Государственные регулирования рынка: ценовое и количественное

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Роль государственного регулирования рынка в современной экономике
I.1 Ценовые методы государственного регулирования рынка……….3
I.2 Количественные способы государственного регулирования
рынка……………………………………………………………………10
Глава II. Анализ способов государственного регулирования автомобилестроительной отрасли в России
II.1 Тарифное регулирование импорта автомобилей в России…......14
II.2 Перспективы развития автомобильного рынка России…………19
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………... 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

                                                                                                            Верхний

                                                                                     Дефицит            предел ц.  

     0                                                                      0                 

                       Q0                           Q                                     QS                          QD                

Рис. 3. Установление верхнего предела цены на рынке. 

     График (б) на рис. 3 иллюстрирует другой, более интересный вариант,

когда правительство определяет верхний предел цены выше установленной государством. В таком случае цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препятствующий её росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При этой цене объем спроса превышает объем предложения. Возникает дефицит, некоторые потребители, желающие приобрести товар, при существующей цене не смогут это сделать. Поскольку установление верхнего предела цены привело к появлению дефицита, формируется механизм естественного рационирования распределения продукта – длинные очереди.

     Рассмотрим  влияние другого вида контроля над  ценами. Предположим, что правительство поддалось уговорам Национальной организации производителей  и приняло решение об установлении нижнего предела цены. Определение ценового пола, как и ценового потолка, есть попытка поддержать рыночные цены на неравновесном уровне. Если верхний предел цены  - официальный максимум цены, то нижний предел – её официальный минимум. 

    а) несвязанный нижний педел                б) связанный нижний предел цены

       цены

     Р                                                                            P

             D                         S                                           D     Избыток            S   Нижний

                                                                                                        предел цены

       P0                                                     Нижний предел         P0

                                         цены 

       0                                                                            0

                     Q                  Q                                    QD                      Qs            Q

     Рис. 4. Рынок при нижней границе цены. 

     Когда правительство устанавливает нижний предел цены на товар, возможны два  результата. Когда равновесная цена находится ниже ценового пола,  нижний предел цены несвязан и рыночные силы естественно движут экономику к равновесию, представлено на графике (а) рис.4. Нижний предел

цены  в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.

     График (б) рис. 4 иллюстрирует последствия установления нижнего предела цены. Ценовой пол превращается в рыночный ограничитель. Силы спроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается на нижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем предложения товаров превышает объем спроса. Производители, желающие продать товар, не имеют возможности реализовать его при текущей цене. Таким образом, следствием установления нижнего предела цены является избыток предлагаемой продукции.

     Подведя итог по первой главе можно сделать вывод о том что: введение разных видов налогов вызывает сокращение равновесного объёма рынка, повышение цены, фактически уплаченной покупателями, и понижение цены, фактически полученной продавцами. Введение государством дотаций или субсидий приводит к увеличению объем продаж, при этом снижается цена для покупателей и повышается цена фактически получаемая производителями. Вследствие установления правительством фиксированных цен мы имеем право сделать вывод о том, что установление ценового потолка становится следствием возникновения дефицита. Поставщикам приходится рационально распределять ограниченное количество товара среди большого числа потенциальных покупателей. В случае установления правительством нижнего предела возникает избыток товара. Некоторые поставщики не имеют возможности реализовать произведенную продукцию.  
 
 
 
 

I.2 Количественные методы государственного регулирования

       рынка 

     Государственное регулирование экономической деятельности осуществляется разными методами, определенными  законодательством. Эти методы можно  классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы.

     Существует  много способов государственного регулирования рынка. Рассмотрим некоторые из них.

     Методами  нетарифного регулирования являются: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и импорт товаров отдельных видов; установление запретов и ограничений экспорта и импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством товаров.

     Как уже указывалось, таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем установления и применения экспортных и импортных таможенных пошлин.4 Таможенные пошлины являются одним из видов

неналоговых платежей. Рассматривая случай, когда страна становится импортером , экономисты сравнивают уровень благосостояния своей страны до и после введения тарифа.

     На  рисунке 5 представлено влияние таможенного тарифа страны ставшей импортером. В условиях свободной торговли внутренние цены равны мировой. Введение таможенного тарифа приводит к повышению цены импортируемого товара выше уровня мировой на величину налога. Внутренние поставщики, конкурирующие с иностранными производителями, получают возможность получать продукцию по мировой цене плюс сумма тарифа.

                     P

                              D                                           S 

                                A

        Цена при                                         В

введении тарифа      С             D              E               F         Тариф   

                          G                                                            Мировая цена

                    

                     0        Q’S      Q”S                            Q”D           Q’D           Q

Рис.5. Влияние таможенного тарифа. 

Таким образом, цена – как импортируемой, так и отечественной продукции  – увеличивается на сумму тарифа и, следовательно, становится ближе к рыночной цене в отсутствии международной торговли.  Неудивительно, что тариф приводит к безвозвратным потерям, так как таможенный тариф – одна из разновидностей налога. Площадь фигуры D – безвозвратные потери в результате перепроизводства, а площадь F – безвозвратные потери как итог её недопотребления. Сумма площадей этих треугольников есть величина общих безвозвратных потерь. Можно сделать вывод о том что введение тарифа ведет к повышению цены товаров, при этом объем внутреннего спроса уменьшается, объем внутреннего предложения увеличивается. Таким образом, введение тарифа приводит к сокращению объема импортируемой продукции и «сдвигает» отечественный рынок ближе к состоянию равновесия в отсутствие торговли.

     Не  облагаются ввозными таможенными пошлинами  ввозимые на территорию страны товары, происходящие из государств, с которыми заключены договоры о свободной торговле.

     Кроме того, тарифные льготы могут предоставляться  в виде возврата ранее уплаченной пошлины или освобождения от пошлины. Так, товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами .

     Помимо  этого запреты и ограничения экспорта и импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности могут вводиться исходя из национальных интересов федеральными законами и международными договорами.

     Количественные  ограничения экспорта и импорта также осуществляются через квотирование и лицензирование.

     Рассмотрим  пример влияния импортной квоты. Импортная квота – это количественное ограничение ввоза в страну некоего товара. 

                      P        D                      S             S1

                              A                       Квота

                                                  В                  

                             С      D      E”     E’  F               Мировая цена

                         G             Импорт при

                                          введ. квоты

                        0    Q’S    Q”S                      Q”D        Q’D            Q

     Рис.6. Влияние импортной квоты. 

     На  рисунке 6 показано влияние импортной квоты. Импортная квота не позволяет приобрести необходимое количество товара внутренним потребителям. Пока цена товаров на внутреннем рынке выше мировой, владельцы лицензий импортируют столько, сколько им разрешено, а общее предложение стали в стране равно внутреннему выпуску плюс общий размер квоты. То есть кривая предложения товаров по цене выше мировой сдвигается вправо точно на размер квоты. (Положение кривой предложения по цене ниже мировой цены не изменяется, потому что в этом случае импорт для владельцев лицензий не имеет смысла.) Можно сделать вывод что установление квоты приводит к тому, что цена товара поднимается выше мировой цены. Объем внутреннего спроса сокращается, а объем внутреннего предложения увеличивается. Введение импортной квоты приводит к уменьшению импорта.

     Лицензирование представляет собой выдачу компетентным государственным органом разрешения на ввоз или вывоз какого-либо товара, т. е на оборот товара. Лицензирование может применяться и наряду с квотированием, и в качестве самостоятельной меры. Следует иметь в виду, что при регулировании внешнеэкономической деятельности лицензируется не сама деятельность, а оборот товара.

     Представим, что правительство приняло решение  о распределении ограниченного  количества импортных лицензий. Каждая лицензия наделяет ее владельца правом импортировать определенное количество товара из за границы. Экономисты пытаются сравнить уровень общего благосостояния в условиях свободной торговли и при введении импортной квоты.

     Лицензии  могут быть разовыми и генеральными. При этом генеральная лицензия выдается на конкретный вид товара с указанием  его количества и качества, но без определения конкретного покупателя или продавца. Разовая лицензия действует в течение одного года и распространяется на совершение экспортных или импортных операций по одному контракту с одним видом товара.

Информация о работе Государственные регулирования рынка: ценовое и количественное