Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:
– внешнеэкономические отношения РФ;
– международные договоры РФ;
– судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
– федеральное коллизионное право.

Содержание

Основные формы регулирования ВЭД
Таможенно-правовое регулирование ВЭД
Правовое регулирование внешней торговли
Правовое регулирование свободных экономических зон
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование свободных экономических зон.docx

— 53.63 Кб (Скачать)

Принципы и  нормы международного права также  являются источником регулирования  ВЭД.

Их применение в праве России предусмотрено  в Конституции РФ. В ст. 15 п. 4 Конституции, в частности, установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Эта общая конституционная  норма полностью воспроизведена в ст. 7 п. 1 ГК РФ. Нужно отметить, что  ни в Конституции, ни в ГК РФ не дается определения этого важного принципа.

В указанном  выше «Статуте Международного суда»  ООН также имеется ссылка на принципы права. В ст. 38 п. 1 «с» говорится, что  суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В качестве примеров общепринятых принципов права в  сфере ВЭД можно привести такие, как равенство, взаимная выгода, а  также принцип недискриминации. Если какое-либо государство примет по отношению к России дискриминационные меры, например валютные ограничения, эмбарго, введение квот или дискриминационного лицензионного режима в коммерции или в сфере инвестиций, то это может прямо затронуть интересы российских предпринимателей. В таких случаях Россия может принять законные ответные меры сообразно принципу справедливости.

Следует также  отметить, что в международном  торговом праве получил распространение  документ «Принципы международных  договоров» (Lex mercatoria), подготовленный и рекомендованный для применения на всеобщей основе Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Хотя Принципы не имеют нормативного характера, а могут использоваться сторонами сделки факультативно, тем не менее их значение довольно велико, поскольку суды и третейские суды могут скоординировать нормы этих Принципов с отношениями сторон по сделке, если в применимом праве и в самой сделке нельзя найти ответ на какой-либо спорный вопрос, например о «затруднениях» (Hardships), которые стороны испытывают при исполнении сделки. Заметим, что Гражданский кодекс Нидерландов, о котором говорится ниже, также построен на основе этих принципов.

Основными источниками  гражданского и торгового права  иностранных государств являются законы, акты исполнительной власти, судебная практика и обычай. К источникам относятся также международные  договоры.

2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД

Круг общественных отношений, названный в Конституции  РФ «таможенное регулирование», представляет собой совокупность ряда элементов, обеспечивающих государственное регулирование  внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается  в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют  право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование  в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной  власти и осуществляется нормами  законодательства РФ.

Законодатель  в п. 1 ст. 1 Таможенного Кодекса  РФ устанавливает, что таможенное регулирование  осуществляется в соответствии с  таможенным законодательством РФ и  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно законодательству государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений) является таможенное дело.

Таможенное дело в целом направлено на создание правовых, экономических и организационных  основ перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную границу, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики  с мировым хозяйством, обеспечение  защиты прав граждан, хозяйствующих  субъектов и государственных  органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного  законодательства.

В Российской Федерации  таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и п. 3 ст. 1 ТК РФ общее руководство  таможенным делом осуществляет Правительство  РФ в соответствии с законодательством  РФ.

Таможенное дело относится исключительно к ведению  федеральных органов государственной  власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ, являющимися  правоохранительными органами и  составляющими единую систему, в  которую входят федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни  РФ и таможенные посты.

Пункт 3 ст. 1 ТК РФ содержит важное положение о том, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  таможенного дела, обеспечивает не только непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, но и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ.

Принцип унификации и гармонизации таможенного регулирования  с общепризнанными международными нормами и принципами корреспондирует  со ст. 15 Конституции РФ и отражает современные реалии глобализации экономики, стремления России стать полноправным членом мирового экономического сообщества, создать условия осуществления  внешней торговли в этой сфере, соответствующие  мировым стандартам.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что стремление России не ставить себя в более неблагоприятные  условия в области таможенного  дела по сравнению с зарубежными  странами отвечает интересам государства  в области экономической безопасности. В таможенном деле в качестве ориентира  для такого стандарта принято  считать новую редакцию Киотской конвенции, одобренную Всемирной таможенной организацией в 1999 г.

Конвенция устанавливает  основополагающие принципы и средства с целью создания современной  таможенной администрации и приведения национального законодательства в  соответствие с требованиями упрощенного, гармонизированного и более гибкого  процедурного подхода без ущерба эффективным методам таможенного  контроля. Положения Конвенции позволяют  участникам ВЭД как можно эффективнее  выполнять свои обязательства, установленные  таможенным законодательством.

Составляя самостоятельный  предмет ведения РФ, таможенное регулирование  осуществляется нормами российского  законодательства, а также нормами, содержащимися в международных  договорах, конвенциях, соглашениях (например, Конвенция о временном ввозе  от 26 июня 1990 г., Конвенция МДП).

Предметом таможенного  регулирования являются многочисленные двусторонние соглашения, конвенции  между Российской Федерацией, Правительством РФ и зарубежными государствами  о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам, в том числе  о создании на территориях стран  – членов СНГ таможенного союза  и единого таможенного пространства.

Российская Федерация  также имеет определенные международные  обязательства о построении своей  таможенной системы на основе общепризнанных международных норм и практики. Так, например, согласно ст. 55 и 78 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между  Российской Федерацией с одной стороны  и Европейскими сообществами и их государствами-членами – с другой, Россия должна стремиться к совместимости  своего таможенного законодательства с законодательством Сообщества.

3. Правовое регулирование  внешней торговли

В статье 4 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности» (далее – Закон) закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Принципы представляют собой исходные начала в механизме  государственного регулирования. Они  гарантируют непрерывность и  последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь  внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Закона.

1. Единство внешнеторговой  политики как составной части  внешней политики.

Внешнеторговая  политика является частью внешней политики – общего курса государства в  международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям  внешней политики государства и  не может им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней  политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы  экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение  Российской Федерации к международным  санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное  прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными  они ни являлись.

2. Единство системы  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и  контроля за ее осуществлением.

Единство системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом  факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:

– единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение  экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении  внешнеторговой деятельности и обеспечение  условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации  в мировую экономику (ст. 1 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»);

– единство внешнеторговой политики Российской Федерации (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности»);

– отнесение  к ведению Российской Федерации  следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и  т.д. (ст. 71 Конституции РФ);

– единство таможенной территории Российской Федерации (ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»).

Этот принцип  законодатель дополняет требованием  установления единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 Закона контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

3. Единство политики  экспортного контроля.

Система экспортного  контроля представляет собой совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного российским законодательством порядка  вывоза за пределы Российской Федерации  вооружений и военной техники, а  также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной  техники (так называемые товары двойного назначения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и  иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Политика экспортного  контроля осуществляется в целях  реализации государственных задач  обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов, а также выполнения международных  обязательств Российской Федерации  по недопущению вывоза оружия массового  уничтожения и иных наиболее опасных  видов оружия. Одним из необходимых  условий достижения поставленных задач  является обеспечение единства политики экспортного контроля.

Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон