Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь – экономическая роль государства велика.

Работа содержит 1 файл

Анар курсовая.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

При фактически полной либерализации цен  в  потребительской  сфере  на федеральном  уровне  сохраняется  регулирование  процессов   ценообразования администрациями субъектов Федерации. Например, в середине  1996  года  такое регулирование распространялось на 18,1% всех реализованных товаров и  услуг, в том числе на 17,8% продовольственных товаров, 8,9%  непродовольственных  и 38,9% платных услуг. Из  продуктов  питания  более  всего  административному воздействию  подверглись цены на хлеб, молоко  и  молочные  продукты,  муку, соль,  фрукты,  консервы  для  детского  питания.  Полностью  регулировались тарифы пассажирского транспорта  и  связи,  детских  дошкольных  учреждений, учреждений правового характера. Выше среднего (более чем на  20%  товаров  и услуг)  они  регулировались  в  Центральном,  Волго-Вятском  и   Центрально-Черноземном  районах,  меньше  среднего  -  в  Северном,  Северо-Западном  и Западно-Сибирском районах. С 1994-1995 гг.  В  целях  активизации  антиинфляционной  политики  ее монетарные, бюджетно-кредитные инструменты были  подкреплены  рядом  мер  по усилению  государственного  регулирования   цен   товары   производственного назначения, поставляемые естественными  монополиями,  в  первую  очередь  на электроэнергию, энергоносители, тарифы железнодорожных перевозок.

В результате в конце 1996г. в начале 1997г. удалось  снизить  цены  на газ, электроэнергию и тарифы железнодорожных  перевозок.  Сейчас  дальнейшее их уменьшение  увязывается  со  своевременностью  оплаты  товаров:  для  тех предприятий, которые делают это вовремя, цены на газ снижаются  до  40%,  на грузовые перевозки - на 10%, на электроэнергию на - 8%.

Вопрос о масштабах государственного регулирования цен в  большей  мере сместился в  область  тарифов  на  услуги  жилищно-коммунального  характера, который,  несмотря  на  их  рост,  не  возмещают  основной  части  затрат  и датируются  из  средств   федерального   бюджета.   Значительное   повышение квартирной платы и коммунальных  платежей  неизбежно.  Различие  же  методов реформирования  жилищно-коммунальной  сферы,  предусматривающего  переход  к полной оплате услуг гражданами, сводится в конечном счете к  проведению  его в вариантах, по-разному распределяющих издержки удорожания между  населением и государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Теоретические модели государственного регулирования экономики

 

В экономической теории существуют два основных направления  в  вопросе регулирования общественного производства в условиях  рыночных  отношений.  К ним относятся:

1) неоклассическое направление. Оно стоит  на  теоретических  позициях автоматического саморегулирования рыночной экономики;

2)   кейнсианское   направление.   Оно   исходит   из    обязательного вмешательства  государства  в  рыночную   экономику,   особенно   в   период экономического кризиса.

На позициях автоматического саморегулирования рыночной экономики стоит чикагская школа экономистов.  Ее  представители  придают  денежным  факторам решающее значение в формировании конъюнктуры рынка и отрицают  необходимость активного  вмешательства  государства  в  процесс   воспроизводства.   Школа зародилась в Чикагском университете (США) в начале ХХ  века.  Из-за  акцента на экстраординарной роли денег  концепция  чикагской  школы  получила  также название доктрины монетаризма.

Основоположником  теоретического  учения  чикагской   школы   является американский экономист М.  Фридмен  (доктор  философии  и  права,  профессор экономики  Чикагского  университета,  лауреат  Нобелевской   премии).   Идею невмешательства  государства  в  экономику  отстаивает  несколько  поколений ученых-экономистов Чикагского университета с начала 20-х годов ХХ  в.,  и  в первую очередь И.Филер, Г.Саймонс, Л.Минтс.

Чикагская школа находится  в  оппозиции  к  кейнсианскому  направлению экономической   мысли,   которое   настоятельно   рекомендует    государству регулировать  рынок.  Монетаристы   отстаивают   тезис   об   исключительной внутренней  устойчивости  капиталистической  экономической  системы.  По  их мнению,  эта  устойчивость  как  раз  и  делает   ненужным   государственное вмешательство в экономику. Монетаристы делают акцент  на  механизм  рыночной конкуренции  и  ценообразования,  которые  должны  автоматически   приводить экономику  в  равновесное  состояние.  По  их   мнению,   все   противоречия воспроизводства порождаются  лишь  ошибками  и  просчетами  в  экономической политике государства.

В основе концепции чикагской школы лежит количественная теория  денег.

Она обосновывает, что изменение количества денег, находящихся  в  обращении, служит главным и определяющим фактором изменений как общего уровня цен,  так и  денежной  оценки.  Согласно  количественной  теории  денег  скорость   их обращения является постоянной,  а  уровень  товарных  цен  изменяется  прямо пропорционально количеству денег в обращении.

Однако появились несоответствия монетаристской теории и  экономической действительности. И монетаристы  заменили  тезис  о  постоянстве  показателя скорости обращения денег положением о стабильной функции спроса на  кассовые остатки денежных средств  фирм.  А  эта  постоянная  сумма  денег  допускает существенные  колебания  скорости  обращения  денег  как  в   долговременном периоде, так и в  течение  отдельных  фаз  капиталистического  цикла.  Но  в целом,  как  считают  монетаристы,  отношение  между  количеством  денег   в обращении и суммой денежных расходов является  весьма  стабильным  и  хорошо предсказуемым показателем.

На основе стабильной функции спроса на  кассовые  остатки  монетаристы выдвинули  следующий  автоматический  механизм  восстановления   нарушенного рыночного  равновесия.  Главным  является   умение   экономических   агентов приспособиться к меняющимся условиям денежного  обращения.  Так,  увеличение по каким-либо причинам  количества  денег  в  обращении  ведет  к  изменению установившейся  пропорции  между  кассовыми  остатками  и  суммой   денежных расходов.  Чтобы  восстановить  эту  пропорцию,   предприниматели   начинают усиленно тратить деньги, что влечет за собой повышение  спроса  на  товарных рынках и рост цен.  В  результате  обесценивания  денег  рыночная  экономика приходит  к  новому   равновесию,   где   увеличившиеся   кассовые   остатки соответствуют новому, более высокому уровню цен.

Таким образом, по мнению экономистов чикагской школы, устойчивый спрос на кассовые остатки играет роль основного  стимула,  определяющего  динамику воспроизводства. Главный лозунг монетаризма  -  деньги  имеют  значение,  на практике он дополнительно интерпретируется ими следующим  образом  -  только деньги имеют значение.

Представители   чикагской   школы   выводят   циклические    колебания воспроизводства  из  изменений   количества   денег   в   обращении.   Спады производства  они  трактуют  как   результат   предшествовавших   сокращений количества денег в обращении из-за недальновидной деятельности  центрального банка. Несовпадение в динамике производства продукции  и  денежной  массы  в обращении  (они  очень   часто   подтверждаются   статистикой)   монетаристы объясняют наличием  длительных  и  непредсказуемых  лагов  (задержек)  между изменением количества денег в обращении и  последующими  колебаниями  объема производимого продукта. Так  объясняются  любые  несовпадения  теоретической схемы с реальной действительностью.

На основе лагов в механизме  воспроизводства  связаны  и  рекомендации монетаристов в области государственной экономической политики. Они  считают, регулирующие   мероприятия   не   должны   точно   настраиваться   на   фазы воспроизводства.  по  оценкам  М.Фридмена,  лаги  при  проведении   денежно-кредитной политики могут составлять от 5 до 21 мес. в условиях  циклического спада и от 13 до 24 мес. в условиях подъема производства.

Монетаристы отрицают кейнсианские методы экономического регулирования. Они отвергают комплекс бюджетных мероприятий (изменение налоговых  ставок  и расходов в рамках фискальной  политики  государства)  по  причине  их  малой эффективности. Без регулирующих мер, связанных с выпуском денег в  обращение для  покрытия   бюджетных   дефицитов,   государственное   вмешательство   в экономику, по их мнению, оказывается неэффективным. При  изменении  денежной массы в обращении монетаристы предлагают особую процедуру  эмиссии  денег  - так называемое правило постоянных темпов роста денежной  массы.  Оно  служит главным фактором изменения конъюнктуры рынка. Представители чикагской  школы считают, что необходимо увеличивать количество денег в обращении  равномерно и постоянно на 3 - 5% в год. Причем  делать  это  необходимо  независимо  от состояния конъюнктуры и фаз цикла воспроизводства.

Данный темп, как  считают  монетаристы,  вычислен  на  основе  вековой тенденции изменения денежной массы  с  учетом  длительных  темпов  изменения скорости обращения денег.  В  настоящее  время  данный  принцип  дополняется предложением о равномерном увеличении денежной массы в обращении темпом,  на 1 - 2 пункта превышающим темп  роста  производительности  труда.  По  мнению представителей чикагской  школы,  равномерный  прирост  количества  денег  в обращении обеспечит стабильность экономики и устранит циклические  колебания производства. В этом особо отчетливо проявляется суть монетаризма.

Монетаристы  считают  инфляцию  чисто  денежным  имением.  Между   тем инфляция  имеет  многофакторный  характер.  Она  связана  как  с  состоянием денежной системы, так и с экономической политикой государства, а также  и  с монополистическим ценообразованием.

Чикагская школа выдвинула тезис  о  наличии  некоторого  естественного уровня безработицы. Монетаристы считают, что попытки  уменьшить  безработицу ниже этого уровня неизбежно вызовут инфляцию и диспропорции в экономике.

Поэтому   они   выступают   против   расширения   гражданских   статей государственного бюджета, против увеличения пособий по  безработице,  против снижения налогов на малоимущих.  Монетаристы  выступают  за  свободную  игру рыночных  сил,  положительно  оценивают  кризисные   фазы   воспроизводства, которые избавляют  производство  от  убыточных  фирм  и  отраслей,  ведут  к интенсификации  труда  и  позволяют  предпринимателям  говорить  "на  ты"  с профсоюзами.   Рекомендации   монетаристов   по   проведению    дефляционных мероприятий  средствами  денежно-кредитной  и  финансовой   политики   носят открыто антидемократический характер.

В отличие от чикагской школы  экономистов,  кейнсианство  представляет важнейшую  теоретическую  основу  государственного  регулирования   рыночной экономики.  Основателем  данной   теории   является   английский   экономист Дж.М.Кейнс, долгое время работавший в Кембриджском  университете.  Предметом исследования    кейнсианства    являются    количественные    функциональные зависимости  процесса  воспроизводства,  количественные   связи   совокупных макроэкономических  дисциплин:  капиталовложений  и  национального   дохода; инвестиций  и  занятости  населения,  национального  дохода,  потребления  и сбережений совокупного количества денег в обращении, уровня цен,  заработной платы, прибыли и процента. Дж.М.Кейнс исходит  из  примата  сферы  обращения над сферой производства.

Дж.М.Кейнс сформулировал свою концепцию как общую теорию  занятости  и связан ее с  принципом  эффективного  спроса,  ставшим  центральным  пунктом системы  кейнсианства.  Оно  исходит  из  того,   что   ключевой   проблемой воспроизводства являются  емкость  рынка  и  возможности  его  расширения  в соответствии  с  увеличением  предложения  товаров.  Дж.М.Кейнс   пришел   к заключению, что капитализм утратил механизм  автоматического  восстановления рыночного равновесия. Необходимо  государственное  регулирование  экономики.

На этом пути государство прежде всего должно  обеспечить  необходимый  объем эффективного  спроса.  Достигается  он  на  основе   всемерного   увеличения платежеспособного спроса. Недостаток эффективного  спроса,  согласно  учению Дж.М.Кейнса, лежит  в  основе  кризисных  явлений,  безработицы,  недогрузки производственного потенциала, низких темпов роста производства.

В теоретических  исследованиях  рынка  Дж.М.Кейнс  исходит  из  "Догмы Смита", которая связана с отождествлением стоимости  общественного  продукта с суммой  доходов  всех  социальных  слоев  общества.  Решающими  моментами, определяющими  спрос  на   предметы   личного   потребления,   как   считает Дж.М.Кейнс, являются:

- склонность к потреблению.  Она  понимается  как  доля  национального дохода,  идущая  в  личное  потребление.  Выделяются  две  группы  факторов, влияющих на склонность к потреблению:  1)  субъективные  факторы  (скупость, расчетливость); 2) объективные факторы (изменение уровня заработной платы);

- объем национального дохода. Он является решающим фактором увеличения потребительского  спроса.  Изменение  потребительского  спроса  с  динамикой национального  дохода  связывает  функция,  выраженная  Дж.М.Кейнсом  в  так называемом основном психологическом законе. Психология общества такова,  что с ростом занятости и увеличением совокупного дохода  общества  возрастает  и личное потребление. однако в меньшей мере, чем растет  доход.  В  результате образуется  сберегаемая  часть  национального  дохода.  Она   изымается   из обращения,  и  на   эту   величину   относительно   сокращается   спрос   на потребительские товары. С ростом дохода  общества  предельная  склонность  к потреблению имеет  тенденцию  сокращаться.  Отсюда  следует,  что  с  ростом производства,  занятости  и  национального   дохода   постоянно   возрастают возможности   накопления,   что   решающую   роль   играет   рынок   средств производства, а не рынок предметов потребления.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики