Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Формой существования товарного производства, т.е. соединения рабочей силы и средств производства в условиях товарно-денежных отношений, является рынок, который представляет собой систематический реальный товарно-денежный обмен. В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют рынки потребительских товаров и услуг, также средств производства, фондов(капитала), ценных бумаг, научно-технических разработок, информации, а также рынок труда(рабочей силы). Рынок труда выполняет наиболее сложные функции производственных отношений. В теоретическом и практическом плане проблемы рынка рабочей силы в нашей республике разработаны недостаточно. От их решения во многом зависит возможность функционирования всей рыночной структуры.
До сих пор жива легенда о том, как бывший министр труда пытался было изъять из публикаций министерства само понятие «рынок труда», выдвигая доводы , что оно умаляет авторитет работников, если считать, что труд продаётся и покупается также, как зёрна, нефть или сталь. Да, действительно, следует признать, что понятие «труд» уникально. Трудовые услуги можно предоставить, самих же работников нельзя ни купить, ни продать. Труд отличается от других факторов производства тем, что является функцией жизнедеятельности личности и неотделим от неё как от таковой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Рынок труда: понятие, виды функции.……………………………………
2. Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования………………………………………………………………..
3. Функционирование рынка труда в Республике Беларусь. Направления совершенствования………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Рынок труда сущность виды проблемы регулирования.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

 Регулирующее воздействие носит различный характер: защитный (особенно для отдельных слоев населения), поощрительный (для администрации, населения), ограничительный, директивный, контрольный, организационный. Целенаправленное регулирование процессов на рынке труда требует внесения соответствующих корректировок в законодательные акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития общественного производства. Следовательно, регулирование рынка труда – это взаимоувязанная работа государства, территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий.

 Есть  два типа регулирования рынка  труда: 

-пассивное,  когда объектом внимания становится  рабочая сила, уже попавшая на  рынок труда и активно ищущая  применения, т.е. мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство, а в необходимых случаях – на переподготовку;

 -активное, направленное на предупреждение безработицы, вытеснения рабочей силы с предприятия на рынок, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, т.е. меры воздействия в этом случае носят во многом упреждающий характер.

 Регулирующая  функция государства осуществляется  через:

-пересмотр  важнейших норм государственного, трудового и административного  права, регулирующих наем и  увольнение, рабочее время, охрану  и условия труда, формы трудоустройства; 

-установление  минимума заработной платы; 

-социальную  защиту малоимущих слоев населения; 

-контроль за уровнем безработицы;

-организацию  системы подготовки и переподготовки  населения; 

-федеральную  программу занятости и т.д. 

 Непосредственное  регулирование рынка труда осуществляется  через такие государственные  структуры, как федеральная служба  занятости, министерство труда,  федеральная миграционная служба  и пр.

 Ведущая  роль здесь принадлежит Федеральной  службе занятости. По наиболее  важным вопросам принимаются  правительственные решения. Например, в целях реализации Закона о занятости населения и предупреждения массового высвобождения рабочей силы издано постановление, где содержатся критерии массового высвобождения работников, перечень мероприятий по содействию занятости населения, основные принципы взаимодействия работников, работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти по организации занятости населения, требования к предоставлению предприятиям и органов исполнительной власти по организации в территориальные службы занятости населения информации о сроках массового высвобождения работников, объемах высвобождения, сведений о каждом высвобожденном работнике.

 Большую  роль в регулировании ситуации  на региональном рынке труда  играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно  с региональной службой занятости  как представителем федеральной  службы заботятся о выработке  региональной программы занятости,  формировании финансово-кредитного  механизма влияния на количество  рабочих мест, формировании миграционной  политики, организации общественных  работ. 

 Повышению  спроса на рабочую силу способствуют  такие меры, как: 

-развитие  производительных сил; 

-развитие  новых форм хозяйствования;

-разрешение  нестандартных форм занятости; 

-организация  общественных работ; 

-стимулирование  развития производства как следствие  мер по повышению покупательной  способности населения; 

-субсидирование  занятости (особенно молодежи, инвалидов,  матерей-одиночек в связи с  их низкой конкурентоспособностью  на рынке труда);

-льготное  кредитование и финансирование  создания новых рабочих мест  на предприятиях, а также предприятий,  активно включившихся в выполнение  территориальной программы занятости; 

-снижение  бюджетных выплат и взносов  на социальное страхование за  временных и частично занятых  работников.

 Снижение  спроса на рабочую силу связано  с реализацией мероприятий, направленных  на сдерживание размещения на  данной территории производительных  сил и создания новых рабочих  мест, с более жесткой кредитной  политикой, дополнительными налогами  за использование трудовых ресурсов.

 Увеличению  предложения рабочей силы содействуют  такие мероприятия, как: 

-изменения  трудового законодательства, расширяющие  возможности трудоустройства; 

-расширение  масштабов профессионального обучения, переобучения кадров и повышения  квалификации;

-миграционная  политика по привлечению рабочей  силы в регион;

-информирование  населения о наличии вакантных  рабочих мест и организация  соответствующей рекламы; 

-разработка  специальных программ, повышающих  конкурентоспособность отдельных  групп населения. 

 А  к мероприятиям, нацеленным на  снижение предложения рабочей  силы, относятся: 

-миграционная  политика в регионе; 

-сокращение  рабочего времени, разрешение  неполной занятости; 

-увеличение  срока обучения с отрывом от  производства и рост численности  обучаемых по данной форме;

-увеличение  пособий и сроков отпуска женщин  по уходу за детьми;

-повышение  пенсий, поощрений досрочного входа  на пенсию;

-интеграция  в международный рынок и содействие  выезду рабочей силы на работу  за рубеж. 

 Иногда  инвестиционная политика, направленная  на искусственное сдерживание  безработицы, может привести к  наращиванию инвестиционных процессов,  падению объемов производства  и производительности труда и  как следствие – к хронической  безработице, дальнейшему обострению  социальных проблем, что ставит  под сомнение сами экономические  реформы. Следовательно, инвестиционная политика государства должна быть рациональной, а подход к приватизации государственных предприятий и привлечению иностранных инвестиций – взвешенным.

 Нормально  функционирующий рынок труда  предполагает наличие механизма,  обеспечивающего полное возмещение  затрат на расширенное воспроизводство  рабочей силы и устранение  необоснованных региональных различий в уровне жизни, создание условий, позволяющих государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.

 Применительно  к локальным рынкам труда методы решения проблемы сбалансирования предложения спроса и предложения на рабочую силу имеет свою специфику. Источником информации о рынке труда служат разрабатываемые органами статистики балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о предлагаемом и фактическом высвобождении работников, сведения службы занятости о численности зарегистрированных безработных, различного рода единовременные обследования. К сожалению, целостной картины «наполнения» рынка труда, точной количественной и качественной его характеристики получить пока не удается, что затрудняет оценку текущей ситуации и, следовательно, эффективное управление занятостью населения. Особенно сложен сбор информации об участниках рынка труда, которые трудоустроились самостоятельно. Сведения же, которыми располагают службы занятости, не учитывают тех, кто ищет работу самостоятельно, а последние составляют 2/3 от общего количества трудоустраивающихся. [2,c.33]

 В  настоящее время механизм регулирования  рынка труда включает не только  комплекс материальных, но также  и административных, организационных,  законодательных, психологических  мер. В каждой стране под  влиянием социально-экономической  ситуации и национальной специфике  формируются своя модель механизма  регулирования рынка труда и,  соответственно, своя политика на  рынке труда. 

 В  зависимости от исходной теоретической  концепции можно выделить политику  «регулируемого» рынка труда  (по кейнсианским рецептам), политику гибкого рынка труда (как проявление монетаристской концепции), активную политику рынка труда (теоретическую основу составляют идеи структуралистов, шведской школы, некоторых представителей социально- институционального направления).

 Политика  «регулируемого» рынка труда  включает разработку и осуществление законодательных мер защиты и сохранения рабочего места вплоть до правительственных обязательств поддержания полной занятости, государственный контроль за развитием трудовых отношений, взятие государством на себя части издержек по воспроизводству рабочей силы, особенно среди неимущих слоев населения, государственное предпринимательство, оформление общенациональных программ создания рабочих мест, общественных работ, материальной помощи безработным и малоимущим. Переход к модели «гибкого» рынка труда свидетельствует о снижении роли государства, его экономической и социальной активности, всемерном расширении предложения рабочей силы посредством стимулирования всех форм ее подвижности, распространения более гибких форм трудовых отношений. Модель «гибкого» рынка труда получила достаточно широкое распространение в США (рейганомика).

 Объективной  основой процесса перехода к  модели «гибкого» рынка труда  стали изменения в содержании  и организации труда, обусловленные  влиянием НТР на экономику,  структурная перестройка экономики,  постоянное изменение структуры  спроса на товары и услуги. Становлению «гибкого» рынка  труда способствовали также социальные  и демографические факторы. 

 Проведение  политики гибкого рынка труда,  наряду с положительными, дало много нежелательных побочных эффектов. Это обусловило необходимость очередного видоизменения системы мер государственного воздействия на занятость, получившего на Западе название активной политики рынка труда, которая первоначально возникла в Швеции.

 Активная  политика рынка труда – это  комплекс мероприятий, осуществляемых  сетью специальных государственных  учреждений в целях поддержания  занятости, повышения мобильности  рабочей силы, создания новых  рабочих мест, а также селективные  меры по повышению возможностей  людей получить и сохранить  работу. Она является частью общей социальной политики, сочетается с общеполитическими мерами по поддержанию темпов роста и уровней спроса. Центр тяжести переносится с борьбой с негативными социальными явлениями на создание условий, препятствующих их возникновению и массовому распространению, переориентации пассивной помощи безработным на меры активного характера.

 В  целом специалисты считают, что  активная политика рынка труда  станет основным инструментом  его регулирования в предстоящие  годы. Вместе с тем единодушно  признается на Западе, что ее  осуществление является дорогостоящим  и сложным делом. Она требует  роста затрат, развитой инфраструктуры  рынка труда, продуманной организации  четкого функционирования служб  занятости, их тесного взаимодействия  с органами власти всех уровней,  всех видов деятельности с  программами экономического и  социального развития. Это предполагает  достаточно высокий уровень развития  самого рынка труда. 

 Регулирование  рынка труда возможно на различных  уровнях: макро-, микро-, на региональном, отраслевом и международном.

 При  наличии общих форм регулирования  рынка труда в каждой стране  есть свой подход к решению  проблем занятости, учитывающий  особенности экономического, политического  развития, национальные традиции, демографический  состав трудоспособного населения,  миграцию, профессионально - квалифицированный  уровень. [5,c.30-38].  
 

3. Функционирование  рынка труда в Республике Беларусь. Направления совершенствования.  

 В  Беларуси рынок труда проходит  начальный этап становления . Постепенно создается инфраструктура рынка труда: система правового регулирования, информации, разворачивают свою деятельность служба занятости, навыки работы в новых условиях приобретают профсоюзы, формируются союзы работодателей.

 Становление  рынка труда в Республике Беларусь  – это длительный, сложный, противоречивый  процесс, суть которого состоит  в переходе от ресурсоограниченного рынка к рынку труда с ограниченным спросом на труд. Он определяется специфическим характером экономики, структурой народного хозяйства, а также трудностями структурного, экономического, социально-политического и психологического характера. [4,c.46]

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда. Проблемы регулирования