Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимого вмешательства государства в ценообразование, форм, методов и результатов государственного регулирования цен.
Задачи данной работы:
Рассмотреть вмешательство государства в ценообразование на разных этапах развития общества.
Сформировать основные задачи и методы регулирования цен государством.
Рассмотреть меры, принятые Правительством РФ, направленные на выход России их мирового финансового кризиса.
Введение.
Государственное
регулирование рынка и цен
— это совокупность мер, принимаемых
правительством в процессе участия
в системе товарно-денежных отношений
и направленных на осуществление
регулирования цен в различных
сферах народного хозяйства и
контроля за ними. Таким образом, государственное
регулирование цен можно
Центральное место в механизме
саморегулирования рыночной экономике
и воздействии государства на её динамику
и эффективность занимает цена. Уровень,
соотношение и динамика цен определяет
судьбу некоторых агентов рынка, изменение
реальных доходов работника, предприятий,
государственных бюджетов.
Так нужно ли государству регулировать цены? А может быть цены – это саморегулирующийся механизм, который будет устанавливаться путём спроса и предложения на рынке? А влияние государства на их уровень лишь только ухудшит положение в обществе? А как же тогда инфляция, безработица, экономические спады? Кто в этом случае будет помогать обществу? При зрелом размышлении мы понимаем, что это концепция ошибочна, а регулирование цен – это необходимая задача любого государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен. Однако следует помнить, что участие государства в ценовой политике должно быть ограниченным.
Тема данной работы актуальна тем, что при помощи грамотной политике государство позволяет сдерживать неоправданный рост цен, смягчать их воздействие на жизненный уровень общества, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий страны.
Целью
данной работы является рассмотрение
проблемы необходимого вмешательства
государства в ценообразование,
форм, методов и результатов
Задачи данной работы:
1.История эволюций представлений о роли государства в экономике.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным. Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его.
Первые
камни в фундамент новой
Меркантилисты
подчёркивали основную роль государства
в экономике как основной институт,
способный управлять всеми
Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать.
Родоначальником классической школы считают Адами Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы.
В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество.
Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.
Но несмотря не привлекательность элементов А. Смита, не существует чисто рыночных экономик. Государство будет играть важную роль в экономике, если общество столкнётся с такими общеэкономическими проблемами, как: инфляция, безработица.
В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне.
Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианство исходило из того, что цены и заработанная плата слабо менялись, особенно в краткосрочном периоде. Дж. Кейнс и его последователи считали, что государство должно способствовать выводу экономики из кризиса.
Из-за чрезмерного вмешательства в экономику, потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса.
Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя.
В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. Можно сказать, что экономические школы расходятся только во мнение о методах и размерах такого вмешательства.
Уже
в период свободной конкуренции
значительная часть производительных
сил перерастает рамки
Сегодняшнее усилие межгосударственной
интеграции ведет к тому, что общие
экономические процессы перешагивают
национальные границы, формируют
новые социально-экономические
задачи, связанные с обороной,
наукой, экологией, воспроизводством рабочей
силы.
2.Тенденции и факторы динамики цен в России.
Цены в плановой экономике. До начала 90-ых годов в России преобладало плановое ценообразование. Цены на товары и тарифы на услуги устанавливались государством, строго контролировалось их соблюдение. Проводилась государственная политика цен, направленная на их стабилизацию и планомерное снижение. Однако время от времени осуществлялись реформы цен, которые устраняли накопившиеся ценовые диспропорции и сопровождались повышением уровня цен. Например, индекс оптовых цен всей промышленности в 1965 г. был на 30% ниже уровня 1949 г. Однако в 1967 г. Индекс вырос на 10%, а по отраслям тяжёлой промышленности – на 18%, в том числе по топливной промышленности – на 74%1.
Цены на продукцию машиностроения систематически снижались. Внешнеэкономические цены складывались на базе цен мировых рынков, но в торговле со странами СЭВ применялись контрактные цены, отличные от мировых. С одной стороны стабильность цен гарантировала рост реальной заработной платы по мере повышения номинальной. С другой – цены с запозданием реагировали на изменение рыночной конъюнктуры, не позволяли преодолевать дефицит многих товаров на рынке. Расширялась теневая экономика со стихийно-рыночным характером ценообразования.
Реформа и цены. Экономические реформы начала 90-ых гг. в России начались с провозглашения свободного ценообразования. Хотя государство сохранило за собой право регулирования цен на продукцию естественных монополий, однако это регулирование носило формальный характер и сопровождалось опережающим ростом цен в этих отраслях.
Так, в электроэнергетике цены производителей выросли за 1991-1999 годы в 26, 9 тыс. раз, тарифы на грузовые перевозки в 22, 8 тыс. раза при росте потребительских цен за тот же период в 16 тыс. раз и цен производителей на сельхоз продукцию в 5, 2 тыс. раз. 2
Были ликвидированы государственные органы ценообразования, открыт доступ зарубежным товарам и услугам на внутренний рынок. Результатом подобной «шоковой терапии» стал скачкообразный рост цен, резкое изменение их соотношений.
В результате
такой «революции цен» произошло
перераспределение стоимости
Лишь с 1999г. Темпы роста цен замедлились, при наметившийся тенденции к оживлению экономики и усилению её государственного регулирования, хотя инфляционные тенденции сохранялись. Однако нарушенные ценовые пропорции практически не восстанавливаются.
Перспективы динамики цен. Очевидно, что в перспективе возврат к дореформенным уровням и соотношениям цен невозможен. Важнейшими тенденциями динамики цен на перспективу могут быть прежде всего сведение к минимуму темпов инфляции, предпосылки чего складываются в условиях оживления экономики. Второй момент – постепенное восстановление позиций в ценовых пропорциях, с тем чтобы улучшить условия воспроизводства в сельском хозяйстве и рабочей силы, повысить стимулирующую роль оплаты труда. Большая роль отводится усилению антимонопольного регулирования цен, ограничению возможностей отечественных монополий и транснациональных корпораций завышать цены в погоне за сверх прибылью.
Реализация
этих тенденций предполагает усиление
работы по прогнозированию цен, выработке
и последовательной реализации государственной
политике цен. Это, разумеется, не освободит
от колебаний цен, синхронизированных
с динамикой мировых цен и
фазами экономических циклов.
3.Необходимость и пределы воздействия государства на цены.
Цены - сложный и деликатный объект государственного регулирования. В стране постоянно происходят сделки купли-продажи товаров и услуг. Цены помогают согласовать противоречия продавцов и покупателей, обеспечить необходимые экономические условия их функционирования и процесса воспроизводства. Сколько бы не нанимали чиновников, они не в состоянии уследить за каждой конкретной сделкой. Да и нужно ли это? Ведь каждый чиновник имеет свои собственные интересы, и его вмешательство в повседневную экономическую жизнь откроет простор для произвола и коррупции. Не лучше ли предоставить возможность покупателям и продавцам самим определять цены, и пусть в конкурентной борьбе выживают сильнейшие – на благо общества? Такой концепции придерживаются и такую политику проводят те, кто надеется на полное саморегулирование рынка. Их цель – свести роль государства в экономике к роли «ночного сторожа» или судьи на футбольном поле, который наблюдает за соблюдением игроками установленных правил игры, но сам в игре не участвует.
Информация о работе Государственное регулирование рынка и цен