Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:50, курсовая работа
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Роль государственного регулирования рынка в современной экономике
I.1 Ценовые методы государственного регулирования рынка……….3
I.2 Количественные способы государственного регулирования
рынка……………………………………………………………………10
Глава II. Анализ способов государственного регулирования автомобилестроительной отрасли в России
II.1 Тарифное регулирование импорта автомобилей в России…......14
II.2 Перспективы развития автомобильного рынка России…………19
Заключение…………………………………………………………………....24
Список литературы…………………………………………………………... 26
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Роль государственного регулирования рынка в современной экономике
I.1 Ценовые методы государственного регулирования рынка……….3
I.2 Количественные способы государственного регулирования
рынка…………………………………………………………………
Глава II. Анализ способов государственного регулирования автомобилестроительной отрасли в России
II.1 Тарифное регулирование импорта автомобилей в России…......14
II.2 Перспективы развития автомобильного рынка России…………19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Государственное
регулирование экономики в
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Проблема государственного регулирования экономической деятельности актуальна и в настоящее время. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот) или путём использования финансовых инструментов (налогов и дотаций). Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет страны, где бы ни осуществлялась та или иная форма вмешательства государства.
Регулирование рынка - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. Хорошо продуманная и правильно организованная политика - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Государственное регулирование рынка является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого определяются международными законами и государственной политикой стран.
Цель работы состоит в изучении методов ценового и количественного регулирования деятельности рынка.
Задачи работы:
- Изучить ценовые методы государственного регулирования рынка;
- Проанализировать количественные способы государственного регулирования рынка;
-
Рассмотреть перспективы развития и способы
поддержки отечественного автомобилестроения.
Глава I. РОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
I.1 Ценовые
методы государственного
регулирования рынка
Одним из главных объектов государственного регулирования являются - цены. Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков, но и в связи с необходимостью решения экономических задач. Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет страны, где бы ни осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот) или путём использования финансовых инструментов (налогов и дотаций).
Наиболее распространенными вариантами государственного вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и субсидий.
Рассмотрим
оба направления
Одной из форм действия государства, влияющего на цену равновесия, можно считать налоги.1 Данная форма является традиционным орудием
государственного вмешательства и, как уже отмечалось, не нарушает условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктует цены
и физические объемы сделок. Тем не менее налоги включаются в цену
продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными.
Именно
такого влияние косвенных (потоварных)
налогов, к которым относятся, в частности,
налог на добавленную стоимость (НДС),
таможенные пошлины и акцизы на некоторые
виды товаров (на бензин, табак, алкогольную
продукцию и др.). Механизм уплаты этих
налогов предполагает, что покупатель
платит за товар цену с надбавкой в виде
косвенного налога, а продавец перечисляет
сумму, равную величине налога, в бюджет
государства.
P_ D S1
P1 Покупатель T
P0
PS Продавец А
Q1 Q0 Q
Рис. 1.
Распределение налогового бремени.
В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 1).
Продавец вынужден будет запрашивать за любое количество цену большую прежней на величину налога. График на рис. 1 отражает эту ситуацию сдвигом кривой предложения вверх на величину Т. При взаимодействии этой кривой со спросом установится точка равновесия О1, которой будет соответствовать новое, уменьшенное равновесное количество Q1 и новая,
повышенная равновесная цена (Р1).
Это значит, что покупателю придется платить больше, чем до введения налога. Но не выигрывает и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придется отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только РS, что явно меньше Р0.
Сумма
налоговых поступлений
Своего рода антипод от налогов являются государственные субсидии, или дотации, т. е. доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Скажем, оно может поддержать, таким образом, убыточную шахту, чтобы не допустить её закрытия. Или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными. Или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники. Соответствующая ситуация изображена на рис. 2.2
P
PS B
O H S1
P0
Рис.2. Последствия введения субсидии.
Субсидия (Н) вызывает понижение кривой предложения из положения S в положение S1. Тем самым возникает новая точка равновесия О1 и соответствующие ей равновесная цена Р1 и равновесный объём Q1. Очевидно, что сумма затрат государства на субсидии есть площадь прямоугольника P1O1BPS.
Обратим внимание на то, что из всей суммы субсидии величина, соответствующая заштрихованному треугольнику ОО1В, не досталось ни производителю, ни потребителю. Фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить – часть суммы дотации пропадает зря.
Помимо использования налогов, субсидий и дотаций, государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.3
Установление государством фиксированных цен может рассматриваться двумя способами :
а) когда государство устанавливает официальный максимальный предел цены, который называется «потолком» (верхним пределом) цены;
б) когда государство устанавливает официальный минимальный предел цены, который называется «полом» (нижним пределом) цены.
Как известно покупатели любого товара всегда хотели бы платить меньшую сумму, а продавцы – получать большую, интересы двух групп противоречат друг другу. Если потребителям удастся заставить правительство установить официальный максимальный предел цены, по которой можно будет продавать товар, он называется «потолком» (верхним пределом) цены. Если успеха добьются производители, государство установит официальный минимальный предел цены, который называется «полом» (нижним пределом) цены.
Если
правительство, подталкиваемое жалобами
потребителей, устанавливает потолок
цены, её воздействие на рынок зависит
от соотношения рыночной и предписанной
государством цены. В том случае, когда
правительство устанавливает верхний
предел цены выше цены, уравновешивающей
спрос и предложение, на рынке возникает
ситуация, представленная на графике (а)
рис. 3. в таком случае предельная цена
называется несвязанной . Рыночные силы
естественно движут экономику к равновесию,
а установленный потолок не оказывает
в этом случае существенного влияния.
а) Несвязанный верхний предел б) Связанный верхний предел
цены
P D S P D S
P0
Информация о работе Государственные регулирования рынка: ценовое и количественное