Государственное регулирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах , т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие, сущность рынка труда……………………………………….…5
Методы и инструменты государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………14
Проблемы государственного регулирования рынка труда в России……………….................................................................................26

Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по макроэкономике Государственное регулирование рынка труда.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

     К активным мерам относят: создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест; содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, получения кредитов и т. п.); содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной; развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

     Меры  пассивного характера включают: поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость); субсидирование заработной платы: а)  частично занятых – доплаты до уровня полнозанятых; б)  для сохранения занятости высококвалифицированных работников – доплаты на период выхода предприятия из кризиса. Компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей; в)  частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста); досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу; установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда; выплата пособий по безработице и материальная помощь безработным, утратившим право на пособие по окончании установленного срока его выплаты; организация оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные.

            Следует отметить, что  современные концепции регулирования  занятости, базирующиеся как на неокейнсианских, так и на неоклассических рекомендациях, в целом сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там и тогда, где и когда параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растет ее циклическая составляющая. При приближении экономики к состоянию полной занятости задача государства – содействовать развитию институтов инфраструктуры рынка труда и трудовой мобильности, сокращая тем самым масштабы и длительность фрикционной и структурной безработицы6.

    1. Проблемы государственного регулирования

    рынка труда в России 

     Законодательное регулирование занятости и безработицы  и России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

     В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован  безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

     В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию но направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

     Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости  не позже 11 календарных дней со дня  предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

     Решение о назначении пособия по безработице  принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

  • уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель па условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
  • уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
  • гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

     Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

     Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

     Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

     Период  трансформации российской экономики  сопровождался сокращением численности  занятых и ростом численности безработных. Характерно достаточно равномерное повышение уровня общей безработицы с 5,2% в 1992г. до 9,5% в 1995г. с относительной стабилизацией в период 1996-1997 гг. и послекризисным резким увеличением в 1998-1999гг. до 13,3% и возвратом на докризисный уровень 9,8% в 2004 г. Следует отметить, что приведенные данные позволяют подтвердить взаимосвязь «снижение инфляции – рост безработицы». Вместе с тем в краткосрочном периоде обратная взаимозависимость не прослеживается: рост инфляции в период финансового кризиса сопровождался ростом безработицы в России. Обращает на себя внимание то, что динамика показателя регистрируемой безработицы не отражает общей закономерности, начиная с 1999г. Доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных снижается, что обусловлено проблемами финансирования службы занятости: отсутствием средств на выплату пособий и проведение активной политики занятости, низкими размерами пособий для ищущих работу впервые или после длительного (более года) перерыва в работе. Так, в 2004 г. почти половина получателей пособия по безработице получала его в минимальном (на уровне минимальной заработной платы) размере. Таким образом, в переходной экономике институциональные факторы предопределяют снижение показателя регистрируемой безработицы.

            Острота проблем  на рынке труда в России носит  выраженный региональный характер. Различия в минимальном и максимальном уровнях регистрируемой безработицы по регионам возросли от 11,4 в 2002 году до 27,3 раз в 2004 г., соответствующие различия в коэффициенте напряженности рынка труда – от 390 раз в 2001 г. до 665 раз в 2004г. Это касается показателя общей безработицы, то, по данным ИЭ РАН, к концу 2004г. в 57 регионах России он превысил 13%, в том числе в 37 регионах был выше 15%, в четырех – более 30%.

            К регионам с высоким  уровнем безработицы относятся  те, где высок естественный прирост  населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Агинский Бурятский АО), а также  где высокий естественный прирост  сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). Кроме того, выделяются депрессивные регионы с преобладанием наиболее кризисных отраслей (легкая промышленность, отрасли ВПК) – Ивановская, Владимирская, Костромская, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл и др.

            Актуален и вопрос сельской безработицы, уровень которой с 1994 г. превышает аналогичный городской показатель. На предприятиях сельского хозяйства заявляется и наименьшее число вакансий (0,2% от их списочной численности в 2004г.).

            Во многих регионах России существуют районы с очаговой безработицей, жестко локализованной на определенных территориях и неустранимой без внешнего вмешательства. Специалисты ИЭ РАН отмечают, что на замкнутость очаговой безработицы влияет моноотраслевая специализация городов и районов, низкая межтерриториальная мобильность населения, различия в подходе властей к проведению экономических преобразований, направленность государственной финансовой помощи на паллиативные меры снижения напряженности рынка труда в ущерб стимулированию миграции. При относительной стабилизации уровня безработицы продолжает расти ее продолжительность. Так, если в 2001г. не имели работы больше года 18,2% всех безработных, то в 2002г. – 32,5%, в 2003г. – 44,6%7.

            Далеко не все  составляющие скрытой безработицы  поддаются статистической оценке. Тем не менее, по данным Государственной службы занятости РФ, в 2004г. в режиме вынужденной неполной занятости ежемесячно работали более 4 млн. человек. В тот же период, по экспертной оценке Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ, избыточная численность работающих (неэффективная занятость) составила 12,5 - 13 млн. человек, или 19-20% ЭАН. Эти процессы усилились в 2002 г., а в 2004 г. наступило снижение объемов скрытой безработицы более чем на треть. Наибольших размеров она достигла на предприятиях промышленности, транспорта, строительства, в научных учреждениях.

            По мнению Ф.Прокопова, реальное высвобождение, полностью  компенсирующее спад производства, привело  бы к соотношению численности  «эффективно занятых» и «полностью безработных» - 47 млн. к 25 млн. человек, или уровню открытой безработицы, составляющему около 35%8. Для создания адекватного количества рабочих мест, по его оценке, потребовался бы ежегодный рост ВВП на 30-40%. Таким образом, скрытая безработица, стабилизируя на данный момент рынок труда, формирует масштабы потенциальной безработицы, является фактором снижения цены труда и тормозит структурные изменения в занятости.  

      Безработица порождает не только экономические  потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений «социальной патологии», как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т.п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики. Существуют разные способы борьбы с безработицей. Можно использовать политику стимулирования инвестиций, особенно в малый и средний бизнес, можно увеличить государственные расходы или содействовать росту потребительских расходов. Однако все эти шаги принесут пользу лишь при снижении безработицы до уровня естественной нормы. Дальнейшее увеличение занятости обернется сначала ростом уровня цен, а затем возвращением безработицы к уровню естественной безработицы, т. е. стагфляции. Впоследствии ухудшаются и макроэкономические показатели, что сведет на нет все усилия по борьбе с безработицей. Поэтому государственная политика в области занятости должна строиться прежде всего на учете типа безработицы, а также на принятии мер по борьбе лишь с циклической безработицей, которые, в свою очередь, не должны провоцировать ускорение инфляции.

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения. С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек. Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой структуры занятости. Этому, в частности, способствует политика в области оплаты труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет гораздо более высокими темпами, чем в других сферах экономики.  На 1 января 2004 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины  отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда