Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:11, курсовая работа
Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:
– внешнеэкономические отношения РФ;
– международные договоры РФ;
– судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
– федеральное коллизионное право.
Основные формы регулирования ВЭД
Таможенно-правовое регулирование ВЭД
Правовое регулирование внешней торговли
Правовое регулирование свободных экономических зон
Список используемой литературы
Гарантом единства политики экспортного контроля является Президент РФ, который регулирует сотрудничество в военно-технической области (ст. 12 Закона), утверждает перечни товаров, подлежащих экспортному контролю (ст. 16 Закона). Порядок вывоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под действие системы экспортного контроля, определяется Правительством РФ.
В 1999 году был принят Федеральный закон «Об экспортном контроле», который установил принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определил права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии со статьей 3 упомянутого Закона вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Принцип единства политики экспортного контроля тесным образом связан с принципом единства внешнеторговой политики (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Единство таможенной территории Российской Федерации.
Понятием «таможенная территория» обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны.
В соответствии
со статьей 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»
таможенная территория Российской Федерации
– территория, над которой Российская
Федерация обладает исключительной
юрисдикцией в отношении
Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом:
– территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1);
– таможенная территория
Российской Федерации также включает
в себя находящиеся в исключительной
экономической зоне Российской Федерации
и на континентальном шельфе Российской
Федерации искусственные
– на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3).
Для определения
пространственных пределов таможенной
территории используют понятие «таможенная
граница». Под таможенной границей
понимается линия, ограничивающая таможенную
территорию: «Таможенная граница
– граница таможенной территории
Российской Федерации» (п. 2 ст. 5 Закона
РФ «О таможенном тарифе»). Таможенная
граница очерчивает пространственные
пределы действия таможенного законодательства
данного государства и
Принцип единства
таможенной территории нацелен на предотвращение
появления внешнеторгового и
таможенного партикуляризма. Он исключает
возможность появления
Принцип единства
таможенной территории производен от
правовых норм, содержащихся в статьях
8 и 74 Конституции РФ, где закрепляется
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров,
услуг и финансовых средств, поддержка
конкуренции и свобода
Принципу единства
таможенной территории не противоречат
нормы таможенного
5. Приоритет
экономических мер
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Тот или иной
метод регулирования
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с таможенно-тарифным регулированием, но фактически оказывает на внешнеторговую деятельность похожее воздействие (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, акцизы, НДС, взимаемые таможенными органами);
3) валютно-финансовое
регулирование (порядок
4) антидемпинговые
и компенсационные пошлины, с
помощью которых
5) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
6) установление
технических барьеров, позволяющих
контролировать импортные
7) контингентирование
(квотирование) внешнеторговых операций,
означающее ограничение
8) лицензирование,
предполагающее выдачу
На современном
этапе развития государство стремится
регулировать внешнеторговую деятельность
не административными запретами
и ограничениями, а через создание
благоприятных экономических
Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер невозможно достигнуть поставленных целей. Так, в соответствии со статьей 15 Закона количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных целях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и др.).
6. Равенство
участников внешнеторговой
Этот принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см., например, раздел VI Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. ст. 34 – 37), посвященный тарифным льготам).
Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.
Данный принцип приобретает особое значение также в связи со следующим обстоятельством. Российская Федерация и ее субъекты (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа) выступают во внешнеторговой сфере в двух основных качествах – в качестве носителя государственной власти (нормативное регулирование внешнеторговой деятельности, лицензировании внешнеторговых операций и т.п.) и в качестве субъекта хозяйственной деятельности (становясь непосредственными участниками внешнеторговой деятельности, они вступают в отношения гражданско-правового характера с иностранными внешнеторговыми контрагентами). При этом государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации), вступая в гражданско-правовые отношения во внешнеторговой сфере, действует как равноправный субъект, наряду с другими участниками внешнеторговой деятельности. Соответствующее положение гарантируется нормами Конституции РФ (ст. ст. 8 и 34), Закона, а также Гражданского кодекса РФ:
– ст. 1 п. 1: «Гражданское
законодательство основывается на признании
равенства участников регулируемых
им отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела, необходимости
– ст. 1 п. 2: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
– ст. 124 п. 1: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации... а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».
В упомянутой статье
Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 124)
устанавливается также, что к
публично-правовым образованиям (Российская
Федерация, субъект Российской Федерации,
муниципальные образования) применяются
нормы, определяющие участие юридических
лиц в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, если иное не вытекает
из закона или особенностей данных
субъектов. Одной из таких особенностей
является, например, суверенитет государства.
Следствием суверенного характера
государства как участника
Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.
Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.
Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 комментируемого Закона).
Для защиты экономических
интересов российских лиц, пострадавших
от действий зарубежных государств, Российская
Федерация может вводить
8. Исключение
неоправданного вмешательства
Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон