Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.
Задачами работы являются:
- изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;
- определение основных причин государственного регулирования экономики;
- анализ основных функции и инструментов государственного регулирования;
- рассмотрение государственное регулирования экономики в условиях перехода России к рынку;
- анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.
Материальной базой
и важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и
Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная политика
и внешнеэкономическое
Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.
Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В
2.1 Функции государства,
направления и средства
В переходной экономике по сравнению с административно командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства.
В переходный период государство изменяет свое положение в экономике и обретает новые функции.
Система государственного
регулирования в переходной экономике
характеризуется двумя
В переходной экономике
роль государственного регулирования
в целом выше, чем в развитом
рыночном хозяйстве. Это обусловлено
следующими причинами. Прежде всего, переход
от административно-командной
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005..
Первая группа включает
функции, которые обычно выполняет
государство в современной
- обеспечение институционально-
- ликвидация или
компенсация негативных
- поддержание нормального
функционирования национальной
экономики (обеспечение
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
- разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
- демонополизация и поощрение конкуренции;
- приватизация государственной
собственности и поощрение
Кроме того, в течение
определенного периода
Регулирующие функции
государства осуществляются посредством
административных и экономических
средств. В начале переходного периода
происходит разрушение или трансформация
системы административно-
Однако административные
средства продолжают применяться в
ряде областей. Во-первых, государство
на начальном этапе перехода к
рынку зачастую сохраняет административный
контроль над ценами и тарифами на
социально значимые товары и услуги.
Во-вторых, административные методы регулирования
используются как средство антимонопольной
политики (государство вмешивается
в деятельность естественных монополий,
включая установление цен на их товары
и услуги). В-третьих, административные
средства применяются для регулирования
внешнеэкономической
В переходной экономике
происходит трансформация институтов
государственного регулирования. Государство
отходит от непосредственного
2.2 Стабилизационная и структурная политика
Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:
1) инфляция, подрывающая
стимулы к производственной
2) трансформационный
спад, глубина которого зависит
от величины накопившихся в
структуре экономики
3) снижение накоплений
и инвестиционной активности, которые
становятся невыгодными при
Стабилизационная
политика направлена на восстановление
и поддержание
Эта политика обычно
связана с воздействием на совокупный
спрос как более динамичный компонент
макроэкономического
Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран - недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент - борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.
В соответствии с монетарным
подходом темпы инфляции прямо пропорциональны
темпам прироста денежной массы, темпам
увеличения скорости денежного обращения
и обратно пропорциональны
Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен.
Рост денежной массы
влияет на инфляцию через определенные
временные промежутки - лаги, в течение
которых изменения объемов
Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.
Во-первых, структурный фактор, т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.
Во-вторых, монополистический фактор, который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).
В-третьих, институциональный фактор, связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, что неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротств, что вызывало нерыночную реакцию предприятий на сжатие спроса - неплатежи.
Наличие долгосрочных
инфляционных факторов немонетарного
характера рождает «фоновую»
инфляцию, которую нельзя устранить
путем сжатия денежной массы. В определенные
периоды «фоновая» инфляция принимает
подавленную форму неплатежей и
долгов государства перед
Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.
Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой
денежно-кредитной политики (прекращение
льготного кредитования