Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие теоретического вопроса о существующих методах регулирования экспорта, а также рассмотрение и анализ внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование 4
1.1 Экономическое содержание понятия экспорт………………………...4
1.2 Ограничительные инструменты регулирования экспорта 7
1.3 Инструменты стимулирования экспорта 10
Глава 2. Экспортная политика Республики Беларусь 15
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь 15
2.2 Основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь 19
2.3 Политика, направленная на развитие экспорта Республики
Беларусь 24
2.4 Проблемы и возможные пути их разрешения в развитии экспорта Республики Беларусь 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

государственное стимулирование экспорта.docx

— 150.40 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

  по  дисциплине:  Макроэкономика

  на  тему: «Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  

Содержание

  Введение 3

  Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование 4

      1.1  Экономическое содержание  понятия экспорт………………………...4

      1.2  Ограничительные инструменты регулирования экспорта 7

      1.3  Инструменты стимулирования экспорта 10

  Глава 2.  Экспортная политика  Республики Беларусь 15

      2.1  Внешнеэкономическая деятельность  Республики Беларусь 15

      2.2 Основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь 19

      2.3 Политика, направленная на  развитие  экспорта Республики  
    Беларусь
     24

      2.4  Проблемы и возможные пути их разрешения  в   развитии экспорта Республики  Беларусь 29

  Заключение 34

  Список использованных источников 36

 

  

Введение

 

  Внешняя торговля и ее интенсификация  традиционно относится к одному из основных факторов устойчивого экономического роста и развития национальной экономики. В условиях высочайшей конкуренции на мировых рынках развитие внешнеторгового и, в частности, экспортного финансирования, как составляющей части политики стимулирования и продвижения отечественного экспорта на зарубежные рынки,  ¾ задача государственной важности.

  Тема данной курсовой работы  ¾ государственное стимулирование экспорта Республики Беларусь. Актуальность этой работы связана с тем, что для   Республики Беларусь внешнеторговое стимулирование приобретает дополнительное значение как один из путей интеграции национальной экономики в международную, создающий условия для участия в конкуренции на мировых рынках. Особенно актуальны вопросы стимулирования экспорта в современный кризисный период, когда, согласно прогнозам аналитиков Всемирного банка, впервые за 27 лет могут сократиться объемы мировой торговли.   Вопросы укрепления экспортного потенциала Беларуси являются исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных нужд народного хозяйства существенно возросла. В настоящее время экспорт превратился в важную отрасль экономики, через которую реализуется часть валового внутреннего продукта страны.

  Целью данной работы является раскрытие теоретического вопроса о существующих методах регулирования экспорта, а также рассмотрение и анализ внешнеэкономической деятельности, в частности экспортной политики Республики Беларусь.  Названная цель предопределила и ряд более конкретных задач исследования:

  • описать ограничительные и стимулирующие инструментов регулирования экспорта;
  • представить и проанализировать основные показатели внешнеэкономической деятельности;
  • выявить основные приоритеты во внешней торговле Республики Беларусь;
  • охарактеризовать экспортную политику и результаты государственной поддержки экспорта в Республике Беларусь;
  • проанализировать существующие  проблемы и возможные пути их разрешения  в развитии экспорта Республики  Беларусь.

  Цель  и задачи исследования определили структуру  курсовой работы. Объем курсовой работы составляет 37 страниц, иллюстративно-справочный материал представлен 3 таблицами и 2 рисунками. Структура работы отражает ее внутреннюю логику и состоит из введения, 2-х глав, включающих 7 разделов, заключения, списка использованных источников. 

  Глава 1. Сущность экспорта и его регулирование

    1.   Экономическое содержание  понятия экспорт

  Мировой рынок товаров реализуется через  международную торговлю. Под международной (мировой) торговлей понимается совокупность внешней торговли всех стран мира.

  Внешняя торговля - это торговля какой-либо страны с другими странами мира. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятым странам и может быть представлен специфическим сектором экономики отдельного государства, связанным с реализацией части ВВП на мировом рынке.

  Международная торговля оказывает значительное влияние  на состояние и развитие национальной экономики и выполняет ряд  функций. Речь идет о функции восполнения недостающих элементов национального производства, благодаря которой набор потребляемых в стране товаров и услуг становится разнообразнее; о трансформационной функции, проявляющейся в способности внешних для национальной экономики факторов производства видоизменять структуру производимого ВВП; об эффектообразующей функции, означающей способность внешних факторов оказывать влияние на уровень доходов в стране. Так, эффект от участия страны может локализоваться в экспортирующих или импортирующих отраслях, проявляясь в снижении затрат на производство соответствующей продукции, либо может проявиться в эффекте масштаба сопряженных производств [5, с. 89].

  Структура международной торговли по группам стран в течение последних 2-3 десятилетий оставалась практически неизменной: развитые страны с рыночной экономикой сохраняли долю в мировом экспорте в пределах 70-76 %; развивающиеся страны - в интервале 20-24 %; доля стран с переходной экономикой (бывшие социалистические страны) не превышала 5-10 %.

  Международная торговля находит свое конкретное проявление в  двух своих основных формах: экспорте и импорте.

  Экспорт (от лат. exportare - вывозить) - процесс купли-продажи товаров, услуг или капитальных активов, продаваемых за рубеж.

  Существуют  следующие виды экспорта:

  • товары, которые производятся в данной стране, затем перевозятся за границу и там продаются за иностранную валюту, называются видимым экспортом;
  • услуги, которые предоставляются иностранцам, либо в данной стране (банковские, страховые услуги) за иностранную валюту, называются  невидимым экспортом;
  • капитал, который размещается за границей в форме портфельных инвестиций, прямых инвестиций в иностранные реальные активы и банковских депозитов, называется экспортом капитала.

    В экономическом энциклопедическом словаре также приводится несколько более узких определений понятия экспорта, а именно: вывоз  с таможенной территории РБ за границу с целью постоянного размещения за её пределами товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на основании возмездных гражданско-правовых сделок; вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране. К экспорту относят также перевозку товаров транзитом через другую страну и вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт) [20, c. 624].

    Экспорт важен по 2 основным причинам:

¾ вместе с импортом он формирует платёжный баланс страны, (страна должна экспортировать для того, чтобы финансировать, т. е. оплатить в иностранной валюте свой импорт);

¾ он является вливанием в кругооборот национального дохода, приводя к увеличению реального национального дохода и выпуска [20, c. 625].

  Для характеристики уровня и динамики внешней  торговли или иной страны используется ряд количественных показателей. Важнейшими из них являются: величина экспорта; величина   импорта; размеры внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта); сальдо торгового баланса, представляющего собой разницу между экспортом страны и ее импортом (если экспорт превышает импорт, то тогда образуется положительное сальдо торгового баланса, в противном случае имеет место отрицательное сальдо торгового баланса); экспортная квота; импортная квота; объем экспорта на душу населения.

  Различают стоимостный и физический объемы экспорта, импорта и внешнеторгового  оборота.

  Стоимостный объем выражается в текущих ценах с использованием текущих валютных курсов.

  Физический  объем выражается в неизменных ценах  базового года и позволяет определить реальную динамику, «очищенную» от инфляционного искажения.

  Указанные показатели рассчитываются странами в  национальной валюте и переводятся  в доллары США в целях международных  сопоставлений.

  Учет  экспортных поставок осуществляется в  ценах фоб (FOB - Free on Board), которые учитывают затраты продавца по доставке и погрузке товаров на борт судна или в железнодорожный вагон.

  Основным  показателем уровня и динамики международной  торговли в целом, как и в случае с внешнеторговой деятельностью  отдельной страны, является внешнеторговый оборот. Под внешнеторговым оборотом в мировом масштабе понимают сумму экспорта всех стран мира.

  Существуют  различные способы осуществления  экспортных поставок. Их конкретные формы  зависят от количества и типа посредников, каждый из которых может выполнять различные функции.

  В зависимости от использования фирмой посредников можно выделить достаточно много различных форм экспортных поставок. Однако наиболее часто рассматривают: непрямой (косвенный) экспорт; прямой экспорт; совместный экспорт.

  При непрямом (косвенном) экспорте фирма осуществляет продажу своих товаров на внешних рынках через независимые отечественные посреднические организации. Товаропроизводитель, как правило, напрямую экспортную деятельность не осуществляет. Этим занимается, например, брокер, экспортная или торговая фирма. Они самостоятельно реализуют товар на внешних рынках, без какого-либо участия производителя. Основным мотивом осуществления косвенного экспорта является улучшение результатов предпринимательской деятельности при наличии ограниченных ресурсов и минимальном объеме инвестиций. При этом фирма должна обладать опытом экспортной деятельности, а политический и экономический риск должен быть минимальным. Однако, осуществляя косвенный экспорт, фирма теряет непосредственный контакт с потенциальными покупателями и потребителями товара. И это не позволяет ей выявить отношение к товару, определить реальные потребности в нем, а также установить возможные изменения в запросах на товар в будущем[6, с.121-122].

  Товаропроизводитель осуществляет прямой экспорт, если он продает свои товары непосредственно импортеру или некоторому покупателю на зарубежном рынке. Осуществление прямого экспорта требует установления непосредственных контактов с зарубежными партнерами, проведения маркетинговых исследований, разработки и реализации стратегий международного маркетинга. При этом производство товаров и международный маркетинг осуществляется непосредственно товаропроизводителем. Продажа товаров конечным потребителям и их обслуживание могут осуществляться как непосредственно фирмой, так и могут быть переданы некоторой структуре на зарубежном рынке.

    Осуществляя прямой экспорт, фирма  увеличивает свои расходы на  сбытовую деятельность и повышает  степень риска в предпринимательской  деятельности. Однако при благоприятном  стечении обстоятельств прямой экспорт позволяет ей получать более высокие доходы.

Информация о работе Государственное стимулирование развития экспорта в Республике Беларусь