Государственное регулирование рынка и цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимого вмешательства государства в ценообразование, форм, методов и результатов государственного регулирования цен.
Задачи данной работы:
Рассмотреть вмешательство государства в ценообразование на разных этапах развития общества.
Сформировать основные задачи и методы регулирования цен государством.
Рассмотреть меры, принятые Правительством РФ, направленные на выход России их мирового финансового кризиса.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование рынка и цен.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

Введение.

 Государственное регулирование рынка и цен  — это совокупность мер, принимаемых  правительством в процессе участия  в системе товарно-денежных отношений  и направленных на осуществление  регулирования цен в различных  сферах народного хозяйства и  контроля за ними. Таким образом, государственное  регулирование цен можно представить  как попытку государства с  помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на рынок и цены таким  образом, чтобы способствовать стабильному  развитию экономики в целом.  
   Центральное место в  механизме саморегулирования рыночной экономике и воздействии государства на её динамику и эффективность занимает цена. Уровень, соотношение и динамика цен определяет судьбу некоторых агентов рынка, изменение реальных доходов работника, предприятий, государственных бюджетов.

 Так нужно ли государству регулировать цены? А может быть цены – это  саморегулирующийся механизм, который  будет устанавливаться  путём  спроса и предложения на рынке? А  влияние государства на их уровень  лишь только ухудшит положение в  обществе? А как же тогда инфляция, безработица, экономические спады? Кто в этом случае будет помогать обществу? При зрелом размышлении  мы понимаем, что это концепция  ошибочна, а регулирование цен  – это необходимая задача любого государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен. Однако следует помнить, что участие государства в ценовой политике должно быть ограниченным.

 Тема  данной работы актуальна тем, что  при помощи грамотной политике государство  позволяет сдерживать неоправданный  рост цен, смягчать их воздействие на жизненный уровень общества, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий страны.

 Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимого вмешательства  государства в ценообразование, форм, методов и результатов государственного регулирования цен.

 Задачи  данной работы:

  1. Рассмотреть вмешательство государства в ценообразование на разных этапах  развития общества.
  2. Сформировать основные задачи и методы регулирования цен государством.
  3. Рассмотреть меры, принятые Правительством РФ, направленные на выход России их мирового финансового кризиса.
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

 1.История эволюций представлений о роли государства в экономике.

   Государственное  регулирование  экономики   имеет  долгую  историю    и восходит к концу средневековья. Отношение к  государственному  вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным. Заслуга первых представителей экономических школ не  в  том,  что  они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в  том,  что  обозначили его.

 Первые  камни в фундамент новой отрасли  общественного  знания  заложили меркантилисты. Меркантилисты  - от итальянского mercante –  купец,  торговец –  сторонники  сильной  власти,  выступали  за   государственную   поддержку торговли (особенно экспорта). Условием  роста  богатства  нации  считали  не только выгоду внешнеторговых  связей  с  другими  странами,  но  и  развитие собственной  промышленности,  ремесленного  и  мануфактурного  производства.

 Меркантилисты подчёркивали основную роль государства  в экономике как основной институт, способный управлять всеми экономическими процессами.

 Следующей ступенью развития экономической мысли  стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании  экономических процессов. Все  его  действия  должны  быть  направлены  на  увеличение  благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем  болеешь  налогов  с  них  можно собрать.

 Родоначальником классической школы считают Адами  Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину  общества как систему, а не как  отдельные тезисы.

       В  своем  описании  системы  рыночной экономики  Адам  Смит  доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению  своих частных  интересов является главной движущей  силой  экономического  развития, увеличивая в конечном  итоге  благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Это достигается,  как  писал  Смит,  посредством  «невидимой  руки» рыночных  законов.  Стремление  к  личной  выгоде  ведёт   к  общей  выгоде, развитию  производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится  о  себе, а выигрывает общество.

 Таким образом, представители классической школы не видели большого значения  государства в регулировании экономических  процессов,  так  как  считали, что рынок  сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.

 Но  несмотря не привлекательность элементов  А. Смита, не существует чисто рыночных экономик.  Государство будет  играть важную роль в экономике, если общество столкнётся с такими общеэкономическими проблемами, как: инфляция, безработица.

 В 30-е  года прошлого века,  после глубочайшего  спада  экономики  США, Джон Кейнс  в  своей  книге  “Общая  теория  занятости,  процента  и  денег” выдвинул свою теорию, в которой  он  опроверг,  взгляды  классиков  на  роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая  Кейнсом,  предусматривает активное вмешательство государства в экономическую  жизнь.  Он  не  верил  в саморегулирующийся  рыночный  механизм  и  считал,   что   для   обеспечения нормального  роста  и  достижения  равновесия  необходимо  вмешательство   в процесс  экономического  развития  извне. 

 Классики  считали, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианство исходило из того, что цены и заработанная плата  слабо менялись, особенно в краткосрочном  периоде. Дж. Кейнс и его последователи  считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса.

 Из-за чрезмерного вмешательства в экономику, потребовалась новая концепция,  которая,  сохраняя  регулируемый   характер рыночной экономики, помогла бы найти  государству  «экономический»  механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту  задачу  выполнила широко  известная  сегодня  монетаристская  концепция,  которую   разработал Милтон  Фридмен.  Его  теория,  не  отрицая  необходимости  государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» -  через регулирование  денежной  сферы.  Фридмен,  продолжая  мысли  меркантилистов, считал, что самым мощным фактором,  влияющим  на  экономическую  активность, является  изменение  денежного  запаса. 

   Отношение к государственному регулированию экономики на разных  этапах её  становления  было  различным:   некоторые  учёные  считали,  что  только государство в состоянии обеспечить  стабильность  и  процветание  экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что  рынок  сам  в состоянии  регулировать  себя.

 В общей  массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в  действие рыночного механизма. Можно сказать, что экономические школы расходятся только во мнение о методах и размерах такого вмешательства.

 Уже в период свободной конкуренции  значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство  вынуждено брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа. В  условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться  большой сложностью, капитало- и  энергоёмкостью, сами монополии оказались  заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке  с его стороны во внутреннем и  внешнем рынках.

   Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому,  что общие экономические процессы перешагивают  национальные  границы,  формируют новые  социально-экономические  задачи,  связанные   с   обороной,   наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. 

  

2.Тенденции и факторы динамики цен в России.

   Цены в плановой  экономике. До начала 90-ых годов в России преобладало плановое ценообразование. Цены на товары и тарифы на услуги устанавливались государством, строго контролировалось их соблюдение. Проводилась государственная политика цен, направленная на их стабилизацию и планомерное снижение. Однако время от времени осуществлялись реформы цен, которые устраняли накопившиеся ценовые диспропорции и сопровождались повышением уровня цен. Например, индекс оптовых цен всей промышленности в 1965 г. был на 30% ниже уровня 1949 г. Однако в 1967 г. Индекс вырос на 10%, а по отраслям тяжёлой промышленности – на 18%, в том числе по топливной промышленности – на 74%1.

 Цены  на продукцию машиностроения систематически снижались. Внешнеэкономические цены складывались на базе цен мировых  рынков, но в торговле со странами СЭВ  применялись контрактные цены, отличные от мировых. С одной стороны стабильность цен гарантировала рост реальной заработной платы по мере повышения  номинальной. С другой – цены с  запозданием реагировали на изменение  рыночной конъюнктуры, не позволяли  преодолевать дефицит многих товаров  на рынке. Расширялась теневая экономика  со стихийно-рыночным характером ценообразования.

 Реформа и цены. Экономические реформы начала 90-ых гг. в России начались с провозглашения свободного ценообразования. Хотя государство сохранило за собой право регулирования цен на продукцию естественных монополий, однако это регулирование носило формальный характер и сопровождалось опережающим ростом цен в этих отраслях.

 Так, в электроэнергетике цены производителей выросли за 1991-1999 годы  в 26, 9 тыс. раз, тарифы на грузовые перевозки в 22, 8 тыс. раза при росте потребительских цен за тот же период в 16 тыс. раз и цен производителей на сельхоз продукцию в 5, 2 тыс. раз. 2

 Были  ликвидированы государственные  органы ценообразования, открыт доступ зарубежным товарам и услугам  на внутренний рынок. Результатом подобной «шоковой терапии» стал скачкообразный рост цен, резкое изменение их соотношений.

 В результате такой «революции цен» произошло  перераспределение стоимости между  отраслями – в пользу более  монополизированных отраслей промышленности и транспорта и в ущерб сельскому  хозяйству. Индекс потребительских  цен почти  в трое превысил динамику номинальной заработной платы, что  привело к обнищанию значительных слоёв населения и падению  доли зарплаты в общих его доходах.

 Лишь  с 1999г. Темпы роста цен замедлились, при наметившийся тенденции к  оживлению экономики и усилению её государственного регулирования, хотя инфляционные тенденции сохранялись. Однако нарушенные ценовые пропорции  практически не восстанавливаются.

 Перспективы динамики цен. Очевидно, что в перспективе возврат к дореформенным уровням и соотношениям цен невозможен. Важнейшими тенденциями динамики цен на перспективу могут быть прежде всего сведение к минимуму темпов инфляции, предпосылки чего складываются в условиях оживления экономики. Второй момент – постепенное восстановление позиций в ценовых пропорциях, с тем чтобы улучшить условия воспроизводства в сельском хозяйстве и рабочей силы, повысить стимулирующую роль оплаты труда. Большая роль отводится усилению антимонопольного регулирования цен, ограничению возможностей отечественных монополий и транснациональных корпораций завышать цены в погоне за сверх прибылью.

 Реализация  этих тенденций предполагает усиление работы по прогнозированию цен, выработке  и последовательной реализации государственной  политике цен. Это, разумеется, не освободит  от колебаний цен, синхронизированных с динамикой мировых цен и  фазами экономических циклов. 

3.Необходимость и пределы воздействия государства на цены.

 Цены - сложный и деликатный объект государственного регулирования. В стране постоянно происходят сделки купли-продажи товаров и услуг. Цены помогают согласовать противоречия продавцов и покупателей, обеспечить необходимые экономические условия их функционирования и процесса воспроизводства. Сколько бы не нанимали чиновников, они не в состоянии уследить за каждой конкретной сделкой. Да и нужно ли это?  Ведь каждый чиновник имеет свои собственные интересы, и его вмешательство в повседневную экономическую жизнь откроет простор для произвола и коррупции. Не лучше ли предоставить возможность покупателям и продавцам самим определять цены, и пусть в конкурентной борьбе выживают сильнейшие – на благо общества?  Такой концепции придерживаются и такую политику проводят те, кто надеется на полное саморегулирование рынка. Их цель – свести роль государства в экономике к роли «ночного сторожа» или судьи на футбольном поле, который наблюдает за соблюдением игроками установленных правил игры, но сам в игре не участвует.

Информация о работе Государственное регулирование рынка и цен