Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Задачами работы являются:

- изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;

- определение основных причин государственного регулирования экономики;

- анализ основных функции и инструментов государственного регулирования;

- рассмотрение государственное регулирования экономики в условиях перехода России к рынку;

- анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.

Работа содержит 1 файл

Рынок и гос.рег.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно  разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование  Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2005..

К административным методам  регулирования относятся разнообразные  меры контроля за доходами, ценами, учетным  процентом, квотирования, лицензирования и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и  реализующих их стимулах, а опираются  на «силу» приказа.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного законодательства через  систему устанавливаемых им норм и правил.

К прямому экономическому регулированию относятся многообразные  формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей - это  субвенции или прямые субсидии, которые  включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных  и внебюджетных фондов различных  уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

Увязывая интересы различных уровней и субъектов  хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики  и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В  то же время, будучи встроенными в  рыночные отношения, они, в известной  мере, формируют структуру цен  и издержек, реальную конкурентоспособность  отдельных секторов хозяйства, а  значит и функцию рынка.

На стыке административных и прямых экономических методов  регулирования находятся такие  адекватные современной смешанной  экономике формы государственного регулирования как программно-целевой  подход, проектное финансирование и  кредитование. Реализация общих и  специальных целевых программ и  проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением  административно-организационных мер, подкрепляется соответствующими финансовыми  ресурсами.

К «косвенным формам»  экономического регулирования относится  проводимая государством политика в  области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе  таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и  др. Таким образом, государство, используя  экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение  субъектов хозяйствования, выступающих  в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный характер.

По настоянию премьер-министра в среднесрочную программу социально-экономического развития страны было включено положение о снижении НДС с 18% до 13%. Минфин согласился снизить НДС с 2009 г. до 15% при условии ликвидации льготной 10%-ной ставки. Однако было решено отказаться от реализации этого предложения до 2008 г. из-за возможных социальных последствий.

Дискуссия о замене налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж (НСП) не затихает. Центр исследования проблем налогообложения  при Финансовой академии по заказу администрации Президента РФ подготовил доклад, в котором обосновывается возможность подобной замены. Доклад был презентован руководителем  экспертного управления администрации  Президента РФ Аркадием Дворковичем, который  высказывал эту идею еще в 2004 г. Минфин продолжает выступать категорически  против замены НДС налогом с продаж.

Экспертное управление Президента утверждает, что в результате реформы выпадающие доходы госбюджета составят 250 млрд. руб. Аналитики называют и более высокие цифры - до 800 млрд. руб. (в 2005 г. профицит бюджета составил 1,6 трлн. руб.) Государственное регулирование  экономики в России // Инвестиции в России. - 2006.- №1.

Опыт развитых стран  свидетельствует, что далеко не все  функции, необходимые для нормального  протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни  общества, реализуются посредством  рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка  оказывается зачастую недостаточным  для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление  рынка порождает функции и  соответствующие им институты, требующие  централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система  и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного  вмешательства (контроля) в процесс  их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято  выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых  полностью или частично финансируется  или контролируется (а иногда и  организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно  за счет собственных средств.

Особенность общественных благ такова, что государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена соответствующих товаров. Таким  образом, рыночный механизм в значительной степени следует дополнять системой государственного вмешательства. Применение различных форм государственного регулирования не означает замены рыночных отношений административными, поскольку в национальной экономике действует специфический хозяйствующий субъект - государство. Его аппарат призван решать экономические функции строго в рамках средств, имеющихся в его распоряжении.

Регулирующую деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение - определение  основных ориентиров, относящихся к  масштабам, пропорциям и конечным целям  развития производства. Вместе с тем  выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.

Ко второй форме  участия государства в управлении общественным производством можно  отнести формирование решений, непосредственно  затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение  централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных  отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных  инвестиций путем вложения государственных  средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных  актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции  должны преобладать в условиях государственной  организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).

И, наконец, третья форма  влияния государства на хозяйственную  деятельность - это выработка системы  регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные  льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике  принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Разумеется, соотношение  между обозначенными тремя формами  участия государства в управлении экономикой может варьировать в  зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов  всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.

Таким образом, в целях  создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики  в условиях современного периода  необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в  сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный  зарубежный опыт в части индикативного  планирования и прогнозирования  развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых  программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и  пр. Большой интерес может представлять южнокорейский опыт использования  государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций, американский опыт создания антитрестовского законодательства, многообразный опыт по заключению контрактов между государством и частными фирмами, германский опыт взаимодействия всех звеньев и уровней  государственного бюджета и пр Государственное  регулирование экономики в России // Инвестиции в России. - 2005.- №6.

Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование  должно осуществляться на разных иерархических  уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных  регионах система и методы регулирования  и роль отдельных регуляторов  могут существенно изменяться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно  сделать следующие выводы:

Во всех общественных системах государство играет весомую  экономическую роль, выполняя больший  или меньший набор хозяйственных  и социальных функций. Поскольку  наиболее совершенным образом такая  деятельность организована в странах  с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики  рассматриваются на примере этой группы государств.

Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) процесс  воздействия государства на хозяйственную  жизнь общества и связанные с  ней. социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и  социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Возможности и границы  эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют  много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически  невозможно вычленить вклад каждого  из трех «слоев» хозяйственного механизма  в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости  или повышение эффективности  общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые  качественные оценки возможностей и  границ госрегулирования.

Нет никаких объективных  оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для  России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к  своим специфическим условиям, имеет  большое значение.

Госрегулирование  в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный  механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется  высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного  производства, более или менее  умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной  социальной стабильностью. Всем этим рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный  современный капитализм выгодно  отличается от капитализма свободной  конкуренции.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства  и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью  в обществе являются достоинство  и права человека и функционирует  правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит  в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния  на рыночную экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреанов В. Государственное  регулирование и механизмы саморегуляции  в рыночной экономике // Экономист. - 2007. - №5.

2. Ахмедуев А. Государственные  предприятия: типы и механизм  функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.

3. Введение в рыночную  экономику: Учебное пособие / Лившиц  А.Я., Никулина И.Н. - М.: Высшая школа, 2006.

4. Государственное  регулирование экономики в России // Инвестиции в России. - 2005.- №6

5. Журавлев С. Государственное  регулирование экономики в переходный  период//Экономист. - 2006.

6. Ионов М. Роль  государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.

7. Иохин В.Я. Экономическая  теория - М.:2005.

8. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 2004.

9. Лузин С.П., Павлов  К.В. Соотношение государственных  и рыночных методов экономического  регулирования в условиях переходного  периода. - Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 2007.

10. Максимова В.Ф., Шишов  А.Л.. Теория рыночной экономики.  М.: СОМИНТЕК, 2005.

11. Ревенков А. Планирование  в системе государственного регулирования  экономики. // Экономист. - 2007. -№3.

12. Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. Основы экономической теории - М.:2007

13. Улыбышева Е.  Антимонопольное регулирование  в ЕС // Мировая экономика и  международные отношения. - 2006. - №2.

14. Финансы рыночного  хозяйствования. / Под ред. проф. Родионова  В.М. - М.: Экономическая литература, 2005.

15. Хавина С.А. Основные  тенденции развития государственного  регулирования экономики за рубежом  и в России. В сб. «Государственное  регулирование экономики: мировой  опыт и реформа в России (теория  и практика)». Институт экономики  РАН. - М.: 2007

16. Ходов А. Экономические  интересы и государственное регулирование  экономики: прямая и обратная  связь // Российский экономический  журнал. - 2007. - №1.

Информация о работе Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства