формирования и использования 4
1.2. Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской Федерации в процессе рыночной трансформации 6
1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации 9
1.4. Фонды обязательного медицинского страхования 15
1.5. Фонд социального страхования 17
Глава 2. Статистический анализ формирования средств государственных внебюджетных социальных фондов 21
2.1. Динамика формирования средств внебюджетных фондов 21
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ формирования средств внебюджетных фондов 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложения 32

Работа содержит 1 файл

курсовая Д.doc

— 464.50 Кб (Скачать)
    1. Пенсионный  фонд Российской Федерации

     Пенсионный  фонд РФ является крупнейшим фондом, формируемый в составе государственных внебюджетных фондов. Пенсионная система обеспечивает конституционное право граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, потери кормильца для воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством страны.

     В 1991 году Верховный Совет РФ утвердил Положение о Пенсионном фонде  РФ. Это положение является основной правовой базой функционирования фонда: закрепляет его правовой статус, цели создания, источники доходов, направления  расходования средств, организацию руководства деятельностью.

     ПФР является юридическим лицом, которое  осуществляет деятельность в соответствии с законодательством.

     На  ПФР возложены следующие задачи:

  1. целевой сбор, аккумуляция страховых взносов;  финансирование расходов, относящихся к предметам ведения фонда;
  2. организация работы по взысканию с граждан и работодателей, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, для выплат пенсий по инвалидности вследствие профессионального заболевания, трудового увечья или по случаю потери кормильца;
  3. капитализация средств ПФР, привлечение добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  4. организация, ведение индивидуального (персонифицированного) учета  застрахованных лиц;
  5. межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда, участие в разработке и реализации международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  6. изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в фонд страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
  7. проведение научно-исследовательских работ в области пенсионного страхования;
  8. проведение разъяснительной работы среди физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Также Пенсионный фонд РФ может принимать  участие в финансировании программ социальной защиты нетрудоспособных и  пожилых людей.

Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением фонда и исполнительной дирекцией, представляющей собой исполнительный орган. В состав правления входят председатель, первый заместитель, другие заместители председателя и исполнительный директор, а также управляющие отделениями фонда.

     Правление фонда выполняет следующие задачи:

  1. несет ответственность за выполнение функций, которые относятся к компетенции фонда;
  2. определяет текущие и перспективные задачи;
  3. утверждает сметы расходов, бюджет фонда;
  4. назначает и освобождает от должности исполнительного директора, его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей отделений;
  5. утверждает положения об исполнительной органе фонда, региональных органах фонда и ревизионной комиссии;
  6. издает нормативные акты в пределах своей компетенции по вопросам, касающимся деятельности ПФР.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за деятельностью исполнительной дирекции фонда.

     Бюджетом  Пенсионного фонда РФ называют форму  образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного  страхования в РФ. ПФР осуществляет расходование средств по следующим  направлениям:

  1. выплата в соответствии законодательством РФ, международными договорами и соглашениями государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы страны;
  2. выплата социальных пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;
  3. оказание материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам;
  4. материально-техническое и финансовое обеспечение текущей деятельности фонда, а также его органов;
  5. иные мероприятия, касающиеся деятельности фонда.

Формирование  доходов ПФР происходит за счет страховых  взносов:

  1. работодателей;
  2. индивидуальных предпринимателей, в том числе фермеров и адвокатов;
  3. иных категорий работающих граждан.

 Также в доходы фонда включаются:

  1. ассигнования из республиканских бюджетов РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, пособий на детей  старше полутора лет, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на индексацию вышеперечисленных пенсий и пособий, на предоставление льгот, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  2. средства, возмещаемых с работодателей и граждан вследствие предъявления регрессных требований;
  3. доходы от капитализации средств фонда и других поступлений, а также добровольные взносы (в их числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

     Принятие  федеральных законов «О государственном  пенсионном обеспечении» и «О трудовых пенсиях» имело важное значение для  упорядочения процесса пенсионного  обеспечения в РФ в целях определения:

  • видов пенсий, предусмотренных для различных категорий граждан;
  • составных частей пенсий;
  • условий возникновения прав на пенсию.

     Пенсии  можно классифицировать в соответствии с законами, на основании которых  они назначаются:

  1. законом «О трудовых пенсиях в РФ»;
  2. законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

     Под понятием «трудовая пенсия» понимают ежемесячную денежную выплату на компенсацию гражданам заработной платы или иного дохода, получаемыми  застрахованными лицами перед установлением  им трудовой пенсии, либо нетрудоспособным членам семьи, потерявших кормильцев.

Право на получение трудовой пенсии имеют  граждане РФ, застрахованные в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а также  нетрудоспособные члены семей умерших  кормильцев при соблюдении определенных условий.

     Закон устанавливает следующие виды трудовых пенсий:

  1. по старости;
  2. по инвалидности;
  3. по случаю потери кормильца.

     Также устанавливаются составные части  трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по старости могут состоять из следующих частей:

  • базовой;
  • страховой;
  • накопительной.

Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца  состоит из двух частей:

  • базовой;
  • страховой.

     Право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие, федеральные государственные служащие, участники ВОВ, нетрудоспособные граждане, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

     Под обязательном пенсионном страхованием понимается система правовых, экономических и организационных мер, созданных государством и осуществляемых в целях компенсации гражданам заработка (вознаграждений в пользу застрахованного лица, иных выплат), получаемого ими до момента установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, застрахованные лица, страховщики и федеральные органы государственной власти.

     Страхователи  – лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), которые производят выплаты физическим лицам.

Страховщиками является ПФР. ПФР – государственное  учреждение, его территориальные  органы,  вместе составляющие централизованную систему управления средствами обязательного  пенсионного страхования в РФ. В ней нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Следует отметить, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами.

     Застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К ним также относятся граждане РФ, лица, временно или постоянно проживающие на территории России,  лица без гражданства и иностранные граждане:

  • работающие по трудовому, авторскому, лицензионному договору или по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ либо оказание услуг;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (частные детективы, индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты и с нотариусы);
  • являющиеся членами фермерских (крестьянских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов;
  • являющиеся членами семейных, родовых общин малочисленных северных народов, занятыми в традиционных отраслях хозяйствования.

     Под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет ПФР, их персональным волевым назначением является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В связи с отменой ЕСН страховые взносы начисляются с начала этого года в каждый из фондов отдельно. Тем не менее, объект обложения страховыми взносами в целом аналогичен объекту налогообложения ЕСН: это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера. При этом выплаты включаются в базу для расчета страховых взносов, независимо от того, отнесены ли эти выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

    1. Фонды обязательного медицинского страхования

     Эти фонды созданы в 1991 году в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР», в котором были определены правовые, организационные и экономические основы медицинского страхования населения. Закон был направлен на усиление заинтересованности, ответственности населения и государства, организаций, предприятий, учреждений в охране здоровья граждан в новых для нашей страны условиях рыночной экономики и обеспечение конституционного права граждан на медицинскую помощь. Таким образом, этим Законом в стране было введено медицинское страхование, цель которого гарантировать при возникновении страхового случая получение медицинской помощи пострадавшим гражданам за счет накопленных в фондах медицинского страхования средств, а также финансировать профилактические мероприятия.

     Медицинское страхование в нашей стране осуществляется в двух видах:  добровольном и  обязательном (ОМС).

     Добровольное  медицинское страхование заключается в обеспечении получения гражданами добровольных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования и их осуществлении на основе программ добровольного медицинского страхования. ОМС в РФ является всеобщим для граждан страны и осуществляется в соответствии с различными программами медицинского страхования, гарантирующие условия и объем оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

     Фонды медицинского страхования предназначены  для финансирования медицинской помощи и иных услуг страховыми организациями согласно договорам ОМС. Такие фонды функционируют на двух уровнях: федеральном и территориальном.

Страховые организации  -  юридические лица, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами любых форм собственности  и обладают необходимым уставным фондом. Такие организации обладают рядом прав:

  • выбирать медучреждения для оказания услуг и медицинской помощи в соответствии  с договорами медицинского страхования;
  • устанавливать тарифы на данные услуги;
  • определять размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
  • осуществлять контроль за объемом, сроками и качеством медицинской помощи в соответствии с условиями, определенными в договорах,
  • отстаивать интересы застрахованных лиц.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды