Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теоретического вопроса о существующих методах регулирования экспорта, а также рассмотрение и анализ внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование 4
1.1 Экономическое содержание понятия экспорт………………………...4
1.2 Ограничительные инструменты регулирования экспорта 7
1.3 Инструменты стимулирования экспорта 10
Глава 2. Экспортная политика Республики Беларусь 15
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 15
2.2 Основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь 19
2.3 Политика, направленная на развитие экспорта Республики
Беларусь 24
2.4 Проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

государственное стимулирование экспорта.docx

— 150.40 Кб (Скачать)

  Стимулы для руководителей предприятий, похоже, отрицательно влияют на

спрос на услуги сторонних организаций. Спрос  на деловые услуги может поступать  со стороны более крупных компаний, в которых в Беларуси государству  принадлежит либо полный, либо значительный пакет акций. Инертность руководства  предприятий, возникающая из-за отсутствия реального конкурентного давления на эти предприятия, и отложенная реструктуризация являются основными  факторами, стимулирующими выполнение деловых услуг своими силами. Фактор экономии затрат также важен, однако, он базируется на прямом сопоставлении денежного выражения, а не на понятии «соотношение цена-качество». При изменении структуры стимулов в целом и переходе от системы выполнения количественных целевых показателей к системе, основанной на эффективности и инновациях, повысился бы спрос на высококачественные специализированные деловые услуги [11, c. 23].

  Хотя  для решения вышеописанных проблем  требуется всеобъемлющая стратегия  реформ, ниже  приводится некоторый  возможный набор мер политики, нацеленных на устранение слабых и уязвимых мест:

  • повышение эффективности и гибкости государственных предприятий. Отмена избыточного регулирования, в том числе и целевых показателей производства и экспорта, и оставшегося контроля над ценами, заработной платой и занятостью;
  • ускорение приватизации в тех секторах, которые срочно нуждаются в совершенствовании технологий и представляют потенциальный интерес для иностранных инвесторов;
  • привлечение ПИИ, которые могут содействовать усложнению производимой в стране продукции и ее экспортной корзины; усиление передачи и адаптации навыков;
  • активизацию привлечения в нашу банковскую систему стратегических иностранных инвесторов (по состоянию на начало 2010 г. удельный вес иностранного капитала в суммарном объеме уставных фондов белорусских банков составил менее 20% при квоте, установленной Национальным банком Республики Беларусь, 50%);
  • прекращение субсидирования государственных предприятий, которые не содействуют структурной трансформации. В отношении всех остальных предприятий следует установить четкие график постепенной ликвидации субсидирования, а предоставление государственной поддержки должно зависеть от эффективности работы предприятий;
  • отмена определенных оставшихся препятствий для создания, закрытия и работы субъектов частного бизнеса. Производство новой продукции зачастую связано с новыми предприятиями;
  • поддержка развития сектора услуг, включая развитие деловых услуг. Это позволило бы предприятиям сосредоточить внимание на их основных видах деятельности и сделало бы их более привлекательными для ПИИ;
  • дальнейшая либерализация торговли и погружение отечественных производителей в среду международной конкуренции. Сокращение существующих нетарифных ограничений импорта и постепенный отказ от каких-либо ограничений, которые препятствуют конкуренции;
  • предоставление экспортерам необходимого и высококачественного спектра информационно-консультационных услуг по вопросам кредитования экспорта с государственной поддержкой;
  • обеспечение благоприятных условий для доступа белорусских экспортеров на внешние рынки (финансовая поддержка со стороны государства по организации презентаций, выставок, ярмарок, торговых домов, открытие торговых представительств, рекламная поддержка и т.д.);
  • ускорение вступления в ВТО. Это послужило бы катализатором для многих реформ во внутренней политике;
  • расширение правового «поля» и совершенствование законодательства, регламентирующего стимулирование экспорта, а также защита прав интеллектуальной собственности. Внесение изменений в действующее законодательство с тем, чтобы устранить недостатки, препятствующие инновациям;
  • проведение оценки научно-исследовательского потенциала. Прекращение расходования средств на научные исследования в тех сферах, где отсутствуют тесные связи с частным сектором, а также переориентация системы образования и профессиональной подготовки на потребности новых секторов. Это помогло бы устранить одно из важных препятствий для развития и роста новых секторов;
  • создание и работа Агентства инвестиций и экспорта. Данное агентство должно помогать всем экспортерам при развитии специального потенциала для содействия новым быстро растущим экспортерам высококачественной продукции [10, c. 35].

  В связи с существованием определенного  ряда проблем в развитии экспорта, правительству Беларуси следует сосредоточить усилия на изменении экономических стимулов и совершенствовании делового климата для всех субъектов хозяйствования ¾ как государственных, так и частных, как отечественных, так и иностранных, а не на предоставлении индивидуальных льгот, привилегий и преимуществ. В соответствии с динамическими изменениями в сравнительных преимуществах страны, необходимо, в первую очередь, ликвидировать характерные для отдельных секторов препятствия для роста конкурентоспособности и производительности (в соответствии с передовой мировой практикой), а в отношении всех секторов могут быть также реализованы определенные упорядоченные в зависимости от приоритетной значимости меры, которые были бы направлены на поддержку действующих и новых возможных экспортеров. Это позволило бы Беларуси воспользоваться выгодами от внешней торговли и специализации, повысить конкурентоспособность на основе действительных сравнительных преимуществ, тем самым, стимулируя рост производительности и, в конечном итоге, восстановив динамику устойчивого роста.

 

  

заключение

  В данной работе в теоретическом аспекте  были описаны основные инструменты  регулирования экспорта, последствия их применения государством. Были  представлены и проанализированы основные показатели внешнеэкономической деятельности  Республики Беларусь, выявлены основные приоритеты во внешней торговле. И в соответствии с поставленными задачами исследования были сделаны следующие выводы.

  Стимулирование  экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных  условиях, и это означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой, к которым относится и Республика Беларусь.

  Внешняя торговля Республики Беларусь обладает совокупностью отличительных особенностей. Одной из них является наличие  экспорториентированного производственного комплекса, основанного на перерабатывающих предприятиях, при отсутствии необходимой ресурсной базы.

  Эффективность функционирования белорусской экономики  во многом определяется степенью ее интегрированности  в мировую торговлю посредством  экспортных операций, поэтому основной приоритет во внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь – осуществление многовекторной экспортной политики, расширение рынков сбыта.  Основными торговыми партнерами остаются Россия и страны СНГ, так как спрос на белорусские товары здесь определяется, главным образом, их невысокой стоимостью, в то время как на рынках развитых стран важнейшим критерием конкурентоспособности выступает качество продукции. Тем не менее, Беларусь  активно участвует в налаживании новых внешнеэкономических связей и установлении международного сотрудничества. Важнейшими стратегическими партнерами являются страны ЕС, Венесуэла, Китай и др.

  Таким образом, Республика Беларусь проводит активную политику по наращиванию экспорта, основные положения которой отражены в Национальной программе развития экспорта на 2006-2010 гг.  Методами реализации этой программы является совершенствование механизмов государственной поддержки экспорта, совершенствования правового, инвестиционного, инновационного, маркетингового механизмов, развитие электронной торговли, включение интернет-технологий в механизмы реализации программы, совершенствование механизмов распределения и сервиса. Также в рамках  проведения  стимулирующей экспортной политики,  государственная помощь осуществляется в форме льготного налогообложения, кредитования и страхования экспортных кредитов, информационного обеспечения и создание развитой внешнеторговой инфраструктуры, помощи в проведении выставочной деятельности и т. д.

  Однако, несмотря на меры, принимаемые государством, существует ряд слабых и уязвимых мест в развитии белорусского экспорта. Государственный экспортный контроль не должен препятствовать проведению экспортных операций, напротив, необходимо использовать любые возможные методы поощрения: различные бонусы, премии и преференции для предприятий и организаций, успешно торгующих на мировых рынках товаров и услуг, а также устранять ненужные бюрократические препоны, стоящие на пути внешнеторговой деятельности.  
 
 

 

Список использованных источников

  1. Внешнеторговая  политика малой экономики в условиях либерализации международной торговой системы / Е. Л. Давыденко. – Минск: Белорусский  государственный университет, 2008. – 278 с.
  2. Государственная поддержка экспорта – проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь / Ж. В. Бобровская / Экономика и управление. - 2010. - №2. - С. 25-28.
  3. Колесов В. П., Кулаков М. В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 474 с. – (Учебник экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
  4. Концептуальные положения национальной программы развития экспорта Республики Беларусь на 2006-2010 гг. / Национальная академия наук Беларуси, Государственное научное учреждение «Институт экономики». – Минск: Право и Экономика, 2006. – 65 с.
  5. Международная экономика: учеб. пособие / Н. В. Черненко, Н. И. Суханов, А. Н. Леонович; под общ. ред. Н. В. Черненко. – Минск: РИВШ, 2009. – 162 с.
  6. Международный маркетинг: учеб. пособие / И. Л Акулич. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 544 с.
  7. Внешняя торговля Республики Беларусь:  статистический сборник // Национальный Статистический Комитет Республики Беларусь.  ¾ Минск. ¾ 2010. ¾ 386 с. 
  8. Платные услуги населению Республики Беларусь: статистический сборник // Национальный Статистический Комитет Республики Беларусь. ¾ Минск. ¾ 2010. ¾ 252 с.
  9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь/ Официальная статистика / Оперативные данные/ Внешняя торговля// Белстат [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.belstat.gov.by/ – Дата доступа: 18.10.2010.
  10. Организация Объединенных Наций. Всемирный банк. Беларусь. Показатели внешней торговли и конкурентоспособность: аналитические записки по вопросам экономической политики Беларуси: аналитическая записка №2: 25 июня 2010г. – 41 с. – (Документ Всемирного Банка: доклад № 54371 – BY).
  11.     Организация Объединенных Наций. Всемирный банк. Беларусь. Тенденции и проблемы в секторе услуг: аналитические записки по вопросам экономической политики Беларуси: аналитическая записка №3: 25 июня 2010г. – 32 с. – (Документ Всемирного Банка: доклад № 54371 – BY).
  12. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза // О Таможенном союзе [Электронный ресурс]. - 2010. ¾ Режим доступа: http://www.tsouz.ru/AboutETS/Pages/default.aspx/- Дата доступа: 18.10.2010.
  13. Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект / Стимулирование экспорта в Республике Беларусь в условиях мирового финансового кризиса [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/prvs/2010_3/tom3/954.pdf/ ¾ Дата доступа: 20.10.2010.
  14. Развитие торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и республикой Венесуэла /   Юрша А. В.// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. ¾ 2010. ¾ № 4. ¾ С. 39-48.
  15. Регулирование экспорта Республики Беларусь в условиях действия механизмов ВТО (Под науч. ред. чл. корр. НАН Беларуси, д. э. н., проф. Медведева В. Ф.) Серия «Мировая экономика» - Мн.: 2004. – 166 с.  
  16. Сбалансированность товарных потоков в системе экспортно-импортных отношений / Е. Ю. Соболевский  – Мн.: Право и экономика, 2005. – 137 с. - (Серия «Мировая экономика»).
  17. Стимулирование экспорта и экспортные барьеры: теоретические и практические аспекты / Л. М. Петровская, А. В. Данильченко. – Минск: Право и экономика, 2007. – 95 с. - (Серия «Мировая экономика»).
  18. Стимулирование экспорта как мера государственной политики / Валерий Шулековский // Б а н к а ў с к i  в е с н i к .¾ 2007. ¾ № 10. ¾ С. 32-35.
  19. Тезисы доклада Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь А.В.Кобякова ”Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь за 11 месяцев 2009 года“ на совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2009 г. [Электронный ресурс] ¾ 2010. ¾ Режим доступа: government.gov.by/public/shared/rus/20091217_report_kobjakov.pdf / Дата доступа: 18.10.2010.
  20.   Экономика. Энциклопедический словарь / В. Г. Гавриленко. – Минск: Право и экономика, 2009. – 716с. – ( Серия «Высшая школа бизнеса»).
  21. Экономические отношения Республики Беларусь и Итальянской  Республики /    Н. С. Соколова. Под науч. ред. В. Ф. Медведева; Институт экономики НАН Беларуси – Минск: Право и Экономика, 2010. – 217 с.
 

  
 

Информация о работе Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь