Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Задачами работы являются:

- изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;

- определение основных причин государственного регулирования экономики;

- анализ основных функции и инструментов государственного регулирования;

- рассмотрение государственное регулирования экономики в условиях перехода России к рынку;

- анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.

Работа содержит 1 файл

Рынок и гос.рег.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым  понимаются макроэкономические  показатели, которые фиксируются  на определенном уровне при  осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная  денежная масса, номинальная заработная  плата и т.п.). Эти показатели  позволяют снизить инфляционные  ожидания бизнеса и домашних  хозяйств и удерживают на определенном  уровне цены;

4) сдерживание роста  доходов населения путем неполной  индексации оплаты труда в  бюджетной сфере и социальных  трансфертов;

5) либерализация цен  с целью уничтожения избыточной  денежной массы через повышение  общего уровня цен Экономика:  Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. - М.: БЕК, 2005..

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или  сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом  денежного предложения и повышения  учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».

Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики в  сочетании с регулированием цен  и доходов.

На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется  использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство  между правительством, трудом и капиталом  в области контроля над ценами и заработной платой.

В ходе макроэкономической стабилизации происходит переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких  бюджетных ограничений.

Переходная экономика  индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной  системы большую или меньшую  несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности  развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической  оснащенности отдельных отраслей и  предприятий.

Неравномерность в  развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась  прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного  комплекса (ВПК). В то же время сохранялось  и даже усиливалось отставание отраслей производящих потребительские товары, а также инфраструктуры (финансовой, информационной, социальной).

Неравномерность технического оснащения отдельных отраслей выражалась в сочетании высокотехнологичных  производств (в освоении космоса, ВПК) и отраслей с преобладанием ручного  груда и низким уровнем механизации (производство многих потребительских  товаров, сельское хозяйство).

Главной задачей структурной  политики является создание условий  для устойчивого долгосрочного  экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом  на внутреннем и внешнем рынках или  служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие прежде всего  на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и  косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь  форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки  или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных  научных исследований. Косвенное  воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью  поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей  структурной политики переходного  периода, особенно на начальных его  этапах, является государственная поддержка  отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных  отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров  и услуг на внешний рынок.

Одним из главных направлений  структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения  и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем  прямого участия государства  в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования  с целью сделать наиболее выгодными  инвестиции в наиболее эффективные  объекты реального сектора Журавлев С. Государственное регулирование  экономики в переходный период//Экономист. - 2003..

Особое значение имеет  политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая  перестройка происходит стихийно с  самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в планово  экономике - производство потребительских  товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла  доля услуг, что отражает быстрое  развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или  бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении  предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства.

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и  производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных  производств. Подобный сдвиг часто  называется «утяжелением» экономической  структуры.

Концепция структурной  перестройки в России исходит  из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

1) топливно-энергетический  комплекс. Эти отрасли сохраняют  свою конкурентоспособность и  могут привлекать иностранные  инвестиции;

2) отрасли обрабатывающей  промышленности, способные поставлять  продукцию на экспорт (авиакосмическая,  энергетическое машиностроение, отчасти  станкостроение). Они нуждаются в  государственной поддержке на  внутреннем и внешнем рынках;

3) отрасли обрабатывающей  промышленности, которые могут быть  конкурентоспособными на внутреннем  рынке (автомобильная, сельскохозяйственное  машиностроение, пищевая). Развитие  этих отраслей напрямую зависит  от умеренно протекционистских  мер и стимулирования внутреннего  спроса на их продукцию путем  лизинга и потребительского кредита.

В переходной экономике  стабилизационная и структурная  политика тесно взаимосвязаны и  могут как усиливать, так и  существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению  инвестиционного климата, создает  условия для притока капиталов  в конкурентоспособные отрасли  реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных  заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли  быть использованы в качестве частных  инвестиций.

2.3 Институциональные  преобразования (создание основ  рыночной экономики)

Под институциональными преобразованиями понимается изменение  формальных и неформальных условий  хозяйственной деятельности. Эта  система мер включает прежде всего  разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям  обычно относят изменение отношений  собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций  и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего  бюджетными и налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических  агентов в условиях рыночного  хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:

а) права собственности;

б) договоры между  экономическими агентами, включая их выполнение;

в) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации  юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);

г) поддержание конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация  и др.).

В переходный период рыночные институты могут возникать  самостоятельно, без видимого участия  государства, в ответ на потребности  экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в  России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной  либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных  банков», получавших - в нарушение  принципов конкуренции - особые выгоды от ведения операций с государственными финансами). Поэтому государство  должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе  путем отбора социально целесообразных Журавлев С. Государственное регулирование  экономики в переходный период//Экономист. - 2003..

В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность; свобода установления хозяйственных  связей; конкуренция.

Рыночные институты  переходного периода заметно  отличаются от институтов, сложившихся  в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные  черты.

Во-первых, институциональная  неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что  не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению  кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.

Другой институциональной  лакуной, характерной для всех стран  с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся  предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.

Во-вторых, структурная  асимметричность, т.е. неравномерное  развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил  рынок товаров и услуг, тогда  как другие сегменты рынка - рынки  факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) - развиты значительно слабее. Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства  как заемщика. Становление рынка  труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.

Институциональные лакуны и структурная асимметричность  порождают нерыночные формы поведения  экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса.

3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Государственное регулирование  современной экономики осуществляется с помощью системы типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать  в государственном регулировании  могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система  органов, осуществляющих государственное  регулирование, представлена на рис. 2.

Рис. 2 Система органов, осуществляющих государственное регулирование

С самого начала рыночных преобразований в России был допущен  серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования  была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.

Вместе с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших  глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической  и социальной ситуации, что и произошло  в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода  в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные  и капиталоемкие добывающие и  перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и  промышленности находились в собственности  государства.

Для того чтобы реформы  в России оказались результативными  и ее экономика вышла из затяжного  кризиса, необходимо в стратегии  рыночных преобразований большее внимание уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной  экономической политики. Ее осуществление  подразумевает «упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое  и целенаправленное регулирование  государством экономических и социальных процессов в интересах большинства  населения. Государство уже не может  оставаться сторонним наблюдателем»  Хавина С.А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики  за рубежом и в России. В сб. «Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика)». Институт экономики  РАН. - М.: 2004.

Информация о работе Государственное регулирование в рыночном хозяйстве: цели, задачи, инструментарий. Функции государства, направления и средства