Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Задачами работы являются:

- изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;

- определение основных причин государственного регулирования экономики;

- анализ основных функции и инструментов государственного регулирования;

- рассмотрение государственное регулирования экономики в условиях перехода России к рынку;

- анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.

Работа содержит 1 файл

Рынок и гос.рег.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

1.2 Сущность государственного  регулирования, цели и задачи

Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005.. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты;

- внешнеэкономическое  равновесие Экономика: Учебник  / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005..

В системе экономических  целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается  с абсолютным и относительным  увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая  цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально  возможного и в долгосрочном плане  стабильного использования всего  трудоспособного населения. Конкретно  задача решается созданием новых  рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято  называть политикой обеспечения  занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие  стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим  ориентиром в действиях государства  Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2004. - №8..

Решение трех перечисленных  целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства  относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере  международной торговли, межстранового  движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка. Применительно к  условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно  отличаться от очередности, характерной  для западных стран. Да и в самом  составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной  зрелостью рыночных отношений.

В настоящее время  российское правительство исходит  из того, что его «сверхзадача»  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего  оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем  периоде пока не кажется столь  опасной, поэтому она не выдвигается  на первый план с точки зрения очередности  целей (хотя ряд ученых и практиков  так не считают).

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы  целей. Например, достижение полной занятости  сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и  сохранение окружающей среды находятся  в очевидном противоречии. Как  показывает опыт развитых стран, самый  разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное  достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения  задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

1.3 Причины государственного  регулирования экономики 

Обращение к истории  взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд  причин, обусловивших необходимость  государственного регулирования экономики.

1. Наличие в каждой  стране общественных и смешанных  благ, которые невсегда можно  довести до населения через  рынок в полном объеме, особенно  те, что характеризуются неконкурентностью  и неисключаемостью. Это личная  и национальная безопасность, транспортные  услуги, услуги образования, здравоохранения,  культуры и т.п. Такие блага  должны обеспечиваться государственными  органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных  дорог, системой государственного  образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и  т.д.

2. Усиление общественного  характера производства товарных  благ. В результате экономика  становится очень ранимой перед  лицом циклического экономического  развития, особенно в периоды  кризисов. Возникает необходимость  централизованного общественного  регулирования экономики. Причем  государство является единственным  носителем сознательного начала  на макроэкономическом уровне. Другие  субъекты - население, фирмы, банки  - являются таковыми лишь на  микроуровне. Их поведение как  субъектов макроэкономики нередко  расходятся с общественными интересами  Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы  экономической теории - М.:2004.

Например, мы знаем, что  население во время кризиса стремится  больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает  совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом  ведут себя фирмы, сводя на нет  инвестиционные расходы во время  кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в  фазу кризиса. Можно видеть, что все  эти субъекты ведут себя рационально  с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально  на макроуровне, является государство.

3. Возникновение отрицательных  внешних эффектов рынка, именуемых  экстерналиями. Внешние эффекты  (экстерналии) характеризуются возникновением  в результате рыночных отношений  между одними лицами ущерба  или дополнительных издержек  у других лиц, не являющихся  субъектами данных отношений  Ахмедуев А. Государственные предприятия:  типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2004. - №8..

Возникновение внешних  эффектов обусловлено тем, что экономика  существует во внешней среде - социальной и природной, через которые и  проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические  экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая  оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми  ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем  самым обеспечивается необходимая  для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии  обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать  издержки производства, в том числе  природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и  возникновением сооветствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает  необходимость государственной  природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ  в природную среду.

4. Важным фактором  государственного регулирования  экономики является научно-технический  прогресс (НТП). Реализация многих  достижений НТП требует огромных  капиталов, которые в состоянии  мобилизовать лишь государство,  тем более что отдача от  внедрения этих достижений не  всегда происходит быстро. НТП  требует все более квалифицированной  рабочей силы, подготовить которую  в больших масштабах опять  же может лишь государство,  развивая систему общего и  профессионального образования.  НТП также предъявляет повышенные  требования к здоровью людей,  что вынуждено брать на себя  государство.

5. Государству необходимо  вмешиваться в экономику и  в связи с тенденцией к монополизации  ее важнейших сфер, которая нарушает  совершенство рынка.

Рынок становится все  более несовершенным и государство  через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец, государственное  регулирование развивается и  под воздействием ожесточенной  международной конкуренции. Даже  крупным компаниям не всегда  просто выжить в условиях этой  конкуренции без поддержки государства.

В целом государственное  регулирование оказывается необходимым  для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения  доверия к власти со стороны различных  партий, общественных движений.

1.4 Функции и инструментарий  государственного регулирования

Исходя из целей, государственное  регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без  необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы  соблюдение заключенных частных  контрактов и защита граждан от произвола  бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется  через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической  деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать  такой экономический «фон», который  обеспечил бы благоприятные условия  для субъектов рыночной экономики.

Рыночный механизм сам по себе в «чистом виде»  не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы  для приоритетного развития соответствующих  отраслей, ускоренной структурной перестройки  промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных  функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной  и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие  государства на распределение доходов  в обществе. Как известно, рынок  признает лишь один критерий распределения  доходов - итог участия в конкуренции  на рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы. Поэтому справедливыми  считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо  в общечеловеческом плане. Требуются  и меры социальной защиты населения.

Генеральной целью  государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование  существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к  изменяющимся условиям Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории - М.:2004.

Наряду с генеральной  существует большое количество более  конкретных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых  генеральная цель не может быть достигнута.

Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей (рис.1)

выравнивание 

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь  прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при  помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи  рабочей силы; наконец, различные  государственные стандарты, регулирование  условий эксплуатации окружающей среды  Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2004. - №8..

Информация о работе Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства