Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Формой существования товарного производства, т.е. соединения рабочей силы и средств производства в условиях товарно-денежных отношений, является рынок, который представляет собой систематический реальный товарно-денежный обмен. В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют рынки потребительских товаров и услуг, также средств производства, фондов(капитала), ценных бумаг, научно-технических разработок, информации, а также рынок труда(рабочей силы). Рынок труда выполняет наиболее сложные функции производственных отношений. В теоретическом и практическом плане проблемы рынка рабочей силы в нашей республике разработаны недостаточно. От их решения во многом зависит возможность функционирования всей рыночной структуры.
До сих пор жива легенда о том, как бывший министр труда пытался было изъять из публикаций министерства само понятие «рынок труда», выдвигая доводы , что оно умаляет авторитет работников, если считать, что труд продаётся и покупается также, как зёрна, нефть или сталь. Да, действительно, следует признать, что понятие «труд» уникально. Трудовые услуги можно предоставить, самих же работников нельзя ни купить, ни продать. Труд отличается от других факторов производства тем, что является функцией жизнедеятельности личности и неотделим от неё как от таковой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Рынок труда: понятие, виды функции.……………………………………
2. Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования………………………………………………………………..
3. Функционирование рынка труда в Республике Беларусь. Направления совершенствования………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Рынок труда сущность виды проблемы регулирования.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

 Общественные  работы должны организовываться  не только с целью чем-то  занять безработных, но иметь определенный экономический эффект.

 Весьма  актуальной для Республики Беларусь  является идея неокейнсианцев о том, что необходимо сочетать определенный уровень занятости с определенными темпами экономического роста, не вызывающего инфляции. Наша экономика долгое время страдала то того, что ее пытались искусственно ускорить, а это вызывает стагфляцию. Для предотвращения стагфляции следует проводить политику активного рынка труда, политику контроля и антимонопольную политику.

 Необходимость  структурной перестройки экономики  и преодоления зависимости белорусской  экономики от ресурсов Российской  Федерации, усиление миграционных  процессов делают актуальными  и полезными многие направления  регулирования рынка труда, разработанные  в рамках активной политики  рынка труда представителями  шведской школы и социально-институционального  направления. Это касается создания  инфраструктуры рынка труда, развития  системы социального партнерства , налаживания сети различных институтов на рынке труда.

 Надо  учитывать, что если мы говорим  о трехсубъектной модели рынка труда в промышленно развитых странах, то у нас эти субъекты представлены государством. Оно является монополистом и монопсонистом на рынке труда. А становление рынка труда в республике возможно в условиях рыночных отношений во всей экономике в целом. 5,c.40-45]

 Правительственные  разработки стратегии государственной  политики занятости оформлены  в законе «О занятости населения  Республики Беларусь», в «Кодексе  законов о труде Республики  Беларусь», в законе «О мерах  по социальной защите населения  и регулированию оплаты труда». Они определяют правовые, экономические,  социальные и организационные  основы государственной политики  занятости, оговаривают обязанности  организаций по обеспечению занятости, меры их экономической ответственности за нарушение законодательства.  

 Следует  отметить, что принятое Республикой  Беларусь законодательство соответствует  мировой практике.

 Практической  формой реализации государственной  политики занятости выступает  программа занятости населения.  Ее цель–«обеспечение трудоустройства и социальной защиты населения от безработицы».

 Следует  признать, что государственная политика  занятости в Беларуси как активная  политика рынка труда нереальна  на сегодняшнем этапе, во-первых, потому, что она дорогостоящая.  Во-вторых, из-за наличия скрытой  безработицы. В-третьих, из-за  того, что не работает вся экономика  на рыночных началах и рыночных  регуляторах. В-четвертых, потому  что активная политика рынка  труда в промышленно развитых  странах появилась на высоком  уровне развития рынка труда,  чего у нас нет. И, наконец,  в-шестых, т.к. активная политика  рынка труда возможна в период  циклического подъема экономики. 

 Поэтому  очередной задачей в проведении  эффективной политики занятости  должно стать ее достаточное  финансовое обеспечение. Возможны  меры: а)предусмотреть формирование спецфондов, б)увеличить расходы госбюджета на политику занятости. Проблему финансового обеспечения политики занятости можно параллельно решать другим методом: создать денежно- кредитную среду, нацеленную на эффективную занятость.

 Беларуси  надо заинтересовать в производительных  инвестициях государственный сектор. Для этого надо либо уменьшить  ставку процента, либо увеличить  предельную эффективность капитала.

 Политика  занятости в Республике Беларусь  должна основываться на сочетании  отдельных элементов практики  организации гибкого рынка труда  и «регулируемого» рынка труда,  с постепенным овладением и  приоритетом методов проведения  активной политики рынка труда. 

 Активную  роль в создании условий для  функционирования рынка труда  должно играть государство. В  данном случае на государство  ложатся функции согласовании  политики в области оплаты  труда и социального обеспечения,  ценообразования, инфляционного  роста инвестиций; обеспечения разнообразия  мер по присвоению рабочей  силы к требованиям рынка труда;  Создание инфраструктуры рынка  труда. 

 Конкретными  направлениями политики занятости  могут стать: 

1. Селективный  экономический рост, который включает:

 а)  определение перспективных отраслей  и предприятий; 

 б)  Отказ от государственной помощи  убыточным предприятиям, постепенный  вывод скрытой безработицы на  открытый рынок труда; 

 в)  оказание помощи частному производительному  капиталу;

2. Пересмотр  ориентиров инвестиционной политики, что означает расширение системы  выдачи кредитов, ссуд частным  лицам для развития частного  предпринимательства. 

3. Стимулирование  подвижности рабочей силы, развитие  гибких форм занятости. 

4. Развитие  внутренних рынков труда, что  включает:

 а)  перенос акцента в оказании  помощи с государственного уровня  на уровень конкретных предприятий; 

 б)  развитие системы внутрифирменной  подготовки работников;

 в)  дифференциация в оплате труда  квалифицированных и не- квалифицированных работников;

5. Развитие  института социального партнерства  на рынке труда. 

6. Создание  правового регулирования и организации  межгосударственных отношений с  другими государствами по поводу  найма, миграции, социальной защиты. [5,c.53-58]  
 
 

6.Заключение 

 Переход  к рыночным отношениям обусловил  необходимость изучения рынка  труда .Рабочая сила на рынке функционирует как товар, который покупается и продаётся ,имеет спрос предложение и цену. В новых условиях важно понять сущность функционирования и особенность формирования рынка труда, методы его анализа, меры активного и пассивного регулирования. Особую актуальность приобретает прогнозирование структуры занятости и рынка труда.

 Становление  рынка труда в Республике Беларуси  – это глубоко противоречивый  процесс, включающий в себя  как противоречия развития, связанные  с переходом от устаревших  форм производственных отношений  к более новым, так и противоречия функционирования, связанные с регулированием функционального равновесия на рынке труда. Противоречия развития обусловлены спецификой переходного периода от огосударствленной экономики к рыночной.

 Обращаясь  к данным последних лет можно  увидеть, что в 2001г. по сравнению  с 2000г. численность безработных  минчан выросла на 8,9% и превысила  14 тыс. человек. Как и ранее,  среди нетрудоустроенных выше  доля женщин – 59,3%. Средний  возраст безработных снизился  до 29 лет, среди стоящей на учете  молодежи таких более 60%. За  прошедший год втрое больше  зарегистрировано лиц не имеющих  оконченного среднего образования . По прежнему около 30% обращающихся в службу представляют социально незащищенные категории граждан. Общее число нуждающихся в трудоустройстве в прошлом году составило 33365 человек. Возросло количество и занятых в экономике столицы ( 654025 человек, на 1,4% больше, чем в 2000г.).

 Главенствующее  положение в последние годы  в формировании спроса на рабочую  силу занимает сфера материального  производства. Каждая третья вакансия  заявляется промышленным предприятием, каждая восьмая- торговлей и общепитом, каждая десятая – транспортными структурами.

 Статистика  свидетельствует, что к концу  прошлого года на предприятиях  и организациях столицы насчитывалось  21,4 тыс. вакансий, но в службу  занятости было заявлено лишь  о 32,9% из них. На свободные  места было принято 189,8 тыс.  человек. Прием новых работников  превысил численность уволившихся  по столице на 7,3 тыс. человек  ( 1,4%).Удалось почти до полугода сократить среднюю продолжительность безработицы, а также уменьшить её общеобразовательный уровень, рассчитанный к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте до 1,3%. Он остался самым низким в республике, т.к. со службой занятости сотрудничало более тысячи предприятий.

 У  нанимателей достаточно высоким  спросом пользовались представители  рабочих специальностей, низкоквалифицированные рабочие, в отличие от профессий служащих ( воспитатели, инженеры-конструкторы, мастера). Среди трудоизбыточных значатся экономисты, юристы, математики, бухгалтера, секретари-референты, техники- механики.

 Это  объясняется такими факторами  как низкий размер заработной  платы низкоквалифицированных рабочих  и служащих. Переизбыток вышеуказанных  специалистов объясняется общим  спадом производства в республике  и значительным внеплановым числом  выпускников в ВУЗах республики, особенно коммерческих.

 Безработица  молодеет. Почти всем выпускникам  вузов предоставлено право свободного  трудоустройства. Нетрудно догадаться во что оно выливается. Каждый седьмой среди нуждающихся в трудоустройстве не достиг совершеннолетия. Оказание помощи безработной молодежи выделено центром занятости в отдельное направление. А программа занятости на будущий год предусматривает содействие созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства за счет оказания финансовой помощи из средств государственных фондов содействия занятости, трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной защите, укомплектование кадрами предприятий ведущих отраслей экономики.

 Число  безработных по другим областям, в отличии от Минска, значительно выше ( см. приложение ), что объясняется главным образом отсутствием на переферии свободных вакансий, недостаточно организованной работой службы занятости, невысоким уровнем образования. Значительно больше безработных среди женщин. Общеизвестно, что женщины не могут заниматься тяжёлым физическим трудом, поэтому для них возможность выбора профессии меньше. Наряду с этим работодатели предпочитают в первую очередь брать на работу мужчин. Некоторые женщины сознательно посвящают свою жизнь семье, воспитанию детей.

 Можно  с уверенностью сказать, что  по мере перехода к рыночной  экономике проблемы рынка труда  приобретают всё большее значение. Этот переход требует пересмотра  многих устоявшихся представлений,  законодательных и нормативных  актов, касающихся понятия занятости. .[2,c.95]. Ведь без возрождения интереса  и уважения к производительному  и качественному труду нельзя  преодолеть экономический кризис, достигнуть социального прогресса.  
 

 Список  использованной литературы:

1. Головачёв  А.С «Экономика и рынок труда»,учебное пособие-Минск:Выш.шк.,1994-245 с..

2. Маслов  Е.В «Управление персоналом предприятия»:уч.пособие-М.:Инфра-М,МГАЭиУ;Новосибирск:1998-312 с.

3 Журавлёва  Г.П. Мельчакова Н.Н.,«Теоретическая экономика. Политэко-номия.» М.:Банки и биржи, Юнити,1997-485 с.

4.Нуреев  Р.М. «Курс микроэкономики»-М:Изд.грппа НОРМА-ИНФРА,1998-572 с.

5.Ванкевич  Е.В.«Экономические проблемы становления  рынка труда»-Мн.:ООО "Мисанта",1996-68 с

6.Бобкова  И.Н.«Рынок труда в Беларуси:особенности и тенденции развития»,.Минск:Академия мВД РБ, 1999-312 с.

10. Войтовский  Н.В.,Клебанера В.Я..«Основы рыночной экономики», Санкт-Петербург,1992-218 с.

11. .Соколинский  В.М. «Дайжест экономической теории».Учебное пособие М.-Аналитика Пресс, 1998-196 с.

12. Долан Э.Дж., Линдсей Д., «Микроэкономика» С.-Пб., 1994-448 с.

13.Статистический  ежегодник, Минск, 2001.

14. «Труд  и рынок»//2001.№14;2002,№4.

15. «Макроэкономика»  под ред.Николаевой,М.:Министерство статистикт и анализа РБ,2000.

16.Эренберг  Р.ДЖ.,Смит Р.С."Современная экономика труда"Теории и государственная политика"-М.:МГУ,1996-800 с.

17."Экономика  труда":Уч.пос. для студентов специально-сти"Экономика и управление на предприятии"-Гомель:ГКИ,1999-88 с.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования