Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Задачами работы являются:

- изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;

- определение основных причин государственного регулирования экономики;

- анализ основных функции и инструментов государственного регулирования;

- рассмотрение государственное регулирования экономики в условиях перехода России к рынку;

- анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.

Работа содержит 1 файл

Рынок и гос.рег.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

Материальной базой  и важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических  целей государственного регулирования. К числу структурных целей  относятся освоение капиталоемких  и рисковых направлений НТП, решение  ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых  и перевод уже существующих предприятий  в депрессивные районы).

Государственная собственность  используется для регулирования  социальных процессов. Инструментами  государственного регулирования выступают  финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого  распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства  государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех  или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДА РОССИИ К РЫНКУ

2.1 Функции государства,  направления и средства государственного  регулирования в переходной экономике

В переходной экономике  по сравнению с административно  командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ  от прежнего всевластия государства  сопровождается превращением его в  одного из участников хозяйственной  деятельности. В то же время, поскольку  рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической  эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.

В переходный период государство изменяет свое положение  в экономике и обретает новые  функции.

Система государственного регулирования в переходной экономике  характеризуется двумя определяющими  тенденциями. Во первых, происходит либерализация  экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение  тех или иных видов хозяйственной  деятельности. Во-вторых, совершается  переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную  и бюджетно-налоговую системы) Журавлев С. Государственное регулирование  экономики в переходный период//Экономист. - 2003..

В переходной экономике  роль государственного регулирования  в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено  следующими причинами. Прежде всего, переход  от административно-командной системы  к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся  на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать  в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной  деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок  не сразу становится главным регулятором  хозяйственной деятельности, поэтому  государству приходится активно  вмешиваться в экономические  процессы.

В переходной экономике  преобладают две группы регулирующих функций государства Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005..

Первая группа включает функции, которые обычно выполняет  государство в современной рыночной системе:

- обеспечение институционально-правовой  основы деятельности экономических  агентов (определение прав и  форм собственности, условий заключения  и выполнения контрактов, отношений  работников и работодателей и  т.д.);

- ликвидация или  компенсация негативных эффектов  рыночного поведения (государство  занимается вопросами охраны  окружающей среды, в ряде случаев  организацией фундаментальных научных  исследований, государственной системы  образования и медицинского обслуживания  и т.д.);

- поддержание нормального  функционирования национальной  экономики (обеспечение условий  долгосрочного экономического роста,  сглаживание циклических колебаний,  структурная перестройка т.д.).

Вторая группа включает функции, связанные с формированием  рыночных отношений:

- разработка хозяйственного  законодательства, адекватного условиям  рыночной экономики;

- демонополизация  и поощрение конкуренции;

- приватизация государственной  собственности и поощрение частного  сектора.

Кроме того, в течение  определенного периода государство  вынуждено брать на себя отдельные  функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация  финансовых ресурсов для инвестиций и др.).

Регулирующие функции  государства осуществляются посредством  административных и экономических  средств. В начале переходного периода  происходит разрушение или трансформация  системы административно-командных  средств управления: отменяются или  сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется  свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей;

Однако административные средства продолжают применяться в  ряде областей. Во-первых, государство  на начальном этапе перехода к  рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования  используются как средство антимонопольной  политики (государство вмешивается  в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования  внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики и присущих им методов регулирования  экономики.

В переходной экономике  происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство  отходит от непосредственного вмешательства  в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение  функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления - министерств  и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое  прогнозирование. Бюджетное и налоговое  регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают  специфические для переходного  периода институты - ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

2.2 Стабилизационная  и структурная политика

Переходный период почти во всех странах начинался  с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:

1) инфляция, подрывающая  стимулы к производственной деятельности;

2) трансформационный  спад, глубина которого зависит  от величины накопившихся в  структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической  стабилизации ограничений платежеспособного  спроса;

3) снижение накоплений  и инвестиционной активности, которые  становятся невыгодными при высокой  инфляции.

Стабилизационная  политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического  равновесия на уровне, близком к  полному использованию факторов производства в условиях стабильного  уровня цен.

Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент  макроэкономического равновесия, регулируя  который, можно достаточно быстро вернуть  экономику к полной занятости  и обеспечить равновесие, по крайней  мере, в краткосрочном периоде. Такое  воздействие осуществляется с помощью  инструментов денежно-кредитной и  бюджетно-налоговой политики.

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран - недопущения) высокой  инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный  элемент - борьба с инфляцией. Показателем  успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских  цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики  инфляции в переходный период, которая  находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны  темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения  и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального  сектора.

Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских  цен.

Рост денежной массы  влияет на инфляцию через определенные временные промежутки - лаги, в течение  которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен.

Согласно немонетарному  подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы  денежного обращения.

Во-первых, структурный  фактор, т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или  иных товаров и услуг долго  подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения  спроса и обмена денежной массы. Поэтому  даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить  неравновесие между спросом и  предложением.

Во-вторых, монополистический  фактор, который в специфических  условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).

В-третьих, институциональный  фактор, связывающий инфляцию с особенностями  правовых и организационных условий  функционирования экономических агентов. Действие этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных  предприятий и банков, что неизбежно  ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий  на сжатие спроса - неплатежи.

Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного  характера рождает «фоновую»  инфляцию, которую нельзя устранить  путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает  подавленную форму неплатежей и  долгов государства перед предприятиями  и населением.

Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными  при высокой роли последних свидетельствуют  о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:

1) сокращение (в лучшем  случае ликвидация) дефицита консолидированного  государственного бюджета до  уровня ниже 5% ВВП;

2) проведение жесткой  денежно-кредитной политики (прекращение  льготного кредитования центральным  банком дефицита госбюджета, установление  процентных ставок по кредитам  центрального банка коммерческим  банкам выше уровня инфляции  и т.д.);

Информация о работе Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства