Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь – экономическая роль государства велика.
Важнейшей составной частью теории эффективного спроса Дж.М.Кейнса является его концепция мультипликатора. Его количественная определенность уже анализировалась нами. Сейчас же, применительно к концепции мультипликатора, необходимо отметить следующее:
1) данный теоретический подход направлен на поиски количественных зависимостей воспроизводства и выступает как теория эффективности государственных расходов. Они осуществляются с точки зрения воздействия их на объем производства, занятость, доход и рынок предметов потребления. Тем самым государство осуществляет затраты средств для формирования эффективного спроса;
2) теория мультипликатора служит обоснованием концепции происхождения доходов от инвестиций. При этом значение придается потребительскому рынку, являющемуся в отличие от рынка средств производства рынком конечного потребления. Дж.М.Кейнс моделирует производство как непосредственно подчиненное целям потребления и решающим образом зависящее от склонности к потреблению.
Конечной целью своего анализа Дж.М.Кейнс считает необходимость установить, чем определяется уровень занятости. Занятость рассматривается им как функция эффективного спроса, как обеспечение условий получения небольших прибылей. Однако условия максимизации прибыли и объем занятости далеко не тождественны. Под полной занятостью в кейнсианских работах понимается так называемый нормальный уровень безработицы, а отнюдь не ее полная ликвидация. Данный уровень безработицы находится на уровне 3 - 6% от общего числа занятых. Он достаточен для выполнения функции стимулирования занятых к высокоэффективному труду. Его и учитывает государство в своих социально-экономических программах развития малого, среднего и крупного бизнеса.
В заключение хочется отметить, что основная работа Дж.М.Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег", как считает М.Блауг, была плохо изложенной книгой, полной двусмысленностей, отклонений от главной темы и многочисленных так и не разработанных проблем (см.: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. С. 608). Как считает М.Блауг, золотые слова сказаны по этому поводу П.Самуэльсоном: "Общая теория... ужасно написанная книга, она плохо организована... Она полна иллюзий и путаницы... Сама кейнсианская теория изложена в ней неясно... Вспышки озарений и интуиции перемежаются с нудной алгеброй. Неуклюжие определения внезапно сменяются незабываемым пассажем. Когда ее в конце концов одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден и в то же время нов. Короче говоря, это работа гения" (Там же).
Дж.М.Кейнс заложил в своих работах основу анализа инфляции. Вместе с тем он понимал, что инфляция, вызванная давлением спроса. вскоре породит инфляцию издержек вследствие того влияния, какое чрезмерная занятость оказывает на уровень заработной платы. Результатом будет новая ситуация, в которой экономическая политика государства уже не сможет ограничиваться только управлением эффективным спросом. Правительство должно будет вмешаться в процесс, устанавливающий уровень заработной платы, а также во многие другие процессы, обеспечивающие пропорциональное развитие макро и микроэкономики.
Можно ли сказать, что одна из рассмотренных моделей - монетаризм либо кейнсианство - заведомо лучше, прогрессивнее, чем другая? Нет. Преимущества и возможности каждой их них раскрываются в своих характерных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов.
1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программирования в ЕС.
На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП. Споры между неокейнсианцами и неолибералами позволили яснее понять степень необходимости, пределы допустимости, условия и средства ГРЭ. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х гг. в развитых странах стало публиковаться все больше конкретных прикладных исследований, посвященных количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось и сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственными за принятие экономико-политических решений.
Движение к рыночному типу хозяйствования радикально изменили представления о государственном механизме регулирования социально-экономических процессов. Реформы в России развернулись под флагом разгосударствления экономики, но по упрощенной схеме, с категорическим отрицанием имевшегося опыта. И сейчас ясно, что без сильного государства осуществить переход к рыночной экономике невозможно.
Несмотря на длительный срок, отделяющий РФ от начала рыночных реформ, по-прежнему нет общей признанной концепции нового экономического организма.
После декабря 1991г. Правительство страны сделало в развитии реформ ясно выраженный концептуальный выбор. Он основан на монетаристкой схеме «шокового погружения» в рынок.
Типичные меры государственных программ такого рода являются:
-сокращение бюджетного дефицита (секвестирование государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышений цен на продукцию и услуги государственного сектора, увеличение налогов);
-ограничение роста заработной платы, направляемое на сжатие потребительского рынка;
-ограничительная денежно-кредитная политика, введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в ЦБ, увеличение ставки банковского баланса;
-ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики;
-девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платежного баланса.
Все эти меры Россия испытала на себе и по настоящий день испытывает.
Даже на относительном коротком отрезке реформ (с декабря 1991г.)произошло уже несколько поворотов в их направленности, связанной с трактовкой целей и применяемых средств. Однако все вариации реформ не выходят за плоскость одной концепции. Обсуждается лишь один вопрос: насколько и как проводимая экономическая политика ограничивает кредитно-денежную политику? Поиск решений не покидает однажды избранный путь теоретической доктрины - монетаризм. Допустимым считается изменять лишь меру жесткости ограничительной политики.
ГРЭ не должна останавливаться на методах только одной базовой модели регулирования. Если с помощью одних методов намеченные цели не достигнуты, то видно надо применять другие рычаги воздействия на экономику. В настоящее время роль государства в российской экономике возрастает.
Сейчас существует огромная проблема - бессилие государства не только в области сбора налогов, т.е. выполнение обязательств юридических и физических лиц перед государством, но и с точки зрения регулирования обязательств между субъектами хозяйства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коков В., Политика должна оставаться на экономических закономерностях.//Экономист, 1998, №8.
2. Комаров И., Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления.//Экономист, 1998, №1.
3. Кушлин В., Политика должна основываться на экономических закономерностях.//Экономист, 1995, №2.
4. Лившиц А., Государство в рыночной экономике (краткий специальный курс).//Российский экономический журнал, 1992, №№10-12
5. Плышевский Б., Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист, 1998, №6.
6. Шишкин А.Ф., Экономическая теория: Учебное пособие для вузов - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996
7. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова-М.: Издательство БЕК, 1997.
5
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики