Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь – экономическая роль государства велика.

Работа содержит 1 файл

Анар курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Важнейшей составной  частью  теории  эффективного  спроса  Дж.М.Кейнса является его концепция мультипликатора.  Его  количественная  определенность уже   анализировалась   нами.   Сейчас   же,   применительно   к   концепции мультипликатора, необходимо отметить следующее:

1) данный теоретический  подход  направлен  на  поиски  количественных зависимостей  воспроизводства   и   выступает   как   теория   эффективности государственных расходов. Они осуществляются с точки зрения  воздействия  их на объем производства, занятость, доход и рынок предметов  потребления.  Тем самым   государство   осуществляет   затраты   средств   для    формирования эффективного спроса;

2) теория мультипликатора служит обоснованием концепции  происхождения доходов от инвестиций. При этом значение придается  потребительскому  рынку, являющемуся  в  отличие  от  рынка  средств  производства  рынком  конечного потребления.  Дж.М.Кейнс   моделирует   производство   как   непосредственно подчиненное целям потребления и решающим образом зависящее от  склонности  к потреблению.

Конечной  целью  своего  анализа  Дж.М.Кейнс   считает   необходимость установить, чем определяется уровень  занятости.  Занятость  рассматривается им как  функция  эффективного  спроса,  как  обеспечение  условий  получения небольших прибылей. Однако условия максимизации прибыли  и  объем  занятости далеко  не  тождественны.  Под  полной  занятостью  в  кейнсианских  работах понимается так называемый нормальный уровень безработицы,  а  отнюдь  не  ее полная ликвидация. Данный уровень безработицы находится на уровне 3 - 6%  от общего числа занятых. Он достаточен для  выполнения  функции  стимулирования занятых к высокоэффективному труду. Его  и  учитывает  государство  в  своих социально-экономических программах  развития  малого,  среднего  и  крупного бизнеса.

В заключение хочется отметить, что основная работа Дж.М.Кейнса  "Общая теория занятости,  процента  и  денег",  как  считает  М.Блауг,  была  плохо изложенной книгой, полной двусмысленностей, отклонений  от  главной  темы  и многочисленных так и не разработанных проблем (см.: Блауг  М.  Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. С.  608).  Как  считает  М.Блауг, золотые слова сказаны  по  этому  поводу  П.Самуэльсоном:  "Общая  теория... ужасно написанная книга, она  плохо  организована...  Она  полна  иллюзий  и путаницы... Сама  кейнсианская  теория  изложена  в  ней  неясно...  Вспышки озарений и интуиции перемежаются с нудной  алгеброй.  Неуклюжие  определения внезапно сменяются незабываемым пассажем. Когда ее в конце концов  одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден  и  в  то  же  время  нов.  Короче говоря, это работа гения" (Там же).

Дж.М.Кейнс заложил в своих работах основу анализа инфляции.  Вместе  с тем он понимал, что инфляция, вызванная  давлением  спроса.  вскоре  породит инфляцию  издержек  вследствие  того  влияния,  какое  чрезмерная  занятость оказывает на уровень заработной платы. Результатом будет новая  ситуация,  в которой экономическая политика  государства  уже  не  сможет  ограничиваться только  управлением  эффективным   спросом.   Правительство   должно   будет вмешаться в процесс, устанавливающий уровень заработной платы,  а  также  во многие другие процессы, обеспечивающие пропорциональное  развитие  макро  и микроэкономики.

Можно ли сказать, что одна из рассмотренных моделей - монетаризм  либо кейнсианство - заведомо лучше, прогрессивнее, чем другая? Нет.  Преимущества и возможности каждой их  них  раскрываются  в  своих  характерных  условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу.  В  процессе  своего развития она прошла несколько этапов.

1. Создание общих благоприятных условий для  воспроизводства  частного капитала;  сосредоточение  усилий  государства  на   разработке   трудового, налогового, торгового, социального  законодательства,  таможенной  политики, на   обеспечении   устойчивости   денежного   обращения.   Строительство   и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

2. Несогласованные  между  собой  акции  антикризисной  и  структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования  хозяйства.  Волна   приватизации   объектов   государственной собственности.

4. Переход в ряде стран к отраслевому и  региональному  среднесрочному программированию;  попытки  повысить  действенность   ГРЭ   путем   изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов  регулирования,  определения их эффективности.

5.   Осуществление   во   все    большем    числе    развитых    стран общегосударственного среднесрочного   программирования   в   сочетании   с выработкой  долгосрочных  перспективных  ориентиров.  Все  более   адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ  на межгосударственном  уровне  в  рамках  интеграционных  объединений;  шаги  в направлении наднационального программирования в ЕС.

На масштабы, инструменты  и  эффективность  ГРЭ  решающее  воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран,  материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им  ВВП  и  в абсолютных  размерах  средств,  которые  оно  готово  использовать  на  ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем ГЭП.  Споры  между неокейнсианцами   и   неолибералами   позволили   яснее    понять    степень необходимости, пределы  допустимости,  условия  и  средства  ГРЭ.  Наряду  с общетеоретическими работами со второй половины 60-х гг. в  развитых  странах стало  публиковаться  все   больше   конкретных   прикладных   исследований, посвященных количественному анализу последствий мер ГРЭ. Активизировалось  и сотрудничество  ученых  с  правительственными  органами,  ответственными  за принятие экономико-политических решений.

Движение  к  рыночному   типу   хозяйствования   радикально   изменили представления   о   государственном   механизме   регулирования   социально-экономических  процессов.  Реформы  в   России   развернулись   под   флагом разгосударствления экономики,  но  по  упрощенной  схеме,  с  категорическим отрицанием имевшегося опыта. И сейчас ясно,  что  без  сильного  государства осуществить переход к рыночной экономике невозможно.

Несмотря на длительный срок, отделяющий РФ от начала рыночных  реформ, по-прежнему нет общей признанной концепции нового экономического организма.

После декабря 1991г. Правительство страны сделало  в  развитии  реформ ясно выраженный концептуальный выбор.  Он  основан  на  монетаристкой  схеме «шокового погружения» в рынок.

Типичные меры государственных программ такого рода являются:

-сокращение  бюджетного  дефицита   (секвестирование   государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий,  повышений  цен  на  продукцию  и услуги государственного сектора, увеличение налогов);

-ограничение  роста   заработной   платы,   направляемое   на   сжатие потребительского рынка;

-ограничительная  денежно-кредитная  политика,  введение  лимитов   на эмиссию  денег  и  на  государственные  займы  в   ЦБ,   увеличение   ставки банковского баланса;

-ослабление контроля над ценами и над экспортно-импортными операциями, поощрение перелива ресурсов в экспортный сектор экономики;

-девальвация национальной денежной единицы для оздоровления платежного баланса.

Все эти меры Россия испытала на себе и по настоящий день испытывает.

Даже   на   относительном   коротком   отрезке   реформ   (с   декабря 1991г.)произошло уже несколько поворотов в их  направленности,  связанной  с трактовкой целей и  применяемых  средств.  Однако  все  вариации  реформ  не выходят  за  плоскость  одной  концепции.  Обсуждается  лишь  один   вопрос: насколько и как проводимая  экономическая  политика  ограничивает  кредитно-денежную  политику?  Поиск  решений  не  покидает  однажды  избранный   путь теоретической доктрины -  монетаризм.  Допустимым  считается  изменять  лишь меру жесткости ограничительной политики.

ГРЭ не должна останавливаться на методах только одной  базовой  модели регулирования. Если с помощью одних методов намеченные цели  не  достигнуты, то видно надо применять другие рычаги воздействия на экономику. В  настоящее время роль государства в российской экономике возрастает.

Сейчас существует огромная проблема - бессилие государства не только в области  сбора  налогов,  т.е.   выполнение   обязательств   юридических   и физических лиц  перед  государством,  но  и  с  точки  зрения  регулирования обязательств между субъектами хозяйства.

 

                                

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Коков   В., Политика   должна   оставаться   на    экономических закономерностях.//Экономист, 1998, №8.

2. Комаров  И., Федеральные  целевые  программы:  опыт,  разработки  и осуществления.//Экономист, 1998, №1.

3.  Кушлин  В., Политика   должна   основываться   на   экономических закономерностях.//Экономист, 1995, №2.

4. Лившиц А., Государство в  рыночной  экономике  (краткий  специальный курс).//Российский экономический журнал, 1992, №№10-12

5. Плышевский Б., Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист, 1998, №6.

6. Шишкин А.Ф., Экономическая  теория:  Учебное  пособие  для  вузов  - М.:Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996

7. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова-М.:  Издательство БЕК, 1997.

 

 

 

 

 

5

 



Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики