Государственное регулирование рынка и цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимого вмешательства государства в ценообразование, форм, методов и результатов государственного регулирования цен.
Задачи данной работы:
Рассмотреть вмешательство государства в ценообразование на разных этапах развития общества.
Сформировать основные задачи и методы регулирования цен государством.
Рассмотреть меры, принятые Правительством РФ, направленные на выход России их мирового финансового кризиса.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование рынка и цен.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

 Фиксированные цены стали одним из основных видов  цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается  на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

 Установление  цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы — пример фиксации цен на товары и услуги госсектора.

 Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.

 Контроль  над ценами на определенные виды товаров  осуществляется национальными органами.

 Примерами могут служить установление цен  на уголь и черные металлы Европейским  объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в ЕС, меры по унификации транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и воздушные перевозки.

    3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

 Фиксация  цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе — типичное средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

 Многие  цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

 4. Установление  предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при  ее расчете учитывается прибыль  в размере предельного норматива  рентабельности. В России этот  метод регулирования цен получил  наибольшее распространение. Он  применяется при регулировании  цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).

 Цены  на продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный  уровень, должны пересматриваться предприятиями  в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться  по сниженным ценам с рентабельностью  не выше предельного уровня.

 За  рубежом этот метод практически  не используется. Он имеет серьезный  недостаток: не заинтересовывает предприятия  в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

 5. Установление  предельных размеров снабженческо-сбытовых  и торговых надбавок, наценок.  Органам исполнительной власти  на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

 6. Для  биржевой торговли и вне биржевого  оборота может быть введен  предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .

 7. Декларирование  цен. По решению органов исполнительной  власти может вводиться декларирование  оптовых (отпускных) цен на  отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

 Органы  ценообразования вправе принимать  решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

 С момента  регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.

 8. Установление  рекомендательных цен по важнейшим  видам продукции. Такая практика  имеет место в некоторых странах,  например в США, Японии. Если  цена превышает рекомендуемый  уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

 Прямым  государственным вмешательством в  процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

 Эффективным средством регулирования цен  является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно  воздействуют на цены.

 Особым  направлением ГЭР является государственное  воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

     Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

 Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

 Органы  исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями  и потребителями продукции при  участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

 К формам косвенного регулирования цен также  можно отнести различные мероприятия  и программы, разрабатываемые государственными органами.

 1. Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.

 2. Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

 3. Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

 4. Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

 5. Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.

 Государство также может оказывать воздействие  на цены, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили. 

3.3 Оценка государственного регулирования цен.

 Рынок обычно являет собой хороший способ организации экономической деятельности. Вот почему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложения. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложения и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества. Конечно, правительство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыночные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличение доступности аренды жилья, а минимальный размер оплаты — на избавление людей от бедности. Но очень часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он не стимулирует поддержание зданий в хорошем состояния и осложняет поиск квартиры. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы.

 Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем не обязательно контролировать цены. Правительство имеет возможность сделать аренду жилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. В отличие от контроля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращению объема предложения квартир и, следовательно, к дефициту жилья. Аналогично, субсидии заработной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, правительственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачиваемых рабочих. Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффективна, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии на заработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышения налогов.

4. Программа антикризисных мер в России. 

 Для России наступивший 2009 год будет  непростым: впервые за последние  годы у нас будет дефицит бюджета, продолжится ослабление рубля и  рост безработицы. Эксперты прогнозируют резкое замедление экономического роста. Финансовая ситуация в России усугубляется резким падением цен на нефть, что  в условиях сохранения сырьевой направленности российской экономики служит дополнительным фактором макроэкономической и социальной нестабильности.

 Конечно, Президент и Правительство РФ в сложившейся ситуации не сидят  сложа руки. Они активно включились в борьбу с кризисом, используя  для этого все имеющиеся рычаги воздействия на финансово-экономическую систему.

 Глобальный  кризис принудил все страны мира предпринять  контрмеры. К настоящему времени  выработалось в целом единое представление  ведущих государств о необходимости  регулирующих мер в рамках совершенствования  существующей или формирования новой  мировой финансовой архитектуры. По ключевым вопросам стабилизации банковской и финансовой систем в большинстве  развитых стран выработаны единые подходы  и намечено использование одинаковых инструментов (хотя объем и условия  их применения различаются по странам). К этим инструментам относятся банковские кредиты из специальных государственных  фондов помощи, приобретение государством пакетов акций банков (то есть их частичная национализация), гарантирование банковских обязательств и расширение гарантий по банковским вкладам.

 Антикризисные меры, предпринимаемые Правительством России, в целом находятся в  русле общемировых тенденций: выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, снижается налоговая нагрузка на предприятия, оказывается избирательная  поддержка отдельным отраслям народного  хозяйства и градообразующим  предприятиям.

Информация о работе Государственное регулирование рынка и цен