Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.
Задачами работы являются:
- изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;
- определение основных причин государственного регулирования экономики;
- анализ основных функции и инструментов государственного регулирования;
- рассмотрение государственное регулирования экономики в условиях перехода России к рынку;
- анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.
Все методы государственного
регулирования, несмотря на их определенное
разнообразие, как показывает анализ
мирового экономического опыта, можно
разбить на следующие группы: административное
(и правовое) регулирование, прямое
и косвенное экономическое
К административным методам
регулирования относятся
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
К прямому экономическому
регулированию относятся
Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они, в известной мере, формируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка.
На стыке административных
и прямых экономических методов
регулирования находятся такие
адекватные современной смешанной
экономике формы
К «косвенным формам» экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.
По настоянию премьер-министра в среднесрочную программу социально-экономического развития страны было включено положение о снижении НДС с 18% до 13%. Минфин согласился снизить НДС с 2009 г. до 15% при условии ликвидации льготной 10%-ной ставки. Однако было решено отказаться от реализации этого предложения до 2008 г. из-за возможных социальных последствий.
Дискуссия о замене налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП) не затихает. Центр исследования проблем налогообложения при Финансовой академии по заказу администрации Президента РФ подготовил доклад, в котором обосновывается возможность подобной замены. Доклад был презентован руководителем экспертного управления администрации Президента РФ Аркадием Дворковичем, который высказывал эту идею еще в 2004 г. Минфин продолжает выступать категорически против замены НДС налогом с продаж.
Экспертное управление Президента утверждает, что в результате реформы выпадающие доходы госбюджета составят 250 млрд. руб. Аналитики называют и более высокие цифры - до 800 млрд. руб. (в 2005 г. профицит бюджета составил 1,6 трлн. руб.) Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. - 2006.- №1.
Опыт развитых стран
свидетельствует, что далеко не все
функции, необходимые для нормального
протекания воспроизводственного процесса
и обеспечения полноценной
Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект - государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.
Регулирующую деятельность
государства в России, можно свести
к нескольким основным функциям. Это,
во-первых, составление макроэкономических
планов-прогнозов или, иначе говоря,
индикативных планов. Их назначение - определение
основных ориентиров, относящихся к
масштабам, пропорциям и конечным целям
развития производства. Вместе с тем
выявляются главные проблемы, с которыми
предстоит столкнуться при
Ко второй форме
участия государства в
И, наконец, третья форма
влияния государства на хозяйственную
деятельность - это выработка системы
регуляторов для процессов, не входящих
в сферу прямого
Разумеется, соотношение
между обозначенными тремя
Таким образом, в целях
создания эффективной системы
Причем, важно подчеркнуть,
что государственное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
Во всех общественных
системах государство играет весомую
экономическую роль, выполняя больший
или меньший набор
Государственное регулирование экономики (госрегулирование) процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней. социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).
Возможности и границы
эффективности госрегулирования не
могут получить точной количественной
оценки уже потому, что они имеют
много аспектов. Многие проявления
эффективности
Нет никаких объективных оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.
Госрегулирование
в целом, безусловно, доказало свою
высокую эффективность. После того,
как оно было встроено в хозяйственный
механизм капиталистического общества,
развитие стран Запада характеризуется
высокой экономической
В начале XXI столетия
человечество стоит перед задачей,
как органически соединить
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреанов В. Государственное
регулирование и механизмы
2. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.
3. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.
4. Государственное
регулирование экономики в
5. Журавлев С. Государственное
регулирование экономики в
6. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория - М.:2005.
8. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 2004.
9. Лузин С.П., Павлов
К.В. Соотношение
10. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2005.
11. Ревенков А. Планирование
в системе государственного
12. Сажина М.А., Чибриков
Г.Г. Основы экономической
13. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - №2.
14. Финансы рыночного хозяйствования. / Под ред. проф. Родионова В.М. - М.: Экономическая литература, 2005.
15. Хавина С.А. Основные
тенденции развития
16. Ходов А. Экономические
интересы и государственное