Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:04, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие теоретического вопроса о существующих методах регулирования экспорта, а также рассмотрение и анализ внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной политики Республики Беларусь.
Введение 3
Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование 4
1.1 Экономическое содержание понятия экспорт………………………...4
1.2 Ограничительные инструменты регулирования экспорта 7
1.3 Инструменты стимулирования экспорта 10
Глава 2. Экспортная политика Республики Беларусь 15
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 15
2.2 Основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь 19
2.3 Политика, направленная на развитие экспорта Республики
Беларусь 24
2.4 Проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Осуществляя прямой экспорт товаров и услуг, фирма создает для себя ряд преимуществ по сравнению с косвенным экспортом. К таким преимуществам относятся: возможность установления непосредственных контактов с потенциальными покупателями и потребителями экспортного товара; создание каналов распределения экспортного товара более низкого качества; возможность обеспечения более высокого уровня организации продаж и сервисного обслуживания; получение более полной информации о состоянии отдельного внешнего рынка, запросах и потребностях потребителей [6, c. 126].
Совместный экспорт имеет место тогда, когда два или несколько товаропроизводителей объединяются для организации продажи своих товаров на зарубежных рынках. Свою работу такие товаропроизводители строят в соответствии с совместно выработанным механизмом осуществления предпринимательской деятельности. Несмотря на то что все из них являются юридически и экономически независимыми предприятиями, каждый из них может в процессе совместной деятельности ограничить такую самостоятельность, если это необходимо для достижения сформулированных целей кооперации [6, c. 127].
Внешнеэкономическая
деятельность во многом определяет состояние
и развитие экономики, рост ВВП, обеспечение
роста качества и конкурентоспособности
производимой продукции. И в современном
обществе ни для кого не является секретом,
что основу экономического и социального
благополучия государства наряду с другими
компонентами составляет экспорт. Формула
проста: чем больше и выгоднее страна продает,
тем богаче становится. Доходы государства
и общества в целом напрямую зависят от
сальдо платёжного баланса. Государство
осуществляет регулирование платежного
баланса путем воздействия на экспорт
и импорт. Внешнеторговое стимулирование
приобретает дополнительное значение
как один из путей интеграции национальной
экономики в международную, создающий
условия для участия в конкуренции на
мировых рынках. Таким образом, в процессе
развития мирохозяйственных связей выработались
определенные инструменты внешнеторговой
политики, используемые во всех государствах
мира. Существуют методы регулирования
экспорта как стимулирующего, так и ограничительного
характера.
К ограничительным методам регулирования экспорта относятся экспортная квота, лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта, ограничение возможностей транспортировки, торговое эмбарго, установление объемов обязательной продажи товаров на внутреннем рынке как условие получения разрешения на вывоз; резервирование в банках средств, эквивалентных части будущей экспортной выручки; установление акцизов и другие способы.
Тарифная квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по заниженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.
Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), правительством страны для:
Распространенным способом установления ограничений внешнеторговых поставок является лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Оно может выступать составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара - в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием.
В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного стимулирования национальных производителей и экспортеров.
Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих экспорт или импорт, и запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование как мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством применяется на определенные периоды времени по конкретным товарам (работам, услугам), включенным в перечень продукции общегосударственного назначения, а также по отдельным странам и группам стран в тех случаях, когда этого требует состояние платежных отношений или иные экономические и политические условия. Экспортной лицензией должно быть подтверждено право на вывоз квотируемого товара; кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий военного и двойного (мирного и военного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.
Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов [15, c. 12].
Количественное ограничение экспорта может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта — количественное ограничение экcпорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Оно может навязываться путем, например, убеждения или угрозы применения санкций; такая форма урегулирования лишь внешне представляется добровольной. Политика добровольного ограничения экспорта достаточно распространена. Известны случаи ограничения ввоза японских автомобилей в США (примерно 1,8 млн автомобилей в год) или во Францию (3% рынка). Ряд стран берет на себя обязательства по ограничению поставок в ЕС определенных видов продукции; например, автомобилей, некоторых станков, грузоподъемников, шарикоподшипников, телевизоров, кинескопов, видеомагнитофонов, микроволновых печей из Японии, сыра из Австралии, Новой Зеландии, Канады. Существуют соглашения России с ЕС о добровольном ограничении нами экспорта некоторых видов черных и цветных металлов, химической продукции, текстильных изделий [15, c. 13].
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго, как правило, по политическим мотивам. Санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный xaрактер, например, когда они вводятся по решению ООН.
Распространенной формой административных мер контроля внешней торговли являются декларации, визы, разрешения.
В число технических барьеров входят требования о соблюдении национальных стандартов, получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм и др.
В последние годы многие страны стали уделять повышенное внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате появились новые нетарифные ограничения. Так, начинают применяться обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает ycиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Обязательство об обратной приемке приводит к повышению издержек экспортирующей стороны, связанных с обратной отгрузкой упаковочных или отработанных материалов, и снижению конкурентоспособности импортных товаров. Данные обязательства могут затрагивать конкурентоспособность конкретных материалов, которые являются экологически благоприятными, однако с трудом поддаются рециркуляции в стране-импортере, так как не находят там широкого применения [15, c. 17].
Система стимулов экспортной деятельности предприятий применяется практически во всех странах в зависимости от характера и структуры экспорта. В экономической теории стимулирование экспорта — это поощрение деятельности национальных предприятий-экспортеров. К основным средствам стимулирования экспорта относятся:
—
государственное
— льготное кредитование и страхование экспорта;
— демпинг;
— валютная политика;
— регулирование ввоза и вывоза капитала;
— налоговые льготы экспортерам, транспортное обеспечение;
— информирование и консультирование руководства предприятий;
—
дипломатическая поддержка
— государственная политика развития экспортной базы;
— подготовка кадров для внешней торговли;
— предоставление грантов;
— помощь в решении инфраструктурных вопросов;
— стимулирование прямых иностранных инвестиций.
Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Различают несколько видов субсидий: прямые и косвенные.
Прямые субсидии непосредственно выплачиваются государством его экспортерам в различных формах: выплата надбавок (премий) за экспорт, возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше), финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.).
Косвенные субсидии предоставляются посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.
Информация о работе Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь