Государственное регулирование рынка и цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимого вмешательства государства в ценообразование, форм, методов и результатов государственного регулирования цен.
Задачи данной работы:
Рассмотреть вмешательство государства в ценообразование на разных этапах развития общества.
Сформировать основные задачи и методы регулирования цен государством.
Рассмотреть меры, принятые Правительством РФ, направленные на выход России их мирового финансового кризиса.

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование рынка и цен.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

 Однако  при зрелом размышлении мы можем  утверждать, что эта позиция ошибочна, она может привести ( как это  показал недавний опыт России и других постсоветских стран) к весьма опасным  для общества последствиям. Почему же так произошло? Ответ прост -  не всегда интересы рынка и общества совпадают. 

 Во-первых, экономику любой страны можно  представить в виде трёхсекторного круга.  В одном, преобладающем  секторе, господствуют рыночные отношения. Государство здесь не должно вмешиваться  в практику формирования и изменения  цен, оно лишь должно наблюдать за соблюдением агентами рынка установленных  законом общих правил. Продавцы и  покупатели продают друг другу товары и услуги по ценам, которые уравновешивают их интересы. Другой сектор – нерыночной, но он так же имеет важное значение для существования и развития общества. Это фундаментальная наука, образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, экология, армия, органы правопорядка. Организации этой сферы оказывают услуги конечным потребителям, как правило, бесплатно, им нечего  продавать.  Но они получают бюджетную поддержку, используют цены для приобретения необходимых им товаров. Государство должно влиять на уровень цен для этой сферы, обеспечивающей возможность её функционирования. Третий сектор – инновационно-стратегический. Государство обязано поддерживать крупные инновации и стратегические сдвиги в интересах настоящего и будущего поколений, поколений, повышать конкурентоспособность экономики в целом. Крупные инновации обходятся недёшево и на первых порах приносят убытки. Если все затраты по разработке и производству включить в цену, покупатели не станут приобретать такую продукцию. Может быть, возложить эти затраты на производителя? Это исключено. Он не станет выпускать приносящие убытки изделия. Государству нужно использовать методы прямой и косвенной поддержки инновационных прорывов, которые затем приносят плоды как товаропроизводителям, так и обществу в целом.

 Во-вторых, только  абстрактно можно предположить, что на рынке все продавцы и  покупатели равны, что в свободной  конкурентной борьбе они определяют уровень цен. На самом деле агенты рынка не равны, совершенной конкуренции  ни в одной стране, а тем более  на мировом рынке не существует.  Более сильный диктует слабому  свою цену, стремясь получить сверхприбыль. В любой экономике существуют монополии, теневой сектор. Условия торговли на мировом рынке диктуют транснациональные корпорации. Поэтому государство с помощью антимонопольного законодательства и других мер призвано ограничивать своекорыстие монополистов, обеспечивать примерно равные условия для конкуренции, ограждать интересы слабых.

 В-третьих, государство само является собственником  предприятий, фирм, акционерных обществ  и участником рыночной игры. Ему  принадлежат стратегические унитарные  предприятия, недра, основная часть  земельных, лесных и водных ресурсов, организация науки, культуры, образования, здравоохранения. Государство несёт  ответственность за функционирование таких организаций, за сохранение и  воспроизводство (в экономическом  смысле) природных ресурсов. Оно  устанавливает или регулирует цены на продукции государственных предприятий  и организаций, уровень рентных  платежей, ставки налогов и платежей, которые в конечном счёте включаются в цены, влияют на их уровни и соотношения.

 Следовательно, государство не остаётся бесстрастным наблюдателем и судьёй на экономическом  поле. Оно само непосредственно влияет на процесс ценообразования, вырабатывает и проводит в жизнь государственную  политику цен. Однако это участие  должно иметь определённые пределы. Практика планового ценообразования  себя не оправдала, когда государственные  органы централизованно устанавливали  миллионы цен и пытались контролировать их соблюдение. Она сковывала инициативу руководителей предприятий, затрудняя  реакцию на изменения конъюнктуры  рынка. Вмешательство государства  в ценообразование должно быть ограниченным, регламентироваться законом.  

 3.1.Государственная политика цен.

 Государственно  регулирование процессов формирования и динамики цен преследует стратегические цели, которые находят выражение  в государственной политике цен.  Эта политика осуществляется органами государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также во внешнеэкономических отношениях. Политика цен меняется на разных этапах развития общества и трансформации экономики, в разных фазах экономических циклах. Так каковы же цели и основные задачи государственной политики цен в начале XXI века?

 Во-первых, эта политика должна способствовать закреплению тенденции экономического роста. Необходимо свести к минимуму уровень инфляции, создать экономические условия роста и обновления производства. Государство должно выполнить сложнейшую задачу – использовать весь арсенал методов прямого и косвенного воздействия на агентов рынка, чтобы добиться расширения спроса, увеличения производства и продажи товаров и услуг, сокращения государственных расходов, уменьшения сферы деятельности теневой экономики.

 Во-вторых, долгосрочная цель современной политики цен – устранение глубоких ценовых  диспропорций, сложившихся за годы кризиса и бесконтрольной динамики цен в интересах монополий. Условия  расширенного воспроизводства должны быть созданы для всех отраслей и  во всех регионах. Это прежде всего  регулирование цен отечественных  монополий, подтягивание уровня цен  сельскохозяйственных производителей и цены на рабочую силу (т. е. контроль за реальной заработной платой). Нужно  так же иметь в виду, что во время кризиса обновление основных фондов почти прекратилось, это привело  к нарастанию техногенных аварий и падению конкурентоспособности  отечественной продукции.  Поэтому  амортизация основных фондов и капитализируемая прибыль должны быть достаточны для  осуществления масштабных инвестиций за счёт собственных средств предприятий  и банковских кредитов. Необходимо также существенное увеличение затрат на поддержку стратегических и социальных инноваций и на экологические  цели. Все эти задачи должны решаться перспективной политикой цен.

 В-третьих, ещё одна цель государства – это  ограничение влияния монополий (включая естественные) на цены, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который насыщает рынок товарами и услугами и обеспечивает занятость для миллионов рабочих. Для этого требуются тонкие и чёткие механизмы государственного регулирования цен, достаточно прозрачные, чтобы свести к минимуму возможность коррупции и сферу действия и влияние на эти процессы теневой экономики.

 В-четвёртых, необходимо своевременно менять задачи и методы регулирования цен на разных фазах экономических циклов – как среднесрочных, так и  долгосрочных. В фазах оживления  и подъёма политика цен должна содействовать расширению спроса и  производства, освоению новых и улучшенных видов товаров и услуг. В фазах  кризиса и депрессии – выживанию  наиболее эффективных и перспективных  видов продукции и производства, поддержанию уровня реальных доходов  населения. Государственным служащим нужно владеть методологией прогнозирования  и анализа цикличной динамики экономики, умело использовать цены в механизме антикризисного регулирования.

 Реализация  ценовой политики – дело государственных  органов, экономических министерств  и ведомств.  

3.2. Формы и  методы государственного регулирования цен. 

 Для реализации политики цен необходимо умело использовать разнообразные  методы государственного регулирования  цен, которые выработаны и проверены  на практике как в нашей стране, так и за рубежом. Какие это  методы?

 Статистикой выработаны разнообразные методы мониторинга  цен. Таковы индексы различных видов  цен, паритеты разных видов цен, выборочные 

 обследования  отдельных видов цен или цен  на отдельных рынках и т.п. Показатели статистики цен регулярно публикуются  в статистических сборниках, они  помогают выявить тенденции динамики цен и своевременно вырабатывать меры против негативных тенденций. Динамика цен служит своеобразным барометром экономической погоды.

 Сложнее обстоит дело с прогнозированием цен. Цены нередко совершают неожиданные  повороты, непредсказуемые сдвиги, поэтому успехи в этом деле невелики. Прогнозированием занимаются все –  от покупателей конкретных товаров  и услуг до их производителей, проектировщиков, банков, государственных органов. Однако без прогноза динамики цен невозможно разработать достоверный долгосрочный или среднесрочный прогноз или  стратегический план социально-экономического развития страны и её регионов, обосновать инвестиционную программу или проект, определить перспективы социальной политики.

 Законодательное регулирование ценообразования  и политики является важнейшим элементом  воздействия на цены. В законодательном  порядке должны быть определены основные категории этой сферы деятельности, виды цен, образующих единую систему, порядок  формирования цен, санкции, применяемые  при нарушении законодательства.

 Использование дифференцированных методов государственного регулирования цен в различных  отраслях и ценах. Здесь неприменимы  единые шаблонные схемы, нужен конкретный подход, учитывающий специфику отдельных  видов деятельности.

 Профессионализм в деле государственного регулирования  цен. Ценообразование – одна из самых  сложных областей экономической  деятельности, и государственное  воздействие на эту область должно осуществляться на профессиональной, квалифицированной основе, при ясном  понимании всех предпосылок и  последствий принимаемых мер. Поверхностный  подход, непрофессионализм, ошибки, как  показал опыт 90-ых гг., могут принести непоправимый, долговременный ущерб. Поэтому  нужно обучать всех госслужащих вопросам ценообразования и политики цен, а также готовить по этим вопросам специалистов, которые профессионально занимаются этой деятельностью в государственных органах ценообразования.

 Конечно, любое вмешательство в свободное  ценообразование не застраховано от ошибок, так как не всегда удается  предусмотреть ответную реакцию  заинтересованных сторон, тем более  количественно измерить последствия  такого вмешательства. Поэтому политика централизованного регулирования  цен должна быть гибкой и соответствовать  сложившимся условиям в данный момент времени, быть постоянно сориентированной на рост эффективности производства и совершенствование его структуры, на расширение покупательной способности  широких слоев населения. Основное внимание следует уделять тем  секторам рынка, в которых отсутствуют  условия для конкуренции, в том  числе и международной, так как  чересчур закрытый национальный рынок  ориентируется в основном на высокие  цены, а не на рост эффективности  производства и совершенствование  выпускаемой продукции.

   Среди возможных способов воздействия государства на цены различают прямое и косвенное воздействие.

 Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

 В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются  и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем  методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

 Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

 Прямое  вмешательство государства целесообразно  тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного  роста.

 Решение о необходимости регулирования  цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.

 Прямое  воздействие на цены и лидерство  в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении  товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Можно выделить следующие формы прямого  вмешательства государства в  процесс ценообразования.

 1. Общее  замораживание цен (оно применяется  при чрезвычайно сильном инфляционном  развитии экономики) или замораживание  цен на отдельные группы товаров.

 2. Установление  фиксированных цен и тарифов.  Фиксированные цены с твердо  установленной величиной формируются  по решению соответствующих органов  власти и управления и ими  же утверждаются. Решению о введении  фиксированных цен предшествует  процедура определения прибыли  (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Информация о работе Государственное регулирование рынка и цен