Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: l*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Глава 1. Государственное регулирование……………………………………..

1.1 Цели и принципы…………………………………………………………….

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность в РФ………………………….

2.1 Органы, регулирующие ВЭД в РФ…………………………………….

2.2 Организации, содействующие развитию ВЭД………………………....

2.3 Государственное программирование ВЭД……………………………..

Глава 3. Внешнеторговые сделки……………………………………………

3.1 Квотирование и лицензирование сделок…………………………………

3.2 Сертификация импортных товаров………………………………………

3.3 Регистрация экспортных товаров на вывоз стратегически важных сырьевых товаров…………………………………………………………………

3.4 Обязательная экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров…………………………………………………………

Заключение............................................................................................................

Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

региональная экономика готовая.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      • участие в экспортно-импортных  операциях по ряду товарных групп  через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);

      • руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

      В систему МВЭС входят:

      1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего  экономического сотрудничества; регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).

      2. Внешнеэкономические объединения,  осуществляющие внешнеторговую  деятельность по определенной  номенклатуре товаров.

      3. Всероссийская академия внешней  торговли, осуществляющая подготовку  руководящих работников и специалистов  в сфере ВЭД для работы в  международных экономических организациях. На обучение принимаются, как  правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью.

      4. Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его  сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубежных информационных агентств.

      5. Объединение информационного обеспечения  и автоматизированной обработки  данных (ИнформВЭС). Оно является  генеральным подрядчиком при  разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

      6. В условиях децентрализации управления  ВЭД особую роль играет институт уполномоченных МВЭС в регионах.

      К их важнейшим функциям относятся:

      • проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

      • обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере  ВЭД между федерацией и регионами;

      • оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании  деловых контактов и выходе на внешние рынки;

      • помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных  и региональных программ международного сотрудничества;

      • регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

      7. В структуре МВЭС важное место  занимают торговые представительства  РФ за рубежом. Их задачи:

      • защита и представительство интересов  российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

      • контроль за соблюдением резидентами  страны размещения торгпредств и  российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;

      • содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;

      • сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

      Министерство  экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической  политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты:

      - департаменты международного инвестиционного сотрудничества;

      - внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.

      Министерство  финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами  вносит в правительство предложения  об изменении ставок импортных и  экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

      Центральный банк России определяет совместно с  Министерством финансов условия  и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций.

      Центральный банк участвует в осуществлении  валютного контроля по экспорту и  импорту.

      Государственный комитет РФ по науке и технологиям  призван контролировать и координировать международное научно-техническое  сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

      Государственный таможенный комитет (ГТК) непосредственно  подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции:

      • осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих  грузов и имущества;

      • принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

      • участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством  взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств  имущества граждан;

      • осуществляет защиту экономических  и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;

      • ведет таможенную статистику;

      • принимает участие в валютном и экспортном контроле;

      • принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней. 
 

2.2 Организации, содействующие развитию ВЭД 

      Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ является негосударственной  некоммерческой общественной организацией. Она призвана содействовать всем формам предпринимательства в России, а также содействовать развитию разнообразного международного сотрудничества. Она состоит из региональных палат, объединяющих несколько тысяч предприятий и организаций, различных их союзов и объединений. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 7 июля 1993 г. Задачами ТПП в сфере ВЭД являются:

      • содействие развитию экспорта российской продукции;

      • оказание помощи российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно- технического сотрудничества;

      • организация мероприятий по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД;

      • помощь зарубежным предпринимателям в  нахождении надежных российских партнеров.

      ТПП имеет 18 представительств за рубежом  и участвует в деятельности 8 смешанных  международных палат. При ТПП  РФ действуют: Между народный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, Третейский суд для разрешения экономических споров.

      В систему ТПП входят следующие  внешнеэкономические предприятия:

      - АО «Совинцентр» — центр международной торговли и научно-технических связей с зарубежными фирмами. Он оказывает более 200 видов услуг коммерческого, делового и бытового, характера. Центр имеет собственную гостиницу, коммерческий банк, помещение под офисы, вычислительный центр, развитую систему современных связей.

      - ЗАО «Экспоцентр» регулярно организует представительные международные выставки по самой широкой номенклатуре товаров, которые содействуют развитию прямых контактов между российскими участниками ВЭД и зарубежными предпринимателями.

      - ВО «Союзэкспертиза» — специализированное независимое агентство, осуществляющее по заявкам предприятий экспертизу экспортных и импортных товаров как за рубежом, так и в России.

      - «Союзпатент» занимается патентованием изобретений, промышленных образцов, регистрацией наименований фирм, товарных знаков.

      - ВЭ рекламное агентство «Северо» — крупнейшая рекламная организация, располагающая штатом высококвалифицированных специалистов, выполняющая комплекс услуг по подготовке и проведению рекламных компаний по заказу заинтересованных фирм.

      - Внешнеэкономическое предприятие «Внешэкономсервис», деятельность которого направлена на:

      • оказание услуг по поиску покупателей  и продавцов;

      • предоставление агентских и посреднических услуг, осуществление 

      экспортно-импортных  операций с различными товарами;

      • осуществление поставок технологического оборудования. В целях

      повышения степени надежности выбора деловых  партнеров ТПП ведет «Реестр  надежности российских предприятий  и предпринимателей» для совместной экономической деятельности. На его  базе создано Российское агентство  экономических рисков. В сферу его задач входит:

      • прогнозирование рисков (рисков национализации, экспроприации или 

      конфискации, риска ограничения доступа к  производственным и финансовым ресурсам);

      • экспертиза степени надежности потенциальных  партнеров для предпринимательской и внешнеэкономической деятельности с учетом репутации,

      хозяйственного  и финансового положения партнера;

      • всесторонний анализ потенциальных  объектов инвестирования, оценка их

      уязвимости  с учетом возможных рисков.

      Отраслевые  объединения производителей и экспортеров (свыше 15),

      включая «Союз нефтеэкспортеров России», «Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров», «Международный союз машиностроителей», «Совет производителей и экспортеров черных металлов»  и др. Их основные задачи:

      • координация ценовой политики российских экспортеров;

      • представительство и защита общих  интересов на мировых рынках;

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности