Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 19:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение государственного регулирования экономики в условиях рынка.
Задачами работы являются:
- изучение сущности государственного регулирования, целей и задач;
- определение основных причин государственного регулирования экономики;
- анализ основных функции и инструментов государственного регулирования;
- рассмотрение государственное регулирования экономики в условиях перехода России к рынку;
- анализ методов государственного регулирования в современной рыночной экономике России.
3) установление «монетарного
(номинального) якоря», под которым
понимаются макроэкономические
показатели, которые фиксируются
на определенном уровне при
осуществлении финансовой
4) сдерживание роста
доходов населения путем
5) либерализация цен
с целью уничтожения
В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.
Ортодоксальный сценарий
представляет собой совокупность макроэкономических
мероприятий, включающую: устранение или
сведение к минимуму дефицита государственного
бюджета; жесткий контроль за объемом
денежного предложения и
Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой.
В ходе макроэкономической
стабилизации происходит переход от
системы с мягкими бюджетными
ограничениями к системе
Переходная экономика индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной системы большую или меньшую несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической оснащенности отдельных отраслей и предприятий.
Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса (ВПК). В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей производящих потребительские товары, а также инфраструктуры (финансовой, информационной, социальной).
Неравномерность технического
оснащения отдельных отраслей выражалась
в сочетании
Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служащей национальным интересам.
Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок.
Одним из главных направлений
структурной политики в этот период
должно стать формирование финансовой
системы, которая могла бы аккумулировать
временно свободные средства населения
и направлять их на инвестиционные
проекты, главным образом в реальный
сектор экономики. Решение этой задачи
может осуществляться как путем
прямого участия государства
в инвестициях и предоставления
гарантий, так и на основе налогового
и денежно-кредитного регулирования
с целью сделать наиболее выгодными
инвестиции в наиболее эффективные
объекты реального сектора
Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в планово экономике - производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Структурные сдвиги на
макроуровне проявляются в
В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.
Концепция структурной
перестройки в России исходит
из сохранения отраслевого разнообразия
народнохозяйственного
1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
2) отрасли обрабатывающей
промышленности, способные поставлять
продукцию на экспорт (
3) отрасли обрабатывающей
промышленности, которые могут быть
конкурентоспособными на
В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций.
2.3 Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)
Под институциональными
преобразованиями понимается изменение
формальных и неформальных условий
хозяйственной деятельности. Эта
система мер включает прежде всего
разработку и применение законодательства,
соответствующего рыночным условиям хозяйствования.
К институциональным
Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:
а) права собственности;
б) договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
в) порядок начала
и окончания хозяйственной
г) поддержание конкурентной среды.
В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация и др.).
В переходный период
рыночные институты могут возникать
самостоятельно, без видимого участия
государства, в ответ на потребности
экономических агентов (например, создание
нескольких сотен товарных бирж в
России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной
либерализации хозяйственных
В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность; свобода установления хозяйственных связей; конкуренция.
Рыночные институты
переходного периода заметно
отличаются от институтов, сложившихся
в развитых странах рыночной системы.
Они имеют следующие
Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.
Другой институциональной
лакуной, характерной для всех стран
с переходной экономикой, является
фактическое отсутствие рыночной селекции
(отбора) в форме ликвидации обанкротившихся
предприятий. Эта лакуна нарушает действие
конкурентного механизма и
Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка - рынки факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) - развиты значительно слабее. Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика. Становление рынка труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.
Институциональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса.
3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Государственное регулирование
современной экономики
Косвенно участвовать
в государственном
Рис. 2 Система органов, осуществляющих государственное регулирование
С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.
Вместе с тем, опыт
промышленно развитых стран, осуществивших
глубокие рыночные преобразования, свидетельствует,
что не контролируемый государством
рынок способствует ухудшению финансово-
Для того чтобы реформы
в России оказались результативными
и ее экономика вышла из затяжного
кризиса, необходимо в стратегии
рыночных преобразований большее внимание
уделять методам