Государственное регулирование рынка и цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимого вмешательства государства в ценообразование, форм, методов и результатов государственного регулирования цен.
Задачи данной работы:
Рассмотреть вмешательство государства в ценообразование на разных этапах развития общества.
Сформировать основные задачи и методы регулирования цен государством.
Рассмотреть меры, принятые Правительством РФ, направленные на выход России их мирового финансового кризиса.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование рынка и цен.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

 Программным документом в рамках борьбы с кризисом стал “План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики”. Основные меры, предпринятые Правительством России под руководством премьер-министра В. Путина с сентября 2008 года, таковы:

 — предоставление финансовой помощи из бюджетных и  внебюджетных государственных источников, а также резервов Банка России банковскому сектору страны в  размере 3,8 трлн руб. (почти 150 млрд долл.);

 — выделение 50 млрд долл. для рефинансирования внешнего долга российских корпораций;

 — снижение налоговой нагрузки;

 —организационная и финансовая поддержка стратегических экономических субъектов, активизация по борьбе с кризисом в стратегических отраслях.

 Правительство РФ утвердило список предприятий  различных отраслей экономики, которым  будет оказана приоритетная помощь. Точечные преференции также получили автопроизводители, сельхозпроизводители,  строительные и нефтяные компании, предприятия оборонно-промышленного комплекса.

 Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год:

 Проведение  ответственной бюджетной политики.

 Резкое  снижение цен на нефть и газ, а  также экономический спад приведут к тому, что федеральный бюджет недополучит в 2009 году 4,2 трлн.рублей. Принятые правительством решения по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему  на 420 млрд.рублей. Тем самым правительство  увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут  использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции.

 Снижение  доходов коснется и территориальных  бюджетов, и социальных фондов. Правительство  приняло решение, несмотря на это, не сократить, а увеличить государственные  расходы, существенно изменив их направленность. Сокращаются или отодвигаются на более поздние сроки неприоритетные расходы бюджета. «Высвободившиеся» средства будут направлены на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под удар секторов экономики.

 Увеличение  государственных расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных в Резервном  фонде в период высоких цен  на нефть. В 2009 году из Резервного фонда  на расходы будет направлено примерно 2751,5 млрд.рублей. Даже в случае, если усиление кризиса приведет к дальнейшему  снижению цен на товары российского  экспорта, использование Резервного фонда гарантирует полное и безусловное  исполнение увеличенных расходных  обязательств федерального бюджета.

 Важным  направлением в решении задач  повышения сбалансированности бюджетной  системы станет реализация мер, направленных на повышение эффективности бюджетных  расходов.

 В этой связи будет ускорена реализация решений, направленных на модернизацию бюджетного сектора экономики, включая  развитие института автономных учреждений, механизмов финансирования социальных услуг из бюджетных источников, осуществляемого  на конкурсной основе.

 Сокращение  инфляции.

 Повышение курса иностранной валюты, ставшее  следствием финансового кризиса, привело  к росту цен, прежде всего за счет быстрого удорожания импортных и  части отечественных товаров, производимых с использованием импортного сырья. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 году примерно в тех  пределах, которые были зафиксированы  в прошлом году. В последующем  возможно замедление инфляции до 10% в 2010 году и 7,5 % в 2011 году. Правительству, совместно  с Банком России, предстоит сочетать решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством  ликвидности и в то же время  не допустить разгона инфляции.

 Важную  роль в противодействии росту  цен будет играть борьба с долларизацией  экономики - повышение доверия к рублю как средству сбережения. Этому будет способствовать установление Банком России пределов роста стоимости бивалютной корзины, подорвавшее привлекательность конвертации рублевых средств в иностранную валюту. Параллельно Федеральная антимонопольная служба активизирует борьбу с необоснованным повышением цен за счет сговора поставщиков и других незаконных действий.

 Следующая задача состоит в расширении банковского кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан.

 В настоящее  время высокая стоимость заемных  средств в значительной мере определяется рисками, связанными с неопределенностью  внешнего и внутреннего спроса. Поддержка  потребительского и инвестиционного  спроса за счет дополнительных государственных  расходов позволит снизить такие  риски, а в сочетании со стабилизацией  ожидаемой будущей стоимости  иностранной валюты создаст предпосылки  для снижения в будущем процентных ставок.

 В среднесрочной  перспективе определяющим условием снижения процентных ставок станет последовательное замедление инфляции. Правительство  намерено воздержаться от существенного  наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы  ограниченные инвестиционные ресурсы  банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных  предприятий.

   Таким образом, в России антикризисная политика имеет многовекторный характер. Вместе с тем выбор различных (монетарных, стимулирующих и протекционистских) мер борьбы с кризисом свидетельствует о том, что власти пытаются найти баланс между основными социальными и экономическими интересами.  
 
 

 Заключение.

 Данная  работа показала нам, что проблема государственного регулирования цен возникла ещё  далеко в прошлом и на данный момент не утратила своей актуальности. Государство должно воздействовать на цены как путём прямых: замораживать цены при необходимости, устанавливать фиксированные цены и тарифы на определённые виды товаров, пределы их повышения, предельные нормы рентабельности, так и путём косвенных методов: создавать условия для развития предпринимательской деятельности, привлекать в страну иностранные инвестиции, создавать совместные предприятия, эффективно использовать таможенные тарифы, льготные таможенные пошлины. Государственное регулирование ценообразования преследует следующие цели:

  1. закрепление тенденции экономического роста
  2. устранение глубоких ценовых диспропорций
  3. ограничение влияния монополий (включая естественные) на цены, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса

 Однако  следует помнить, что чрезмерное вмешательство государства в ценообразование ухудшает экономическое положение страны, нарушает механизмы рыночного ценообразования. Поэтому политика централизованного регулирования цен должна быть гибкой и продуманной, соответствовать определённым экономическим условиям, сложившимся в стране в данное время, быть постоянно сориентированной на рост эффективности производства и совершенствование его структуры, на расширение покупательной способности широких слоев населения.

     Не  всегда вмешательство государства  в ценообразование застраховано от ошибок, поэтому статистика должна вырабатывать определённые методы мониторинга  цен, должны быть представлены определённые прогнозы динамики цен .

     В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.

 Ценовая политика является частью экономической  политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо  важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

 Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики  ценообразование происходит совершенно стихийно, мы смогли убедиться, что в действительности цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

  1. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия; учебник для вузов/М.: Экономика, 2000г.
  2. Журавлева Г.П. «Экономическая теория. Микроэкономика». М. - 2004.
  3. Хайман Д.Н. «Современная микроэкономика». М. – 2000.
  4. Манков В.И. «Рыночная экономика». М. – 2003.
  5. Кушлин «Государственное регулирование рыночной экономики»М-2005.
  6. Слепов. « Ценообразование». М. – 2005.
  7. Пенкин А. Ф. «Мировой финансовый кризис» М – 2008.
  8. Гайдар «Финансовый кризис в России» М – 2009.
  9. Ганелес О. «Контроль цен налоговыми органами» // Экономист. – 2000. - № 10.
  10. Вэриан Х. «Микроэкономика». М. - 2002.  
  11. www.iet.ru
  12. www.ress.ru
  13. www.dcenter.ru
  14. www.economy.gov.ru
  15. www.eg.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения.

 «Роль государства в  рыночном ценообразовании» Таблица 1

       
Виды  цен Роль  государства Формы государственного воздействия
  1. Фиксированные
    государством цены 
     
     
Цены устанавливает само государство 
 
  1. Государственные прейскурантные цены
  2. «замораживание» рыночных свободных цен
  3. Фиксирование монопольных цен
 
  1. Цены, регулируемые государством
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Государство устанавливает правила для предпринимателя, а оно само устанавливает цены 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Установление  предельного уровня цен
  2. Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта
  3. Установление предельных значений элементов розничной цены
  4. Установление предельного уровня разового повышения цен
  5. Государственный контроль за монопольными ценами
  6. Регулирование рыночных цен путём установления цен государственным предприятиям
 
  1. Свободная (договорная) цена
 
Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию
 
  1.  Запрет  на горизонтальное фиксирование  цен
  2. Запрет на вертикально фиксирование цен
  3. Запрет на ценовую дискриминацию
  4. Запрет на недобросовестную ценовую рекламу
 
 

 «Схема  государственного контроля и вмешательства в рыночный ценовой механизм с его основными отрицательными последствиями».

 

     «Индексы  цен в секторах экономики» (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах).

    Показатели 2000 2005 2006 2007 2008
    Индексы потребительских цен 119.0 112.4 107.1 109.7 113.5
    Индекс  цен производителей промышленных товаров3 124.1 106.9 105.2 111.7 112.4
    Индекс  цен производителей сельскохозяйственной продукции 132.0 
    112.5 113.8  
    110,8
    124.5
    Сводный индекс цен строительной продукции4 136.2 118.2 112.0 115.3 115.8
    Индекс  тарифов на грузовые перевозки5 110.3 102.7 94.7 97.0 113.2
     

       
 
 
 
 
 

Последствия введения акциза. 
 

Последствия введения дотаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование рынка и цен