Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах , т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие, сущность рынка труда……………………………………….…5
Методы и инструменты государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………14
Проблемы государственного регулирования рынка труда в России……………….................................................................................26

Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по макроэкономике Государственное регулирование рынка труда.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

      В соответствии с российским законодательством  пособие по безработице  составляет в первые три месяца 75% средней  заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев - 60, а в оставшиеся полгода - 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе. Вот уже более полугода официальный уровень безработицы и количество официально зарегистрированных безработных составляют 3,4% и 2,5-2,6 млн. человек соответственно.

      Безусловно, меры, принимаемые Федеральной службой  занятости РФ по смягчению напряженности  на рынке труда, сдерживанию массового  высвобождения,  особенно на градообразующих предприятиях, несколько стабилизировали ситуацию. Однако приведенные цифры характеризуют лишь уровень официальной безработицы. Если же учесть около 2 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках или работающих неполный рабочий день (их нельзя отнести напрямую к безработным, но они по тем или иным причинам могут ими стать), то на конец января 2004 года 9,5% экономически активного населения (6,9 млн. человек) испытывало проблемы, связанные с занятостью. Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных. Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда.

     В России пока отраслевая структура занятости заметно отличается от той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято более 49% экономически активного населения, а в сфере услуг — около 51% (табл. 1).

     Таблица 1. Отраслевая структура занятости в России9

        1980 г. 1990 г. 2003 г.
      Отрасли млн %, млн % млн %
        чел.   чел.   чел. О
      Всего занято 73,33 100 75,3 100 65,4 100
      Сфера материального производства, всего 41,8 57,0 41,7 55,4 30,4 46,4
      В том числе:            
      промышленность 23,8 32,5 22,8  30,3 15,5 23,7
      сельское  и лесное хозяйство 11,0 15,0 9,9 13,2 9,3 14,2
      строительство 7,0 9,6 9,0 12,0 5,6 8,5
      Сфера услуг, всего 31,5 43,0 33,6 44,6 35,0 53,6
      В том числе:            
      транспорт и связь 7,0 9,6 5,8 7,7 5,1 7,8
      торговля, общественное питание, сбыт и заготовки 6,0 8,3 5,9 7,8 6,9 10,6
      жилищное  коммунальное хозяйство и бытовое  обслу-            
      живание населения 2,8 3,9 3,2 4,3 3,4 5,2
      здравоохранение, социальное обеспечение физкультура и спорт 3,5 4,8 4,3 5,6 4,5 7,0
      образование, культура, искусство 6,0 8,2 7,3 9,6 7,4 11,3
      наука и научное обслуживание 3,3 4,5 3,1 4,2 1,4 2,2
      кредитование, финансы и страхование 0,4 0,5 0,4 0,5 0,8 1,2
      аппарат органов управления 1,3 1,8 1,8 2,4 2,8 4,3
      Другие  отрасли 0,9 1,3 1,8 2,4 2,6 4,0

 

     Заметна эволюция и в профессионально-квалификационном составе рабочей силы. Само понятие  «профессионально-квалификационная структура рабочей силы» неоднозначно. Оно включает три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой понятия профессиональную структуру рабочей силы, ее квалификационную структуру, содержание квалификации. При этом под профессиональной структурой понимается совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп, под квалификационной структурой — совокупность работников различных уровней квалификации. Содержание квалификации различных профессий представляет набор требуемых для выполнения данной работы навыков, знаний, опыта, других компонентов квалификации.

     По  показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире. Так, на начало 2004 г. высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) — около 69%. В том же году государственными и негосударственными высшими учебными заведениями было выпущено около 460 тыс. специалистов. В 2003/2004 учебном году в России насчитывалось более 3 млн. студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения). Уровень образования рабочей силы и в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.

     Основное  направление развития в содержании квалификации — переход от преимущественно  физической работы, заключающейся в ручном управлении станками и агрегатами, к преимущественно нефизическому труду, выражающемуся в aнализе и контроле производственных процессов. Разумеется, это лишь тенденция, в таком положении находится все еще меньшинство рабочих, поскольку новая технология не является господствующей. Непременным атрибутом рабочей квалификации нового типа является ее способность быстро адаптироваться к меняющейся технике, новым формам организации труда и производства. Использование ЭВМ существенно меняет характер труда инженерно-технического персонала. Особо в этом плане отметим роль персональных компьютеров, а также систем автоматизированного проектирования10.

     В России, по данным статистики, общая  численность безработных (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила к началу 2005 г. около 8,5 млн. человек, т.е. порядка 11,5% рабочей силы. Из них статус официально зарегистрированных безработных имели около 2 млн. человек. Представляется, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В частности, статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели. Весьма несовершенны и методы учета лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

      В «Кратком информационно-справочном обзоре экономики и социальной сферы  г. Казани в 2003г.» были опубликованы данные о ситуации на рынке труда. В частности, было отмечено, что дальнейшее развитие экономики г. Казани, обусловленное ростом промышленного производства, успешной реализацией Программы ликвидации ветхого жилого фонда, строительством метро, дальнейшим развитием предпринимательства, особенно в сфере торговли и услуг, способствовало стабилизации ситуации на рынке труда. В целом по городу численность занятых в экономике по сравнению с 2002 годом возросла и составила 520 тысяч человек. На 01.01.2004г. в органы занятости города представлены сведения о наличии 8590 свободных рабочих мест, а состоят на учете в качестве безработных 5468 человек. Это является свидетельством того, что профессионально - квалификационная структура рабочей силы не соответствует требованиям работодателей и не отвечает потребностям рынка труда. Кроме того, преобладание в общей потребности чисто «мужских» рабочих мест (80%) затрудняло их заполняемость, так как основная часть безработных – женщины.

      Уровень безработицы по районам  г. Казани на 01.01.2004г. 

Районы Численность экономически активного населения (тыс.) Численность безработных (чел.) Уровень безработицы, в %
Всего по г. Казани, в том числе по районам 548,9 5468 1,00
Авиастроительный 54,7 681 1,24
Вахитовский 45,5 287 0,63
Кировский 55,6 318 0,57
Московский 68,9 693 1,01
Ново-Савиновский 97,3 1550 1,59
Приволжский 111,1 1301 1,17
Советский 115,8 638 0,55

 

     Заключение 

     В экономической науке существует несколько основных концепций функционирования рынка труда. Ведущими среди них являются неоклассический, монетаристский, кейнсианский, институционалистский и марксистский подходы. Каждая из концепций в отдельности не дает полной и адекватной картины функционирования рынка рабочей силы, хотя и отражает отдельные его элементы.

     Рынок труда, подчиняясь в целом законам  спроса и предложения, представляет рынок особого рода, имеющий ряд  существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются не только макро- и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера.

     Современный рынок труда в развитых странах  с рыночной экономикой сегментирован на несколько неконкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и неквалифицированных (вторичных) рабочих мест, рынки наукоемких и традиционных отраслей экономики.

     В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы, просиживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых и сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладающей категорией стали работники преимущественно умственного труда, так называемые белые воротнички. Численность работников физического труда сокращается как абсолютно, так и относительно.

     Безработица выступает как превышение предложения  рабочей силы над спросом на нее. В западной экономической науке  превалирует концепция, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5—7% от численности рабочей силы. В России в результате экономического кризиса уровень безработицы в 1999 г. достиг почти 12%.

     Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно  выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовки и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) про граммы по социальному страхованию безработицы.

     Теоретической основой деятельности государства  на рынке труда длительное время  служили кейнсианство и институционализм. С начала 80-х гг. возобладали концепции  сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику. В 90-е гг. государство вновь расширило свое влияние на сферу труда, прежде всего через увеличение ассигнований ни образование и подготовку кадров.

     Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимают биржи труда (службы занятости, службы содействия найму). Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочем силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий.

     Важным  элементом рынка труда является кадровая работа в фирмах. Они включает процесс найма рабочей силы, мотивацию  персонала, формы и методы оплаты труда, профессиональную подготовку и  переподготовку кадров. Можно констатировать, что в настоящее время во многих странах идет процесс перехода oi жесткой модели управления трудом к модели «соучастия», основанной на концепциях «качества трудовой жизни», «обогащения» и «гуманизации» труда. 
 

   Список использованной литературы: 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №197- ФЗ.
  2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.
  3. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992г.
  4. Положение о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятое Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
  5. Федеральный закон РФ от 24 окт. 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах». Проект.
  7. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения РФ и в субъектах РФ. Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1992г. № 192.
  8. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ. 2003.
  9. Долан Э.Дж. Макроэкономика.- М., 1993.
  10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник - М.: Дело, 2002. - 472с.
  11. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.-832с.
  12. Курс экономики: Учебник. 3-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 716с.
  13. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. Киров: АСА, 2005.
  14. Макконелл К., Брю С. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992.
  15. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ.- М.: Изд-во МГУ, 1999.
  16. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов.- М., «Дашков и К», 2003. – 864с.
  17. Особенности российской безработицы и приоритеты государственной политики на рынке труда. Доклад ИЭ РАН. // Вопросы экономики, №10. 2004г.
  18. Пашковский В. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России. // Общество и экономика. – 2000. - №1, с.106-120.
  19. Прокопов Ф. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. // Экономист. 2003. №2, с.14-23.
  20. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В.С.Буланова. М.: «Экзамен», 2000.-448с.
  21. Современная экономика труда: Монография./ Под ред. В.В. Куликова. Институт труда Минтруда России.- М.: ЗАО Финстатинформ, 2001.
  22. Экономика. Учебник / Под ред. А.С.Булатова. 3-е изд. перераб. и доп.       М.: Юристь, 2003.- 896с.
  23. Экономика. Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2004.
  24. Экономическая теория: Учебник /Под ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича.- М.: ИНФРА-М, 2003.-714с.
  25. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под.     ред. В.Д.Камаева.- 9-е изд., перераб. и доп.- М.: Владос, 2003.- 640с.
  26. Щетинин В. Государственное регулирование, №7, 1999,-с.30.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда