Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах , т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие, сущность рынка труда……………………………………….…5
Методы и инструменты государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………14
Проблемы государственного регулирования рынка труда в России……………….................................................................................26

Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по макроэкономике Государственное регулирование рынка труда.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

      Помимо  демографического важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе. В России, например, за период реформ 1993 - 1998 гг. уровень экономической активности женщин снизился во всех возрастных группах, в том числе в группе 25- 49 лет — с 90 до 84%. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции. Влияние иммиграции на рынок труда России растет: только за 1990—1997 гг. из бывших советских республик в Россию въехало более 6,5 млн. человек.

      Со  стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс2.

      Еще совсем недавно рабочая сила в  нашей стране не рассматривалась  в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но несомненно и то, что рынок труда в нашей стране отягощен многочисленными диспропорциями, придающими большое своеобразие.

      Прежде всего это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

      Другой  особенностью российского рынка  труда является высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах. Данные, существующие на сей счет, противоречивы, однако, оценкам, доля таких работников в совокупной занятости в конце 90-х гг. была не менее 15% (в США в 1997 г. — 6%). Подобная ситуация нередка для небогатых стран с относительно образованной рабочей силой.

      Главной особенностью российского рынка  труда является то, что, как и в  советские времена, в стране по-прежнему существует в больших масштабах  скрытая безработица, т.е. большой  избыток на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, но уволить их сложно по различным coциальным причинам. Определенное представление о масштабах этого явления дают сведения о численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска по инициативе администрации.

      Наконец, рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е  гг. стали трудоизбыточными. Так, в  целом ряде областей и республик  России в 1997 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее (в Эвенкийском автономном округе — в 636 раз, в Республике Тыва — в 352, в Ингушетии — в 278, в Калмыкии — в 106,  Архангельской области — в 85, в Республике Алтай — в 65). В то же время в Москве ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих некоторых специальностей.

      Несмотря  на все эти трудности, можно надеяться, что с нынешним квазирынком достаточно скоро будет покончено. В обстановке конкуренции предприятия будут  стремиться к оптимизации состава  и численности работников; в свою очередь, работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях. Все это, однако, может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, при отмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.

     Сегментация рынка труда. Структура  рабочей силы. Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два не конкурирующих друг с другом рынка рабочей силы, или два сегмента единого рынка рабочей силы. Наиболее упрощенная формула этой сегментации — наличие двух независимых друг от друга рынков рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых.

     Один  рынок охватывает рабочие места  специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов всех звеньев, высококвалифицированных рабочих. Это высокооплачиваемые группы рабочей силы, имеющие высокий уровень квалификации, надежные гарантии занятости. К нему также относятся рабочие места техников, административно-вспомогательного персонала и работников средней квалификации.

     Другой  рынок охватывает рабочие места, как правило, не требующие специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания (к ним относят поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, полицейских, пожарников, прислугу, уборщиков и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

     Первый  рынок характеризует высокая  мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального роста, значительная конкуренция за рабочие места, второй — высокий уровень безработицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.

     По  статистике к рабочей силе в развитых странам, в том числе в России, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом понятия является категория «экономически активное население». В статистике под ней обычно подразумевается гражданская рабочая сила, т.е. за исключением военнослужащих.

     Занятыми  в России являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников,
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии;
  • временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин.

     Все занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. В США, например, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 ч и более в течение недели, а ко второй — проработавшие от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день, отработанные за определенный период человеко-часы. 

     В наиболее развитых странах с рыночной экономикой наемные работники составляют в среднем около 90% всей рабочей силы. Такой же процент их и в России. Определенную часть рабочей силы составляют так называемые самостоятельные работники, являющиеся в своей массе мелкими предпринимателями, не использующими, как правило, наемный труд, и многие лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, художники, врачи и другие, не работающие по найму)3. 

    2. Методы и инструменты государственного регулирования

    рынка труда 

     Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Как уже отмечалось, безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

     К безработным в России относятся  лица, достигшие 16 лет и старше, которые  в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе.

     При отнесении к безработным должны быть соблюдены вес три перечисленных  критерия. К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

     Важно подчеркнуть, что к безработным  обычно относят не только уволенных  по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

     Среднемесячный  уровень безработицы в течение  года рассчитывается по формуле:

 LUE =         UE     . 100                    (1)

                                                      LFC 

где LUE уровень (норма) безработицы, %; UE — среднемесячная численность безработных; LFC — численность гражданской рабочей силы.

     Существуют  различные концепции феномена безработицы, однако в целом в экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит, в частности, так называемый естественный уровень безработицы, определяемый как уровень безработицы при полной занятости. При этом полная занятость вовсе не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствие безработицы. Она предполагает наличие структурной и фрикционной безработицы, но отсутствие циклической безработицы. Под структурной безработицей понимается безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям. Фрикционная безработица — это безработица, связанная главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Таким образом,  сезонная безработица является частью фрикционной безработицы. Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в период экономического спада.

     Экономисты  выделяют и некоторые другие формы  безработицы, связанные с различными критериями классификации: ее продолжительностью, вынужденным характером, концентрацией  и определенных профессиональных группах, отраслях, регионах или возрастных категориях. Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К скрытой безработице к относят существование нерациональной, неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно технического прогресса.

     В США в 60-х гг. естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х — уже 6,6%, в 80—90-х гг. — около 7% Превышение безработицы над ее естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. По расчетам американских экономистов, 60% прироста числа безработных в США в 60—90-х гг. приходится на структурную безработицу, а 40% — на циклическую. На динамику безработицы влияют, кроме того, экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции и активность профсоюзов.

     Разумеется, на практике трудно отделить воздействие  структурных факторов от циклических, и поэтому дефиниции, используемые наукой (фрикционная, структурная, циклическая и прочие виды безработицы), достаточно условны. Тем не менее они могут быть полезны, например, для выявления долгосрочных и краткосрочных факторов, влияющих на рынок труда.

     О макроэкономических издержках безработицы  говорит, в частности, закон Оукена, отражающий отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВВП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального его значения. В свою очередь, потенциальный ВВП определяется исходя из предположения, что существует естественный уровень безработицы при данных темпах экономического роста. Согласно закону Оукена превышение текущего уровня безработицы на 1% над предполагаемым естественным ее уровнем (при полной занятости) увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%. Это отношение 1:2,5, т.е. уровня безработицы к отставанию объема ВВП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы в стране4.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда