Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение механизма функционирования рынка государственных ценных бумаг.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность государственных ценных бумаг, виды государственных ценных бумаг;
- выделить виды государственных ценных бумаг;
- рассмотреть особенности функционирования государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды государственных ценных бумаг
1.1. Общее понятие государственных ценных бумаг
1.2. Виды государственных ценных бумаг
2. Особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг
2.1 Значение и роль государственных ценных бумаг
2.2 Современное состояние российского рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

жиляева курсовая.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Предприятия имеют право  приобретать, продавать, а также использовать ГКО в качестве средства обеспечения обязательств, т.е. залога. Никаких иных сделок, кроме заключения договоров купли-продажи и залога, владельцы ГКО совершать не вправе.

При приобретении инвестором ГКО право собственности у него возникает с момента внесения приходной записи по счету "Депо" приобретателя (ст. 29 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). ГКО приобретаются по цене ниже номинала (с дисконтом). При погашении ГКО владельцам перечисляется в безналичной форме номинальная стоимость на момент погашения. При этом владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при приобретении новых ГКО следующего выпуска. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (равно, как и ценой погашения) и ценой покупки.

В целях покрытия бюджетного дефицита на основании ст. 2 Закона о  государственном внутреннем долге  РФ государством в лице Минфина РФ выпускаются облигации федерального займа (далее - ОФЗ) сроком обращения  от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1 млн руб.

Порядок и условия  выпуска ОФЗ установлены Генеральными условиями выпуска и обращения  облигаций федеральных займов, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 15.05.95 N 458, в соответствии с которыми ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме в виде записей по счетам "Депо", удостоверяющих право собственности их владельцев на принадлежащие им ОФЗ. Владельцы ОФЗ не вправе требовать выдачи их на руки.

Владельцами ОФЗ могут  быть как юридические, так и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов. Доходом по ОФЗ является купонный доход в виде процента к номинальной стоимости ОФЗ, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов, утверждаемых Минфином РФ совместно с ЦБ РФ. Кроме указанных данных, отдельными условиями выпусков облигаций определяются также номинальная стоимость самих облигаций, периодичность выпусков, срок и объем каждого выпуска, тип облигаций, порядок и формы их погашения.

На сегодняшний день на территории РФ существуют несколько  видов ОФЗ, которые различаются  в зависимости от особенности  определения купонного дохода, а  именно: ОФЗ с постоянным купонным доходом и ОФЗ с переменным купоном. Правовой режим обращения ОФЗ с переменным купоном определяется Генеральными условиями, Условиями выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 13.06.95 N 52, а также Положением об обращении облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 09.06.95 N 02-123.

Как и любые ценные бумаги, ОФЗ участвуют в гражданском обороте, выступая в качестве не только предмета сделки, но и средства обеспечения выполнения договорных обязательств, например в качестве залога. Следует обратить внимание на то, что при совершении сделок стоимость ОФЗ складывается из текущей стоимости самой облигации и накопленного купонного дохода на день совершения сделки. [7, c. 30]

Облигации государственного сберегательного займа (далее - ОГСЗ), эмитируемые Минфином РФ, в отличие от ОФЗ выпускаются в документарной форме на предъявителя, закрепляя право их владельца на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода и номинальной стоимости облигации при ее погашении. Владельцами ОГСЗ могут быть как юридические и физические лица РФ, так и нерезиденты.

До 24 января 1997 г. порядок  и условия выпуска ОГСЗ регулировались Генеральными условиями выпуска  и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.08.95 N 812, в соответствии с которыми, а также по условиям отдельных выпусков ОГСЗ процентный доход начислялся ежеквартально к номинальной стоимости облигации (п. 4 Генеральных условий обращения ОГСЗ). Конкретный объем и сроки каждого выпуска ОГСЗ, порядок и форма выплаты доходов, условия погашения облигаций, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальная стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по ОГСЗ наравне с Генеральными условиями обращения ОГСЗ регулируются условиями отдельных выпусков ОГСЗ, утверждаемых Минфином РФ (п. 6 Генеральных условий обращения ОГСЗ).

В связи с увеличением  объемов выпуска ОГСЗ Правительством РФ было принято постановление от 18.12.96 N 1497 "О завершении в 1996 г. выпуск ОГСЗ РФ, предусмотренного Постановлением Правительством Российской Федерации N 812". Правительством РФ были утверждены новые Генеральные условия выпусков ОГСЗ, в соответствии с которыми, как и ранее, порядок выпуска, обращения и погашения ОГСЗ, а также выплаты процентных доходов по ним регулируется условиями отдельных выпусков ОГСЗ (Постановление Правительства РФ от 24.01.97 N 73). [6, c. 40]

Порядок размещения, обращения  и погашения облигаций государственных нерыночных займов (далее - ОГНЗ) регулируется Генеральными условиями выпуска и обращения государственных нерыночных займов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.96 N 316 (далее - Условия выпуска ОГНЗ), а также отдельными документами Минфина РФ, определяющими периодичность, сроки, условия и порядок выплаты доходов, а также ограничение круга потенциальных владельцев. ОГНЗ, эмитированные Минфином РФ, выпускаются в бездокументарной форме, номинальной стоимостью в 1 млн руб. Владельцами ОГНЗ могут быть только юридические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации, а также на получение основного долга в виде номинальной стоимости облигации, выплачиваемого при ее погашении.

Казначейские обязательства (далее - КО) выпускались Минфином РФ в соответствии с Основными условиями  выпуска казначейских обязательств, утвержденными Постановлением Правительства  РФ от 09.08.94 N 906.

Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка КО определялись Минфином РФ при выпуске каждой серии КО. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам "Депо" в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет "Депо" их владельцев.

По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока обращения.

Документом, подтверждающим право собственности владельца  на КО, являлась выписка со счета "Депо" в уполномоченном Минфином РФ депозитарии. В зависимости от этапов обращения КО определялись и возможности участия в гражданском обороте данных ценных бумаг. Так, в частности, на первом этапе обращения КО, т.е. при их размещении, держатель имел право с помощью КО погашать свою кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета кредиторов, использовать КО в качестве залога. После прохождения оговоренного в глобальном сертификате количества операций КО могли быть использованы также в качестве предмета договора купли-продажи или представлены к погашению.

На сегодняшний день Минфином РФ выпуск КО приостановлен. [9]

 

2. Особенности функционирования  рынка государственных ценных  бумаг

2.1 Значение и роль государственных  ценных бумаг

 

Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации, некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают имущественные отношения (чаще всего — отношения займа) между их владельцами и эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами. Государственные ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным правительством, органами власти, пользующимися государственной поддержкой.

Государственные ценные бумаги представляют собой совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., которые эмитируются центральным правительством, местными органами власти, организациями и учреждениями, находящимися в государственной собственности (либо под контролем государства) и привлекают временно свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования.

Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное  долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечении  определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную  стоимость облигаций. Она обозначена на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное  пользование. Эта сумма выплачивается  владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относится величина дохода, выплачиваемая по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигаций, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, степень доверия населения правительству. Реальная курсовая цена облигаций займов и их привлекательность для заимодателей могут быть выяснены только при свободном обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке.[8, c. 45]

Целями выпуска государственных  ценных бумаг являются: финансирование текущего бюджетного дефицита; погашение ранее выпушенных размещенных займов; обеспечение кассового исполнения государственного бюджета; обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение всего финансового года; финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти; финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.

Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребностью погашения  ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость может возникать  и при бездефицитности бюджета  за текущий год.

В рамках одного финансового года могут возникать короткие разрывы между поступлением государственных доходов и осуществлением расходов. Это может быть связано с тем, что основная масса поступлений в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговой отчетности. В это время бюджетные расходы осуществляются более или менее равномерно в течение всего бюджетного года. Для покрытия этого разрыва государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях кассового исполнения бюджета.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета.

В ряде стран краткосрочные государственные  ценные бумаги в разные периоды использовались в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие кредитные учреждения помещают в выпускаемые правительством фондовые инструменты часть своих ресурсов, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не омертвляются, а приносят доход.[7, c. 56]

Государственные ценные бумаги могут  выпускаться для финансирования программ, осуществляемых местными органами власти, а также для привлечения  средств во внебюджетные фонды. Государство  вправе выпускать не только свои собственные  ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые пользуются поддержкой государства. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг. Масштабы заимствования государством средств на фондовом рынке в разных странах с рыночной экономикой далеко неодинаковы.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных  ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств  с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.

Рынок государственных  ценных бумаг — неотъемлемая часть  хозяйственного механизма индустриально  развитых стран. Этот рынок призван  обеспечить надежную систему подачи денежной наличности в казну государства  и предоставлять возможность  корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

Рынок государственных  ценных бумаг можно разделить  на первичный и вторичный. Первичный  рынок призван обеспечить размещение различных видов государственных  ценных бумаг — казначейских векселей, облигаций, а также муниципальных облигаций — среди конечных держателей. Методами такого размещения могут быть, например, реализация государственных ценных бумаг непосредственно казначейством путем проведения еженедельных аукционов или распространения на началах подписки. [10, c. 50]

Первичное размещение государственных  ценных бумаг обычно осуществляется при посредничестве многих субъектов. Среди них главенствующее положение  занимают центральные банки, которые  организуют работу по распространению новых займов, привлекают новых инвесторов, а в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты государственных долговых обязательств.

Вторичный рынок государственных  ценных бумаг является в основном внебиржевым и складывается при  личных и телефонных контактах сторон, совершающих любые сделки на основании личных договоренностей. Прибегая к услугам специальных компьютерных сетей, стороны попадают в сферу электронного внебиржевого рынка, предлагающего широкий круг сервисных услуг. Наиболее развитые сети представляют собой по существу аналоги бирж. На вторичном рынке государственных ценных бумаг работают (напрямую или через посредников) практически все финансовые институты.

Информация о работе Государственные ценные бумаги