Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теоретического вопроса о существующих методах регулирования экспорта, а также рассмотрение и анализ внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование 4
1.1 Экономическое содержание понятия экспорт………………………...4
1.2 Ограничительные инструменты регулирования экспорта 7
1.3 Инструменты стимулирования экспорта 10
Глава 2. Экспортная политика Республики Беларусь 15
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 15
2.2 Основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь 19
2.3 Политика, направленная на развитие экспорта Республики
Беларусь 24
2.4 Проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

государственное стимулирование экспорта.docx

— 150.40 Кб (Скачать)

  В структуре экспорта белорусских товаров также значительный удельный вес занимают такой вид товаров, как недрагоценные металлы и изделия из них. Так, доля недрагоценных металлов в торговле с Италией составила в 2008 год 44,7%, в торговле с Францией - 20%, а в торговле с Германией - 21%.

  Невысокой остается доля в белорусском экспорте химической продукции (в 2008 году в экспорте в Германию и Францию она составляла около 10%, в Италию - 2,9%, в остальные страны - менее 1%), пластмасс и резины (максимальная доля в 1,5% сложилась в торговле с Германией), а также продовольствия (не более 2%).

  Доля  готовой продукции, а также товаров  с высокой степенью обработки  в структуре белорусского экспорта в рассматриваемые европейские  страны является очень низкой. Так, в 2008 году доля машин и оборудования в поставках белорусских товаров  составила 12% только в торговле с  Францией, в торговле с оставшимися  странами удельный вес этих товаров не превышал 1,2% [21, c. 99-102] .      

    Подводя итог вышесказанному, можно  сделать вывод, что начиная  с 2005 года, товарооборот Беларуси  и Европейского союза складывается с положительным для Беларуси сальдо. По некоторым странам (например, Нидерланды, Великобритания) наблюдается значительное превышение белорусского экспорта над импортом. В белорусском экспорте, превалируют сырьевые ресурсы и товары с низкой степенью обработки (нефть, недрагоценные металлы и изделия из них). Доля готовой продукции является очень низкой. В условиях мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. наблюдается снижение цен на сырьевые ресурсы (нефть, недрагоценные металлы), что может значительно сократить как физический, так и стоимостной объем белорусского экспорта в Европейский Союз. Дальнейшее наращивание объемов экспорта в Европейский Союз и, в частности, наиболее развитые его страны, предполагает собой продвижение на рынок белорусских товаров средней и высокой наукоемкости, которые отличает высокая доля добавочной стоимости и цены на которые меньше подвержены влиянию мировой рыночной конъюнктуры.

  Венесуэла является важным стратегическим партнером  Республики Беларусь в Латинской Америке, поскольку сотрудничество с ней открывает новые возможности в области продвижения белорусских товаров на объемных латиноамериканских рынках, насчитывающих в совокупности более 500 млн чел.

  По  итогам 2009 г. объем торговли с этим государством составил только 1 % общего объема торговли Беларуси со странами вне СНГ, но торгово-экономические отношения между двумя странами интенсивно развиваются, особенно начиная с 2007 г. (таблица 2.3).  

  
Показетель 2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста 2009 г. к 2005 г., %
Товарооборот 15607,5 6026,4 43525,6 173272,4 230670,8 1477,9
Экспорт 15587,7 5977,7 42654,9 173125,7 230654,9 1479,7
Импорт 19,8 48,7 870,7 146,7 15,9 -19,7
Сальдо 15567,9 5929 41784,2 172979 230639 1481,5
 

  Таблица 2.3 ¾ Динамика внешней торговли товарами между Беларусью и Венесуэлой в 2005-2009 гг., тыс. долл. США

  Примечание ¾ Источник: [14, c.39]. 

  Несмотря  на влияние мирового экономического кризиса, прирост товарооборота  в 2009 г. составил 33,1% к уровню 2008 г. Всего  за анализируемый период он увеличился почти в 15 раз. Примечательно, что  рост взаимной торговли происходил исключительно за счет увеличения белорусского экспорта, в то время как и без того незначительный импорт венесуэльских товаров по итогам пяти лет сократился почти на 20%, его доля в совокупном товарообороте между странами в течение пяти лет не превышала 2%.

  Развитию  торговых отношений между Республикой  Беларусь и Республикой Венесуэла во многом способствуют крупные инвестиционные проекты.

  Ключевым  направлением сотрудничества является нефтегазовая сфера, включая как разведку, так и добычу углеводородного сырья. Венесуэла обладает огромными запасами нефти и нуждается в современных технологиях и наработках ее разведки и добычи, которыми обладает Республика Беларусь. Деятельность ПО «Белоруснефть» в Венесуэле началась в 2006 г. с работ по сертификации нефтяных запасов. В настоящее время это объединение и венесуэльская государственная нефтяная компания ИДВСА осуществляют сотрудничество по следующим направлениям: добыча и сертификация запасов нефти, сейсморазведка, поставка вибрационных источников сейсмических сигналов и нефтяной сервис.

  В штате Ансоатеги в декабре 2007 г. состоялось открытие совместного белорусско-венесуэльского СП по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана». В его капитале белорусской стороне принадлежит 40%, венесуэльской - 60%. В 2008 г. предприятию были выделены два дополнительных месторождения. По подсчетам экспертов, в перспективе это СП будет добывать около 7 млн т нефти.

  Совместное  белорусско-венесуэльское предприятие  по сейсморазведке АО «Сисмика БелоВенесолана», созданное в конце 2007 г., работает на блоке Боя- ко в бассейне реки Ориноко. Работы ведутся с использованием вибрационных агрегатов белорусского производства.

  Между ОАО «Белгазстрой» и «ПДВСА Газ Комуналь» заключен контракт по профессиональному консультированию при строительстве газовых сетей и внутренних линий в различных районах штата Баринас на сумму почти 2 млн долл. США на срок 18 месяцев.

  Вслед за реализованными проектами в сфере  нефтедобычи и сейсморазведки, а также газификации отечественными специалистами южноамериканского города Баринас, в Венесуэле в 2010-2012 гг. планируется открытие нескольких предприятий по сбору техники. Существует проект создания трех крупных совместных машиностроительных предприятий (по производству грузовых автомобилей, карьерных самосвалов, тракторов и оборудования к ним). Намечено построить четыре завода. Это филиалы МАЗа, МТЗ и БелАЗа, а также завод дорожно-строительной техники «Амкодор». Для реализации проекта БелАЗа создано совместное предприятие «Вен-БелАЗ Камионес СА» в форме акционерной компании с государственной формой собственности в г. Упата, штат Боливар. Суть этого проекта – создать в Венесуэле производственные мощности по выпуску карьерных самосвалов в объеме 100 ед. в год [14, c.46-47].

  Таким образом, товарооборот между странами с каждым годом увеличивается, оказывая положительное воздействие на состояние  белорусского платежного баланса.

  Беларусь  активно участвует в налаживании  внешнеэкономических связей и установлении международного сотрудничества. Используя благоприятную мировую рыночную конъюнктуру, сложившуюся в последние годы,  белорусским экспортерам удалось значительно нарастить стоимостные объемы поставок товаров как в целом в торговле с Европейским союзом, так и с отдельными его странами. Также сотрудничество Беларуси и Венесуэлы имеет огромный потенциал, открывая для нашей страны перспективы выхода на крупные латиноамериканские рынки для сбыта белорусской промышленной продукции.

  2.3   Политика, направленная на  развитие  экспорта Республики Беларусь

 

  Непреложным фактором развития национальной экономики  для большинства стран является интенсификация внешней торговли. В  условиях высочайшей конкуренции на мировых рынках развитие внешнеторгового  и, в частности, экспортного финансирования, как составляющей части политики стимулирования и продвижения отечественного экспорта на зарубежные рынки, ¾ задача государственной важности. Ведущие мировые державы, используя механизмы содействия внешней торговле, повышают эффективность своего экспортного потенциала и инновационных ресурсов, решают задачи развития внутреннего производства и технологий, создания новых рабочих мест и гарантирования работникам получения стабильной заработной платы. Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой внешнеторговое стимулирование приобретает дополнительное значение как один из путей интеграции национальной экономики в международную, создающий условия для участия в конкуренции на мировых рынках. Особенно актуальны вопросы стимулирования экспорта в современный кризисный период, когда, согласно прогнозам аналитиков Всемирного банка, впервые за 27 лет могут сократиться объемы мировой торговли. По оценкам Всемирной торговой организации (WTO) в 2009 году товарооборот сократится на 9%, что резко контрастирует с ростом на 2% в 2008 г.  и 6% повышением, зафиксированным в 2007.

  Согласно  Национальной программе развития экспорта на 2006-2010 гг. предусматривается обеспечение структурных изменений в экспорте промышленных товаров, направленных на: увеличение доли добавленной стоимости в стоимости экспортной продукции; рост доли инновационной и наукоемкой продукции в стоимости промышленного экспорта (в том числе за счет реализации экспортного потенциала организаций, не имеющих ведомственной подчиненности); сокращение материалоемкости и энергоемкости экспортируемых товаров и зависимости от импорта сырья и энергоносителей.

  В 2006-2010 гг. приоритетными позициями  экспорта промышленных товаров обладают следующие.

  В металлургии, машиностроении и металлообработке - металлопродукция, трактора, грузовые автомобили (включая карьерные самосвалы), части и принадлежности для автомобилей и тракторов (включая двигатели внутреннего сгорания, прицепы и полуприцепы), холодильники и морозильники, электротехнические изделия, телевизоры.

  Опережающими  темпами предусмотрено развивать  наукоемкое приборостроение, включая производство приборов для измерений электрических величин; для измерения состава и свойств веществ; дозиметрических и радиометрических приборов; оптико-электронных приборов; приборов для отдельных видов механических измерений.

  В топливной, химической и нефтехимической  промышленности - нефтепродукты, калийные удобрения, химические волокна и нити, шины и покрышки. Предусматривается опережающий рост товаров глубокой нефтепереработки, а также наукоемкой химической продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.

  В фармацевтической и микробиологической промышленности экспортными приоритетами являются лекарства, содержащие антибиотик или его производное, а также гликозиды, железы, антисыворотки, вакцины. Данные товары относятся к наукоемкому экспорту.

  В лесном комплексе, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности увеличится доля в экспорте товаров конечных стадий переработки с максимальной добавленной стоимостью: бумага, картон, древесно-волоконные и древесно- струженные плиты, готовые изделия из древесины (доска пола, обшивочная доска, срубы домов, клееный мебельный щит, фанера и пр.).

  В легкой промышленности товарная структура экспорта останется стабильной. Наиболее конкурентоспособным будет экспорт товаров швейной, текстильной и кожевенной отраслей. Важнейшими экспортными товарами останутся корсетные изделия, хлопчатобумажные и трикотажные ткани, кожевенный краст, ковры, трикотажные изделия [4, c. 15-16].

  Методами  реализации программы является совершенствование  механизмов государственной поддержки  экспорта, совершенствования правового, инвестиционного, инновационного, маркетингового механизмов, развитие электронной торговли, включение интернет-технологий в механизмы реализации программы, совершенствование механизмов распределения и сервиса.

  Совершенствование механизмов государственной поддержки  экспорта на макроуровне осуществляется с помощью таких мероприятий, как:

  • денежно-кредитная политика, обеспечивающая внутреннюю и внешнюю устойчивость национальной валюты;
  • привлекательная процентная политика по кредитам, стимулирующая инвестиционную активность в экспортном секторе;
  • концентрация инвестиционных средств на определенных инвестиционных проектах в период реализации программ развития экспорта;
  • страхование инвестиций, направляемых в экспортоориентированные инвестиционные проекты;
  • налоговая политика, стимулирующая экспортеров (корейский и китайский опыт налогообложения экспортеров при членстве в ВТО);
  • отраслевая политика, направленная на создание хозяйственных групп в составе крупных и малых предприятий, что обеспечит производственную гибкость;
  • антимонопольная политика, лояльная к отечественным экспортерам и созданию хозяйственных групп, ориентированных на конкуренцию на внешних рынках.

Информация о работе Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь