Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: l*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Глава 1. Государственное регулирование……………………………………..

1.1 Цели и принципы…………………………………………………………….

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность в РФ………………………….

2.1 Органы, регулирующие ВЭД в РФ…………………………………….

2.2 Организации, содействующие развитию ВЭД………………………....

2.3 Государственное программирование ВЭД……………………………..

Глава 3. Внешнеторговые сделки……………………………………………

3.1 Квотирование и лицензирование сделок…………………………………

3.2 Сертификация импортных товаров………………………………………

3.3 Регистрация экспортных товаров на вывоз стратегически важных сырьевых товаров…………………………………………………………………

3.4 Обязательная экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров…………………………………………………………

Заключение............................................................................................................

Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

региональная экономика готовая.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      • создание системы контроля количества, качества и цены экспортных

      товаров;

      • участие в разработке российской внешнеэкономической политики по основным товарным группам;

      • сотрудничество в продвижении российской продукции на зарубежные рынки.

      В целях выработки согласованных  позиций в сфере ВЭД, осуществления  согласованной внешнеэкономической  политики, повышения ее эффективности, улучшения отраслевой и региональной структуры внешнеторгового оборота создан Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров при МВЭС.

      К его важнейшим задачам относятся:

      • взаимодействие отраслевых объединений  производителей и экспортеров с  МВЭС;

      • разработка рекомендаций по совершенствованию экспортной политики;

      • координация ценовой политики российских участников ВЭД;

      • подготовка предложений по совершенствованию  таможенного режима;

      • участие в защите интересов российских экспортеров;

      • содействие экспортоориентированному производству;

      • участие в формировании системы  учета ВЭД;

      • участие в создании системы контроля качества, количества и цен экспортируемых товаров и др.

      Банк  внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.

      Экспортно-импортный  банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.

      Российский  банк реконструкции и развития финансирует  и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

      Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой — информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.  
 

 

Глава 3. Внешнеторговые сделки

3.1 Квотирование и лицензирование сделок 

      Выдача  лицензий на экспорт и импорт товаров  в России регламентируется «Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утвержденным 6 ноября 1992 г.

      Квота — максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении) поставок определенного товара в пределах оговоренного режима. Квоты можно классифицировать следующим образом:

      • общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) — определяются Министерством экономики;

      • естественные, связанные с ограниченностью  пропускных способностей нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функционирования определяется Постановлением Правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.».

      Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к нефтепроводам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;

      • исключительные квоты, вводимые Правительством в исключительных случаях, связанные  с обеспечением национальной безопасности России, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

      Лицензия — выдаваемое компетентными государственными органами разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций. Лицензии бывают двух видов:

      Генеральная — выдается на один календарный год, причем внешнеторговые операции осуществляются по одной или нескольким сделкам;

      Разовая — оформляется по каждой отдельной сделке.

      Лицензии  выдаются компетентными федеральными органами исполнительной

      власти, уполномоченными Правительством РФ:

      1. МВЭС лицензирует товары двойного применения: отдельные виды оборудования, сырья, материалов, технологий, которые могут быть использованы как для производства гражданской продукции, так и для производства вооружений; химикаты, оборудование, имеющие мирное назначение, но пригодные и для создания химического оружия; оборудование, технологии и материалы, используемые для создания ракетной техники; наркотические средства, яды и психотропные средства; ядерные материалы и технологии, соответствующее оборудование; изделия с содержанием драгоценных металлов и камней, янтаря.

      2. Министерство здравоохранения РФ  выдает лицензии на лекарственные  препараты, фармацевтические продукты  и материалы, дикорастущие растения, диких животных, кости ископаемых  животных.

      3. Главное управление государственного надзора за связью в России выдает лицензии на радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства. Механизм выдачи лицензии можно рассмотреть на примере поставок некоторых изделий из стали в рамках «Соглашения между РФ и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали».

      Основанием  для выдачи экспортных лицензий являются: документ, подтверждающий выделение  квоты; подписанный или парафированный контракт с иностранным партнером; оригинал или заверенная копия договора комиссии.

      Отказ в выдаче экспортной лицензии может  быть следствием:

      • неправильного оформления заявления  на получение лицензии;

      • несоответствия сведений, указанных  в заявлении, данным, содержащимся в  контракте;

      • отсутствия у предприятия-изготовителя или организации-заявителя квоты экспорта данной группы товара на дату подачи заявления;

      • неиспользования по вине экспортера ранее выданных экспортных лицензий в течение срока их действия.

      За  выдачу лицензии взимается сбор. При  решении вопроса о выделении квоты и выдаче лицензии учитываются факторы:

      • соблюдение экспортером всех требований законодательства;

      • степень реализации экспортером  ранее выданных лицензий;

      • принадлежность заявителя к традиционным поставщикам товара в страны ЕС.

      С 1 июля 1994 г. лицензирование экспорта осуществляется лишь для товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами. Важнейшие из них: ткани, нити и пряжа, некоторые виды готовой одежды. Например, согласно соглашению с ЕС Россия ограничила в стоимостном выражении поставки текстильной продукции в Сообщество. На экспорт российского текстиля нужна лицензия.

      Лицензирование  импорта существует лишь в отношении  специфических товаров: вооружений, продукции двойного назначения, химических средств защиты растений, шифровальных средств, промышленных отходов.  
 

 

3.2 Сертификация импортных товаров 

      Импортируемая продукция, ввозимая на российскую территорию, должна отвечать требованиям безопасности, установленным российским ГОСТом. Это соответствие должны подтверждать сертификаты, выданные по правилам системы сертификации. Они могут также свидетельствовать о признании зарубежных сертификатов. Сертификация зарубежных товаров может проводиться органами по сертификации, аккредитованными в международной системе сертификации или в соответствии с положениями межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

      Протоколы, полученные зарубежным продавцом или  производителем товара за пределами  РФ, недостаточны для таможенного  оформления ввоза товара на территорию России. Требуется еще сертификат соответствия. Для этого надо обратиться в один из органов сертификации, аккредитованных в системе ГОСТ либо в зарубежной национальной системе сертификации (при условии прохождения им проверки Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).

      В качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий могут быть аккредитованы зарегистрированные некоммерческие объединения и организации любых форм собственности, обладающие соответствующей компетенцией. Деятельность по аккредитации организуют и осуществляют: Госстандарт РФ и Госсанэпидемнадзор.

      Орган по сертификации не только выдает сертификаты  и лицензии на применение знака соответствия, но и занимается инспекционным контролем  сертифицированной продукции. Аккредитованные  испытательные лаборатории проводят испытания конкретной продукции и выдают соответствующие протоколы.

      При сертификации отдельных товаров  к ним могут предъявляться  дополнительные требования. Так, на ввозимые в РФ измерительные приборы должен оформляться сертификат об утверждении  типа средств испытаний. Для этого они проверяются на соответствие метрологическим нормам и требованиям безопасности.

      Для продуктов растительного и животного  происхождения, к которым предъявляются  повышенные требования безопасности, помимо обычной сертификации необходимо соблюдение ветеринарных, гигиенических норм. Поэтому Минздрав РФ дополнительно выдает гигиенический сертификат. Продукция, не прошедшая предварительного гигиенического контроля и не получившая положительного заключения Госсанэпидемслужбы, не допускается к сертификации.

      Для реализации импортной продукции  требуется отметка в сертификате  соответствия реквизитов гигиенического сертификата на данный продукт. Если они указаны, то не требуется оригинал или копия гигиенического сертификата.

      Гигиеническая оценка продукции осуществляется исключительно органами Минздрава РФ. Ведомственные санитарные службы их выдавать неправомочны. Для детского питания, оборудования, упаковочных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами и продовольственным сырьем, табачных изделий обязателен гигиенический сертификат, выдаваемый Минздравом РФ. В основу гигиенической оценки импортной продукции должны быть поставлены сертификаты фирмы- производителя и официальной соответствующей инстанции, подтверждающие качество и безопасность продукции. Могут быть учтены также результаты исследований, осуществленных испытательными лабораториями, аккредитованными Госкомэпиднадзором. Гигиенические сертификаты оформляются не на каждую поставку (партию) товара, а на вид продукции. Срок действия сертификата соответствия не может превышать срока действия гигиенического сертификата, определяемого в зависимости от вида продукции и условий его производства.

      Перечень  подлежащих обязательной сертификации товаров разрабатывается Государственным  комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Подтверждение безопасности не обязательно при ввозе товаров физическими лицами для собственных (не коммерческих) нужд, а также ввозе для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций.  
 

    1. Регистрация  экспортных товаров на вывоз

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности